Из неприятных и огорчительных новостей последнего времени есть такая: по статье 278 ТК РФ уволена директор школы №1332 Мария Струве. Родители школы негодуют, пишут письма, атакуют Юго-Западное окружное управление образования, но родительский коллектив не монолитен. Одни ратуют за то, чтобы Марию Георгиевну восстановили на работе, другие – за то, чтобы ее ни в коем случае не возвращали не только на директорское место, но даже на место руководителя ею же созданной знаменитой хоровой капеллы. Возникает резонный вопрос: а что же происходит в этой замечательной школе с углубленным преподаванием предметов области знаний «Искусство»?
На родительском собрании в школьном актовом зале, заполненном до отказа, кипели страсти. Родители младших школьников к словесной баталии с представителями окружного управления образования и новым директором школы №1332, назначенным после увольнения Струве, приготовились основательно. Вопросы задавали, видимо, заранее распределив роли и порядок выступления, сторонники Струве, которые буквально захватили микрофон в зале и долгое время не давали его другим. Родители учеников средней и старшей школы к дискуссии не готовились, но в конце концов тоже высказали свое мнение. Между двумя группами располагалась еще одна – родители, недоумевающие и озадаченные тем, что, оказывается, происходит в этой творческой школе. Представители двух полюсов своими выступлениями все объясняли.
Первая группа знать ничего не хотела – верните директора, ведь их дети поют и танцуют, Мария Струве им это обеспечивает на самом высоком уровне, потому что она человек необыкновенный. В самом деле, в Москве, в России и за ее пределами Мария Струве, дочь гениального Георгия Струве, известна как выпускница Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессоров К.М.Лебедева и Вл.Г.Соколова), почетный работник общего образования РФ, президент Гильдии дирижеров-хоровиков России, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук, руководитель детской хоровой капеллы, которая побеждала на многих московских и международных конкурсах, автор и руководитель проекта «Голоса будущего». А кроме того – автор и создатель школы №1332 с изучением «Искусства».
История создания школы интересна – когда Мария Струве стала победителем московского конкурса «Учитель года-2000» в номинации «Вдохновение и артистизм», тогдашний руководитель Юго-Западного окружного управления образования Михаил Тихонов удовлетворил настойчивую просьбу Марии Георгиевны и назначил ее своим приказом директором школы-новостройки, надеясь, что эта школа будет уникальным образовательным учреждением. В эту школу устремились родители, желавшие, чтобы их дети достигли существенных успехов в творчестве. Та часть родителей, которая продолжает желать этого, сегодня бьется за возвращение Струве в директорское кресло. Но есть и другая часть, которая борется совсем за другое.
В 2008 году группа родителей учеников третьего класса направила коллективное заявление в Юго-Западное управление образования: они протестовали против того, что в школу с благословения Марии Струве проникают идеи сайентологии. Кроме того, весной и в декабре 2008 года для учащихся старших классов в учебное время вместо занятий в школе проводил лекции центр «Нарконон», хотя приказом министра здравоохранения РФ Царегородцева №254 от 19. 06. 1996 г. использование методов «Нарконона», а также любых других методик, связанных с именем Хаббарда, было запрещено в государственной медицинской практике. На этих лекциях детям раздавались брошюры Хаббарда «Дорога к счастью». В управлении с Марией Георгиевной побеседовали, она этого не отрицала, хотя по Закону «Об образовании» такое в принципе не разрешено. В школе были организованы платные курсы для педагогов, проводимые общественной международной организацией «Прикладное образование», которые посещали 20 педагогов дополнительного образования. За это на первый раз директору объявили выговор, надеясь, что она поймет и осознает неправильность своих поступков. Но через какое-то время Мария Георгиевна направила Михаилу Тихонову письмо, в котором предлагала открыть на базе школы №1332 экспериментальную площадку по внедрению в школьный процесс идей Рона Хаббарда. Комментарии, что называется, излишни.
Школа, возглавляемая Марией Струве, продолжала проводить семинары, приобщающие педагогов к технологиям сайентологии. Учителя, которые приходили устраиваться на работу, должны были за собственные 6000 рублей окончить курсы и войти в курс идей сайентологии, иначе их карьера в школе не могла состояться. Им читали лекции, в частности, по книге «Инструменты обучения для преподавателей» с подзаголовком «Основано на работах Л.Рона Хаббарда», пособию, предназначенному для использования в центрах «Прикладного образования».
Почему, несмотря на то что управление и родители были против всего этого, Мария Струве решительно поступала так, как считала нужным? Видимо, в какой-то момент человек, снискавший славу в профессиональной деятельности, считает, что никому не подотчетен, хотя понятно, что директор школы как раз лицо подотчетное и обязан действовать по закону. Видимо, Мария Струве была уверена: если что, родители защитят. Но нельзя было не обращать внимания на тех, кто не согласен с тем, чтобы их детей приобщали к идеям сайентологии, а они снова и снова направляли жалобы в управление образования. В 2009 году в управление поступила коллективная жалоба родителей учеников уже 7-8-х классов: они были не согласны с тем, что в школе №1332 нарушаются Закон «Об образовании», а также права обучающихся на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и утвержденным графиком учебных занятий на свободное посещение занятий, не предусмотренных учебным планом. Речь шла о том, что в апреле 2009 года в школе Фонд «Фокус-Медиа» провел мероприятие по программе «Танцуй ради жизни», не утвержденной Минобрнауки РФ. Письмо родителей проверяла Зюзинская прокуратура, факты подтвердились. В очередной раз управление дало Струве шанс вместе с очередным выговором. Условие было: еще одно нарушение – и директор расстанется со своим руководящим местом.
На собрании родители, которые не входят в группу противоборствующих, с возмущением говорили, что их дети не получают необходимых знаний по общеобразовательным предметам, что в школе нет оборудованных современных кабинетов, что мебель приходится покупать, как и многое другое, что в школе обшарпанные стены, а отлично оборудован только концертный зал. Как говорят родители, Струве сообщала им, что на ремонт и приобретение всего необходимого окружное управление не выделяет средств, а потому просила помочь материально. Представители управления на собрании сообщили родителям, что никаких заявок на это от школы не поступало. Можно по-разному трактовать ситуацию, но нельзя забывать о том, что согласно Закону «Об образовании» к компетенции ОУ относятся вопросы материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными, местными нормами и требованиями. В законе сказано: должностные лица ОУ несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха учащихся. По мнению родителей учеников средней и старшей школы, таких условий директор Струве не создавала, хотя родители делали весомые вступительный и ежемесячные взносы в фонд, из которого в школу потом поступали немалые средства.
Прокуратура в ответ на обращения родителей провела проверки и выявила много самых разных нарушений. В частности, была увеличена вопреки СанПиНам предельная образовательная нагрузка в первых классах (один раз в неделю в первых классах 5 уроков), но не было динамических пауз в середине учебного дня для первоклашек. В 5-9-х классах проводились сдвоенные уроки по основным и профильным предметам, что также нарушение требований СанПиНов. (Кстати, сервер в нарушение правил не блокирует доступ учащихся к нежелательным ресурсам Интернета – об этом директор как-то не позаботилась.) В компьютерных классах не соблюдались требования к размещению компьютеров и мониторов, прививки проводились в помещениях, для того не предназначенных, а в паспорте готовности к новому учебному году было указано, что процедурная в школе есть (при ее отсутствии). К тому же, вопреки требованиям постановления Правительства Москвы, паспорт безопасности в установленном порядке не был согласован. Интересно, что бы сказали родители, горой стоящие за Струве, если бы по ее вине в школе возник пожар из-за несоблюдения мер пожарной безопасности? Ведь в школе нет ни системы оповещения, ни работающей АПС. По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности прокуратура возбудила дело об административном правонарушении. Претензии – к директору Марии Струве. Сегодня Дирекция ЮЗОУО в спешном порядке приводит школу в соответствие с требованиями. В апреле 2010 года прокуратура возбудила дело об административном правонарушении за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим средствам воспитания и обучения, учебной мебели.
Замечу, что для жизни школы чрезвычайно важно наличие главного документа – устава. Новая редакция устава была принята на собрании школы еще в 2009 году, но до сих пор новый устав не зарегистрирован, а у школы нет правильной гербовой печати.
В старом уставе, по которому пока вынуждена жить школа, есть пункт, что она имеет право осуществлять обучение в форме экстерната и семейного образования. Но в ходе проверки не обнаружилось каких-либо договоров или других документов, «регламентирующих обучение в рамках Государственного образовательного стандарта по индивидуальному учебному плану, по ускоренному курсу обучения либо освоения образовательных программ в иных, кроме очной, формах и свидетельствующих о согласовании учредителем осуществления обучения в форме экстерната и семейного образования, либо в иной форме». Между тем в прошлом учебном году для обучения в школе были приняты дети, для которых фактически было введено свободное посещение учебных занятий с обязательной итоговой аттестацией в школе. Все это было сделано без оформления соответствующих договоров и распорядительных документов. Педагоги школы №1332 не отмечали присутствие этих детей на занятиях, не осуществляли текущий контроль успеваемости. Таких детей было 17, и на самом деле они получали образование в учреждениях «Русский сад» (12), «Страна чудес» (6), «Прикладное образование СНГ» (1), АНО «Элита» (Константин Струве – сын Марии Струве). (Кстати, какая из этих организаций и какое отношение имеет к сайентологии, предлагаю желающим поинтересоваться на соответствующих сайтах в Интернете.) Из 17 учеников 16 не живут в ЮЗАО. Представители «Русского сада» представляли в школу №1332 текущие работы учащихся и ведомости с итоговыми оценками по изучаемым предметам за триместр либо полугодие на каждого ребенка, но не оформленные на фирменном бланке, не заверенные печатью юр. лица и подписью должностного лица; учащиеся регулярно приезжали в школу, для того чтобы написать контрольные работы и сдать зачеты. Восемь учащихся – Данила Маслов, Анастасия и Александр Григорьевы, Леся и Стефан Клыша, Максим Ильин, Роберт Масленников и Константин Струве – числились в школе №1332 только по документам. В.Маркина и В.Александров, принятые в сентябре 2009 года в 10-й класс, в январе 2010 года были переведены в 11-й класс по итогам аттестации, но для них не разрабатывался индивидуальный учебный план, а в их личных делах нет данных об аттестации по актерскому мастерству, которое включено в число изучаемых предметов учащимися 10-го класса.
На информационном стенде при входе в школу висит объявление для родителей о наборе детей 2004-2006 годов рождения на дошкольное отделение. Только на родительском собрании бедные родители узнали, что у школы нет права на обучение по программе дошкольного образования, так как этого нет в полученной ею лицензии. А это уже нарушение другого закона – «О защите прав потребителей», ибо потребителям-родителям не предоставляли достоверной информации об оказываемых услугах.
Отдельный разговор о финансовых нарушениях. В школе незаконно «завышали разряды педагогам дополнительного образования при установлении зарплаты, принимали и оформляли финансовые документы на сотрудников, не имеющих документов о прохождении обязательной аттестации, устанавливали необоснованную доплату педагогам дополнительного образования за совмещение должностей в основное учебное время, выплачивали в нынешнем учебном году доплаты за ведение ГЭП, хотя она была завершена в августе 2009 года, в личных делах сотрудников не было трудовых соглашений, обязательных для оформления дополнительной нагрузки. Через фонд «Просвещение-Благомед» на родительские деньги – почти миллион рублей – было приобретено оборудование, из общего количества на баланс не была представлена большая часть приобретенного – на 748 тысяч рублей».
Нарушений, обнаруженных прокуратурой, много. Все претензии не к великолепному хоровику Марии Струве, а к директору школы №1332 Марии Струве. Хоровик она в самом деле уникальный, а вот с директорством дела у нее явно не получилось. Управление образования имело основания уволить директора, допустившего существенные нарушения. Но никто не мешает Марии Георгиевне продолжать свою творческую работу за пределами школы, как она делала это раньше, не возглавляя ее. Родители, конечно, могут и дальше добиваться ее возвращения в директорский кабинет, но им надо понять: Мария Струве – взрослый человек, она все в своей жизни выбирала сознательно, она сама принимала все решения и теперь за все эти решения отвечает. На вопрос «Кто виноват?» в этой истории есть очевидный ответ.
Комментарии