Такой простой вопрос. Казалось бы, есть должностные инструкции, там все описано: что имеет право, за что несет ответственность. Но отчего тогда каждый директор задает себе этот вопрос в течение всей своей профессиональной деятельности? Некоторые мои коллеги уже высказывались на эту тему на страницах «Учительской газеты-Москва», мне хотелось бы продолжить дискуссию на эту тему.
Мои директораРазмышляя о том, кто такой директор школы, сначала невольно обращаешься к своему опыту в попытках опереться на конкретные примеры из своей жизни. Два слова о моих образцах. Первые образы – кинематографические. Их два. Директор – завхоз: «Я завхоз, Илья… Вот достану новое оборудование для мастерских – радуюсь. Кондиционеры выбью – горжусь!» – Николай Борисович, директор школы из кинофильма «Доживем до понедельника». Директор – интегратор и коммуникатор: «Я хочу научить их уважать чужое мнение и защищать собственное!» – Борис Николаевич Свешников, директор школы из фильма «Дневник директора школы». Директоров реальных, в школах которых я учился и работал, всего трое. Мой первый директор – Галина Алексеевна Кожина, которая запомнилась мне своей принципиальностью, прямотой и попыткой честно поговорить с нами, семиклассниками, об истории России, когда однажды заменяла урок (потому что тогда в системе образования учителей не хватало). Мы говорили о Петровских реформах. Была дискуссия. Меня тогда поразила та серьезность, с которой она отнеслась к моей оценке негативных последствий реформ Петра I. Ее образ для меня: директор – внимательный и прямой человек.Мой второй директор – Софья Львовна Чернер. Ее я видел пару раз в жизни (как мне кажется), кроме выступлений на линейках и вручения аттестатов. Но про нее я точно знал, что именно она открыла юридический и экономический классы и пригласила к нам преподавателей из высшей школы – один из них был членом-корреспондентом РАН. Ее образ для меня: директор – успешный управленец. Мой третий директор и Учитель – Наталия Никитична Языкова. Именно она меня, студента IV курса, принимала на работу, а через несколько лет порекомендовала на свою должность. Она для меня стала примером интеллигентности и уважительного отношения ко всем людям, примером мудрости, профессионализма и преданности делу своей жизни. Несколько дней назад Наталия Никитична отметила свое 80-летие. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить ее. Она для меня директор – лидер педагогического коллектива, интеллигентный и содержательный педагог. Когда же наступила пора самому возглавить образовательную организацию, я отчетливо понимал, что следования образцам будет явно недостаточно. Это убедило меня начать собственный поиск моих профессиональных приоритетов. Вот некоторые из них.Я – директорКлючевым для меня понятием в связи с моей работой остается понятие лидерства. Директор школы – это лидер педагогического коллектива, лидер в инновационном развитии образовательной организации. Он тот, кто знает, куда идет сам, он тот, за кем в том же направлении готовы идти его коллеги. Для того чтобы это было именно так, руководитель должен стать тем, кого можно назвать так: директор – образовательный политик. То есть именно он отвечает за реализацию прежде всего государственной образовательной политики. Одна из моих дискуссий с некоторыми моими коллегами, если несколько ее упростить, сводится к вопросу, который они мне часто задают: «А какой должна быть школа Новокрещенова?» Я всегда отвечаю, что я со своими коллегами строю не школу Новокрещенова, а большую московскую школу. Потому что большинство авторских школ (при огромном уважении к их авторам) разваливается после ухода основателей – безусловно, авторитетных лидеров. Мне и моим коллегам важно, чтобы в результате наших трудов возникла самая современная школа, которая будет динамично развиваться, предоставляя максимальному количеству москвичей качественное образование, чтобы в нее были заложены правильные механизмы развития и надежная система управления. Отсюда следует следующая важная роль руководителя московской школы: директор – сильный управленец. Многие привычно поругивают систему образования, не утруждая себя отслеживанием реальной картины дел, которая в нашем городе за последние несколько лет разительно изменилась. Причем изменилась в лучшую сторону. Сегодня смело можно говорить о том, что система московского образования – одна из лучших в мире, для такого тезиса имеются все объективные основания. Но как сделать так, чтобы эта очевидная для нас вещь стала бы столь же очевидной и для всего общества? Для этого школа в лице директора должна выходить в публичную сферу: средства массовой информации, социальные сети. Директор должен стать коммуникатором. Причем для начала внутри своей организации: нужно общаться с людьми, объяснять им, что происходит в школе, в системе образования, почему принимаются те или иные решения. Нужно быть понятными людям.И еще одно. Для того чтобы директор не сбился с правильного курса (а нас часто сбивают и рутина, и наша увлеченность), он должен правильно видеть основу своей деятельности, отвечая на вопрос: а для кого он работает? И здесь ответ может быть, на мой взгляд, только один: для каждого ученика. А раз так, то директор – человек, который в школе отвечает за образовательные результаты каждого ребенка, его безопасность. Поэтому директор прежде всего защитник интересов ребенка.Я не знаю, что обо мне по прошествии лет скажут ученики, каким я был директором в их представлении. Но для меня это не столь важно. Главный результат работы директора – это успехи его школы, то есть успехи учеников. Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор школы №2095 «Покровский квартал»
Комментарии