Район Ясенево один из самых больших не только в Юго-Западном округе, но и в Москве. И как всякий спальный район с точечной застройкой в последние 20 лет, имеет проблемы: из 27 образовательных учреждений почти 70% имеют наполняемость ниже нормативной, очередь в дошкольные учреждения отсутствует, а некоторые из них испытывают трудности с набором. Особенность района в том, что большинство школ и ДОУ сгруппированы внутри микрорайонов и расположены рядом. Поэтому вопросы реорганизации в районе пришлось рассматривать с точки зрения всего образовательного пространства Ясенева в целом, а не отдельных учреждений или групп.
В январе 2012 года совет директоров школ и совет заведующих ДОУ района создали рабочую группу, которая на основании данных, полученных из образовательных учреждений, проанализировала ситуацию в каждом микрорайоне и подготовила предложения для обсуждения с коллегами. После обсуждения и внесения дополнений появился план реорганизации образовательного пространства нашего района. Затем окружное управление образования провело внешнюю экспертизу этого плана на основе данных ЮЗОУО, ОМЦ, управы района, которая подтвердила его жизнеспособность, в результате были внесены лишь незначительные коррективы.В результате образовательное пространство Ясенево может быть представлено шестью территориальными образовательными комплексами и тремя профильными образовательными комплексами различной направленности. В состав комплексов планируем включить не только школы и дошкольные учреждения, но и отделения центра психолого-медико-социального сопровождения, а также учреждения дополнительного образования. В результате реорганизации появится возможность размещения профессионального колледжа на территории района Ясенево.Сегодня уже началась реализация некоторых элементов этого плана, потому что для некоторых учреждений вопрос сохранения детского коллектива и коллектива педагогов стоит очень остро, и промедление лишь усугубит ситуацию. На практике получается «либо быстро, либо хорошо». Каждая ситуация уникальна и требует кропотливой подготовительной работы, но должен быть определен и единый для всех учреждений алгоритм действий (какие организационные мероприятия должны быть проведены и кем, какие документы оформлены). Всю эту информацию необходимо разместить на сайте ЮЗОУО, а ссылки – на сайтах образовательных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, тогда сразу отпадет необходимость доказывать родителям, что проведение родительских собраний без представителей управления не означает отсутствие гарантий в конечном результате.Для каждого родителя его ребенок – это целая Вселенная. И если ребенку хорошо здесь и сейчас, то родители не понимают, зачем же лучше? А вдруг лучше не будет? Вопрос порой не в отсутствии доверия к кому-то, а в отсутствии надежды на лучшее вообще. И, не разобравшись в ситуации, люди просто с ходу отвергают любые перемены. Отсюда жалобы, обиды, уже и не разберешь, кто допустил просчет и когда. В этой связи очень важно, чтобы в управлении образования был компетентный человек, который смог бы оказать квалифицированную помощь и в юридической области, и в вопросах финансов, и в психологическом плане – часто это становится самым главным.Любым процессом нужно управлять. Если учреждение находится в зоне неблагополучия, понятно, что управленческие навыки администрации оставляют желать лучшего. Зачем же усугублять ситуацию, ставя перед ней задачи по реформированию учреждения, не подключая опытного сотрудника управления образования, если, что называется, и в «мирной жизни» многие вопросы не решаются? Сделать «крайним» директора проще всего, но это не решение проблемы.Не последнюю роль в процессе любой реорганизации играют социальные гарантии сотрудников и руководителей ОУ. Вопросы сохранения рабочих мест должны быть проанализированы и оговорены заранее, неуверенность в завтрашнем дне рождает страх, а эта эмоция никогда не помогает в работе.Людмила НОВОТОЧИНА, директор Центра образования №1445
Комментарии