Вполне традиционная профессиональная мечта детства – стать учителем… Но некоторые сразу берут планку повыше – директором. Неудивительно, что на Всероссийском конкурсе «Директор школы»-2016 многие вспоминали своих самых главных школьных наставников… И не важно, был это пример от противного или настоящий светлый идеал, все это глубоко укоренилось в сознании будущих управленцев и дало свои плоды, потому что все мы родом из детства.
Любой профессиональный конкурс главным образом проверяет… мастерство. Например:Мастерство поиска ответовАтакуют конкурсантов «Директора школы»-2016 вопросами все – от членов жюри до учеников начальной школы. Создается ощущение, будто присутствуешь на экзамене – как минимум на госах. Дети спрашивают о разном, но одинаково интересно и умно, и заставляют школьных управленцев крепко задуматься над многими темами.Начинают с простого: – Какая детская мечта воплотилась, когда вы стали директором?- Стала директором, – улыбается руководитель школы №18 поселка Паркового Краснодарского края Галина Власова. – Из детского сада я убегала в школу, директор ловил и отправлял обратно, а потом смирился и разрешил приходить. Тогда и поняла, что хочу стать таким же чутким директором.- Что, по-вашему, общего у космонавта и директора?- Каждый из них может взлететь и упасть, – размышляет директор школы №5 города Великие Луки Псковской области Светлана Жолудева. – Главное – не зазвездиться и верить, что мы все можем быть в каком-то смысле космонавтами…- Тяжесть ответственности за школу равна тяжести неба на плечах атлантов? – ребята продолжают тему высокого полета.- Отчасти да, – делится Светлана Юрова, руководитель школы №40 им. Героя Советского Союза В.И.Смоляных города Новошахтинска. – Директор чаще всего пытается взвалить эту ношу на себя, но, когда есть команда единомышленников, можно перераспределить ответственность и вместе выдержать эту тяжесть.- Нужно ли директору вести какой-либо предмет?- В теории нужно, – уверена директор школы №50 Петроградского района Санкт-Петербурга Марина Зомитева. – Я всегда беру в начале года класс, но уже к октябрю понимаю, что пора передать его, иначе мне потом будет трудно объяснить старшекласснику, что он плохо сдал ЕГЭ, потому что Марину Иосифовну постоянно вызывали на совещания…Вопросы от взрослых не менее заковыристые:- Вспомним известный принцип: 20% усилий дают 80% результата. Что из ваших ежедневных действий вы бы отнесли к этим 20%?- Узнавание людей, которые находятся вокруг меня, – отвечает Светлана Жолудева. – Остальные 80% занимаюсь, что называется, копанием в себе.- Дети, педагоги, финансы, команда, успех – уберите лишнее.В основном все убирают финансы, потому что есть много вещей, которые стоят больше, и если у вас есть замечательная команда и замечательные ученики, всегда можно добиться успеха.- Что для вас страшный сон директора?Первая реакция на вопрос – смех, после – глубокая задумчивость.- Страшный сон – это финансовые проверки, потому что человек проверяющий очень далек от школы и очень близок к деньгам, – говорит Андрей Шевченко, директор краснодарской школы №98 им. Героя Российской Федерации генерал-полковника Г.Н.Трошева. – А уж если действительно из области страшных снов, то кошмар – это если я приду в школу, а туда больше никто не придет…Мастерство быть смелымДесятке суперфиналистов, которых выбрало жюри по итогам двух дней испытаний, сложную задачу предложили уже на старте: безграничное доверие, полный карт-бланш на два года – что делать, какие управленческие решения принимать, как изменится управленческий стиль, какие задачи из числа нерешаемых можно решить?Некоторые конкурсанты тут же в ответ удивились: раз уж мы здесь, разве все эти годы в наших школах не было такого же (или почти такого же) безграничного и взаимного доверия? Разве удалось бы добиться такого уровня успешности? – Наша школа – это коллектив из 56 городов бывшего СССР… Представляете, я уехал на конкурс и только сейчас понял, что буквально бросил школу – за все это время ни разу не позвонил. Почему? Доверяю! – поделился Андрей Шевченко.- А возможности отказаться от такого доверия не будет? – полушутливо поинтересовалась Татьяна Дебелова, директор школы №151 города Красноярска. – Я, кстати, задумалась о том, что такое доверие. Это ведь не обладание особыми ресурсами, не приращение материального и кадрового потенциала… Это чуть больше – это возможность действовать в своей логике управления организацией. О временных аспектах доверия задумалась и Галина Власова:- Доверие – понятие обоюдоострое. Это ситуация, когда несешь огромную взаимную ответственность… На самом деле я рада, что всего два года: дров не наломаешь, да и контрольно-надзорные органы не заскучают!Итоги первой части суперфинала весьма лаконично подвел председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы»-2016, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков:- Все, что я сейчас скажу, – это не критика, это диагноз. «Все хорошо – мне ничего не надо» – вот как вы отвечали на вопросы.Действительно, как отметили и члены жюри, и часть конкурсантов, которые на стадии суперфинала уже лишь наблюдали за испытаниями коллег, немногие из десятки говорили о необходимости перевести доверие в органичное состояние, немногие вспомнили о том, что жизненный цикл в школе – это 11 лет, и управленческие задачи решаются, учитывая это обстоятельство.- Мне вообще показалось, что никто не выстроил свою программу в рамках кредита доверия, наоборот, произошло его полное отторжение! – возмутилась директор физико-технического лицея №1 города Саратова Людмила Правдина. – И сейчас я понимаю, что такое кошмарный сон управленца – получить кредит доверия и отказаться от него!- За два года можно черту голову сломать! Можно найти прорывные вещи и выстрелить так, что мало не покажется, – поддержал коллег член оргкомитета конкурса, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург. – Если лидер школы боится, что тогда делать учителю? Распрямите плечи и ничего не бойтесь!Мастерство обоснованного выбораДоверие – орудие обоюдоострое, это конкурсанты точно подметили. Да и сам конкурс «Директор школы» можно назвать обоюдно интересной и обоюдно сложной проверкой для его участников и жюри. Как отобрать из более чем 300 человек всего 30 достойных сражаться в финале? Как узнать, кто обладает наиболее полным набором профессиональных качеств, необходимых современному директору, – 24-летний представитель молодого поколения управленцев или самый опытный 70-летний конкурсант, который многое повидал на своем профессиональном веку? Только путем строгого отбора и непростых конкурсных испытаний, в числе которых в этом году и эссе на тему «Управленческий компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного», и видеоролик с ответом на проблемный вопрос «Я хороший директор, потому что…», и, конечно же, сложные задания для десятки суперфиналистов. Так выявляются лидеры, так закаляется профессиональный характер…Число тех, кому небезразлично, сколько в стране по-настоящему сильных и продвинутых директоров, год от года только увеличивается – конкурс прирастает партнерами, в числе которых с этого года и Министерство образования и науки РФ. Точно так же удается организаторам «Директора школы» сохранить и то ядро изначально неравнодушных, кто окружал конкурс с самых первых дней его существования. Так, традиционная желтая майка лидера от Анатолия Каспржака, директора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, досталась на торжественной церемонии награждения призеров и победителей конкурса Елене Лебедевой, директору калининградской начальной школы – детского сада №72 «Солнечная страна». Вручил свой знаменитый приз и Константин Ушаков. Подборка современной профессиональной литературы для мыслящего директора, или «Портфель Ушакова», досталась в этом году директору лицея авиационного профиля №135 городского округа Самара Сергею Копытину.«Учительская газета» также по традиции вручила свой специальный приз. Из рук первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой заслуженную награду получила Юлия Ачкасова, директор школы №21 Василеостровского района города Санкт-Петербурга имени Э.П.Шаффе.- Прежде всего я бы хотела от лица «Учительской газеты» как традиционного партнера и собрата «Директора школы» по конкурсному движению поздравить оргкомитет, жюри и участников с завершением испытаний, – отметила Ирина Димова. – «Директор школы» органически близок к «Учителю года России», у наших конкурсов схожие цели и сверхзадачи. И я очень рада тому факту, что участники Всероссийского конкурса «Учитель года России», которые прошли это непростое испытание в статусе педагогов, становятся в дальнейшем участниками «Директора школы», как, например, Дмитрий Скурихин, Людмила Правдина… …Как только объявили тройку лидеров – третьей к финишу пришла Татьяна Дебелова, «серебро» досталось Айдару Шамсутдинову, директору школы №165 с углубленным изучением английского языка города Казани, а на первом месте оказался Андрей Шевченко, – в кулуарах вполголоса начали делиться еще одним неожиданным наблюдением: «А вы помните, что «Директор школы»-2011 Дмитрий Скурихин в 2005-м вошел в «пятнашку» на «Учителе года России»? Почти то же самое у Андрея Владимировича! Он попал в финал «Учителя года России» в 2010-м…»Конечно, это еще не традиция, но, похоже, уже тенденция – новая тенденция личностного, профессионального и карьерного роста российских директоров. Зоя ДАВЫДОВА (фото)
Комментарии