Сергей МИХАЙЛОВ, заместитель начальника Северо-Восточного окружного управления образования: – Исполнение бюджета окружной системы образования в прошлом учебном году проходило в пределах бюджетных ресурсов Северо-Восточного округа, в условиях продолжающейся бюджетной реформы, которая направлена на оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы с учетом требований бюджетного законодательства. Звучит все это очень сложно, но за этой сложностью простой вывод: каждый руководитель сегодня должен быть менеджером и организатором. Проведение такой работы предполагает усиление взаимосвязи, согласованности финансово-бюджетной политики с экономической, инвестиционной и социальной политикой, которая осуществляется в Москве и в Северо-Восточном округе, в каждом районе. Кроме того, необходимо создание условий для поэтапного перехода к программно-целевому бюджетированию, которое понимается как грамотное составление и исполнение бюджета. Очень важно, что в этом году бюджет города принимается на трехлетний срок, и мы в своих планах должны это учитывать.
Объем финансовых ресурсов окружной системы образования за последние пять лет увеличился в два с половиной раза, в 2002 году году финансы округа составляли примерно 2,5 млрд.рублей, в 2007 году – почти 6 млрд.рублей. Наибольший объем финансовых расходов – выплата заработной платы и начисления (45% всех расходов округа). За счет бюджета мы к началу нового учебного года провели плановый капитальный ремонт зданий 10 объектов образования (школы №№ 288, 303, 254, 258, 267, 308, 1220, детский сад № 1001 и так далее), по 6 ОУ дополнительно будет выполнен капитальный ремонт, текущий ремонт проводится в 70 учреждениях округа практически на сумму 90 млн.рублей. При этом основной нашей задачей было и остается повышение качества ремонтных работ, сегодня полностью оправдало себя применение новых современных материалов, в том числе напольной плитки в коридорах и вестибюлях, установление в пищеблоках и санузлах металлических и реечных потолков, использование современных технологий. Это будет улучшать внешний вид наших образовательных учреждений, воспитывать в детях бережное отношение к зданиям.
В этом году в округе шла работа над несколькими программами, в частности, над программой благоустройства территорий. Для успеха воспитательной работы очень важно, в какой обстановке, в каком окружении проходит самый значительный период жизни ребенка – пребывание в детском саду, в школе, поэтому мы понимаем, что взрослые должны сделать территории образовательных учреждений безопасными, уютными и красивыми. Основные задачи – комплексное благоустройство учреждений (в этом году их 22), создание на территории ОУ условий для всестороннего развития и отдыха учащихся и воспитанников, применение современных технологий для создания клумб, цветников, вертикального озеленения, активное включение обучающихся, воспитанников всех возрастов в социальную практику, в общественно значимую и посильную обслуживающую деятельность с помощью различных акций, конкурсов и работ по благоустройству территорий. Среди учреждений, которые наиболее активно решают все эти задачи, – гимназии №№ 1554, 1518, школы №№ 270, 764, 219, 214, 1411 и многие другие. У нас нет школьных и детсадовских учреждений, которые не участвовали бы в конкурсе «Школьный и детсадовский дворик», в этом году проходил конкурс проектов, которые предложили дети, и учащийся школы № 1411 занял первое место в городском конкурсе по благоустройству со своей работой о том, как он видит благоустройство и строительство пристройки к своей школе. Его проект занял первое место, учащийся получил денежную премию 25 тысяч рублей и направление на учебу в МАРХИ, хотя он пока еще учащийся только 10-го класса. Могу сказать, что в округе у большинства руководителей ОУ изменилось отношение к благоустройству территорий и в целом к программе, все понимают, что в такой европейской столице, как Москва, школьный и детсадовский двор – визитная карточка и города, и учреждения.
В этом году идут серьезные работы по установке автоматических систем пожарной сигнализации и вывода сигнала на пульт «01», значительные электромонтажные работы, потому что электрохозяйство округа включает 419 действующих электроустановок, 50% которых находятся в эксплуатации уже более 25-30 лет и не подвергались частичному или выборочному ремонту.
Мы провели очень важную работу – плановое обследование всех образовательных учреждений с составлением актов и титульных списков на ремонт оборудования из средств экономии учреждений, округа, Департамента образования. Сегодня идет работа по ремонту фасадов – дополнительно мы ремонтируем фасады в 18 ОУ.
Очень сложное и нужное дело – оформление и регистрация в оперативном управление права землепользования. 89% ОУ уже выполнили эту работу, ежедневно всем нужно заниматься вопросами оформления права на оперативное управление, оформлением документов на землю, потому что в Москве различные организации захватывают земли, стараются отнять территории у школ и детских садиков. Согласование различных вопросов – сложный и трудоемкий процесс, который в случае промедления может привести к различным штрафным санкциям со стороны городских инспекций, проверяющих использование жилого фонда и земли. В нашей дирекции создано новое структурное подразделение – отдел маркетинга и тендеров, проведено обучение в части организации конкурсов и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд с правом ввода информации в АИС. Дирекция в прошлом учебном году провела 67 конкурсов и 52 котировки на общую сумму почти 2 млрд. рублей. Сегодня нужно активно работать над расходованием нормативных средств, бюджетных средств, правильно проводить конкурсы и тендеры.
К новому учебному году мы подходим, имея в своем составе 429 образовательных учреждений; педагогическая целесообразность в использовании экономических механизмов, при которой директор школы должен создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал уважительное отношение к себе, оценивается по нескольким показателям. Это квалификация учителя, современная среда, в которой находятся учитель и ученик, безопасные и комфортные условия пребывания в ОУ, полноценная среда общения со сверстниками. Финансирование системы образования сегодня можно сравнить с поливом сада: важен не только общий объем воды, но и то, к каким растениям проложены шланги и трубы, по которым течет вода, в каком объеме она поступает. Немаловажно, чтобы не было утечки, нужно учитывать и оценивать увеличение общего ресурса системы, оговаривая то, как влияет на работу улучшение условий для подавляющей части учеников. Именно с такой позиции нужно сделать все, чтобы все программы были реализованы, в том числе и нацпроект «Образование», так же, как наиболее важный проект 2007 года – проект нормативного финансирования. Нормативное финансирование – это не просто математические формулы и параметры, это количество учащихся, в соответствии с которым выделяются средства. Ресурс выделяется не школе, не учителю, конечный приобретатель пользы от этого ресурса – ученик. Все средства, которые поступают в школу, в конечном итоге должны интенсивно работать на этого ученика.
Задачи, которые мы должны поставить на перспективу, связаны с задачами на новый учебный год. Сегодня мы полностью подготовились к зиме, завершили работы по капитальному и текущему ремонту, подписали все паспорта готовности ОУ, успешно выполнили программу благоустройства и будем работать над ней в дальнейшем, проведем все тендеры с учетом перехода школ на нормативное финансирование, составим сметы будущего финансового года, когда каждый директор должен, выйдя на территорию, войдя в здание, понять, куда по смете он должен направить свои средства. Нормативное финансирование полностью отвечает принципам работы нашей школы сегодня. Эти принципы будут заложены руками директоров в те сметы, которые они составят грамотно, проконсультировавшись с бухгалтериями, специалистами окружного управления образования. Умение директоров видеть, учиться, прислушиваться к мнению коллег, которые достигли хороших результатов, обеспечит для системы образования округа нормальную стабильную работу и успех в этой работе.
Комментарии