search
main
0

Директор-нарушитель аттестацию не пройдет. В Архангельской области партнеры перешли от общих фраз к реальным действиям

О правозащитной деятельности архангельских коллег рассказывала Нина ПЛОТНИКОВА, заместитель председателя областной организации профсоюза, главный правовой инспектор труда, причем рассказывала со знанием дела, так как очень много сил отдает этому важному направлению.

– Правозащитная деятельность Архангельской территориальной организации профсоюза осуществляется правовой инспекцией труда, созданной по постановлению президиума обкома от 5 декабря 2003 года. Руководствуясь положением о правовой инспекции, утвержденном ЦК профсоюза, мы определили 17 ее основных функций, на выполнении которых и были сосредоточены все усилия. Особую значимость при этом приобретают контроль за соблюдением трудового законодательства, правовая и социальная защита работников, представительство их прав и интересов в органах власти, в судах, в нормотворческой деятельности, правовое обучение профсоюзного актива. С февраля 2004 года важную роль в работе инспекции играет совет по правовой работе, заседания которого проводятся ежеквартально. Председатель совета – главный правовой инспектор, юридическое образование имеют три члена совета, его работа строится в соответствии с положением, утвержденным президиумом областной организации профсоюза.

Штатным и внештатным правовым инспекторам в полном объеме предоставляются государственные гарантии, которые закреплены в условиях отраслевого соглашения и коллективных договоров. Поэтому число инспекторов остается стабильным, а в марте 2007 года состав правовой инспекции увеличился до 96 человек, причем базовое юридическое образование имеют 3 штатных и 2 внештатных правовых инспектора. В этом году начали обучение, получая второе, юридическое, образование еще 2 внештатных инспектора, трое начнут учебу в следующем году. Но все равно этого недостаточно, мы страдаем от того, что среди внештатников мало людей с юридической подготовкой. Уровень правовой грамотности по оформлению итогов проверок нас тоже тревожит. Внештатник порой не видит нарушений, то есть не имеет должной квалификации для проведения самостоятельной проверки. Над этим вопросом мы работаем. Есть еще и проблема привлечения внештатных инспекторов к широкой контрольной деятельности, к проверкам в течение учебного года. Только в каникулярный период мы можем это сделать, так как в течение учебного года они замкнуты в рамках своего образовательного учреждения. Остается еще одна проблема: в некоторых территориях области (например, в Холмогорском районе) до сих пор затягивают решение об организации работы инспекций: там не видят необходимости в том, чтобы детализировать контрольную функцию и выполнять ее вместе с профсоюзом.

Состав инспекции в Архангельской области представлен в основном председателями районных, городских и первичных профсоюзных организаций. С 2005 года к правозащитной работе в качестве внештатных инспекторов привлечены специалисты по кадровой работе в 65% процентах управлений образования, документоведы, руководители образовательных учреждений. Это сыграло положительную роль в повышении правовой грамотности инспекции и в налаживании деловых связей с органами управления образованием.

Основная задача, которую мы решаем, – укрепление правовой инспекции. На этот счет в области уже разработана соответствующая программа. Обучение инспекторов осуществляется в рамках работы школы правовых знаний, тематических семинаров в районах и городах области, спецкурса для профсоюзных кружков. Работая в малых учебных группах, инспектора прежде всего занимаются поиском важных правовых решений в конкретных ситуациях, возникающих практически постоянно. Довольно широко используются различные интерактивные формы обучения, методики которых разрабатываются правовой инспекцией. Сегодня уже готов сборник тестов и ситуационных задач для проведения занятий с использованием интерактивных форм. Хорошо зарекомендовала себя учеба-практикум, проводимая с активом на базе образовательных учреждений. В первую очередь на таких занятиях отрабатывается методика проведения проверок соблюдения трудового законодательства, а также оформление итогов проверки. Сегодня профсоюзная организация обладает целым перечнем ролевых и деловых игр, которые помогают инспекторам существенно повысить свою квалификацию.

Для успешного выполнения своих функций правовая инспекция укрепляет взаимосвязи с органами государственного надзора и контроля, законодательной и исполнительной властью, судами. Наличие таких деловых связей имеет большое значение для осуществления контроля, нормотворческой деятельности, для защиты работников, организации обучения профсоюзного актива. Например, в 2005 году по требованию профсоюза был уволен директор школы-интерната. Органы управления образованием не очень любят увольнять того или иного нерадивого руководителя по требованию профсоюза. Они всегда стараются найти другое основание. Я, как правовой инспектор, была направлена для проверки соблюдения трудового законодательства в школу-интернат города Коряжмы. После моей проверки было выставлено требование к работодателю – Департаменту образования области – об увольнении директора за многочисленные нарушения трудового законодательства. Директору вынесли дисциплинарное взыскание, но для наказания была изыскана такая причина: сокращение штата. Два учреждения – школу-интернат и детский дом – реорганизовали, объединили, одного директора уволили по сокращению. Вообще руководители образовательных учреждений наименее всего склонны выполнять трудовое законодательство, особенно этим отличаются директора профессиональных учреждений. Но так или иначе мы их проверяем и выносим представления, выстраиваем с ними отношения через Департамент образования и соответствующие управления на местном уровне. У нас есть территории, где сто процентов директоров образовательных учреждений состоят в профсоюзе, есть территории, где половина, везде картина разная. Сейчас мы решаем вопрос о членстве в профсоюзе руководителей государственных областных учреждений.

У правовой инспекции профсоюза и государственной инспекции труда есть взаимная заинтересованность в достижении общих задач. Это дает возможность проводить совместные проверки наиболее проблемных учреждений и целых территорий, привлекать к ответственности работодателей, допустивших грубые нарушения, поводить взаимные консультации по наиболее сложным вопросам применения трудового законодательства. Хорошие результаты дают совместные семинары, организуемые по итогам таких проверок. Показатели работы инспекций за последние два года подтверждают правильность выбранной модели работы: результаты проверок оформляются совместными актами, предписаниями и вручаются работодателям в присутствии правового инспектора профсоюза.

К настоящему времени уже сложилась определенная система работы с органами прокуратуры. Этому во многом способствуют нормотворческая деятельность и работа по отбору школ для участия в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Обращения в прокуратуру в основном связаны с обжалованием нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и действий работодателей, нарушающих права работников и профсоюза. В 2005 году отказ от применения мер прокурорского реагирования на некоторые материалы, представленные правовой инспекцией профсоюза, был связан с уникальной позицией прокуратуры по вопросам предоставления коммунальных льгот для работающих ветеранов. Сегодня проблемы взаимоотношений с прокуратурой во многом удается решать.

Укреплению связей с областным Департаментом образования способствовали подписание договора о взаимодействии и осуществлении контроля за соблюдением законодательства, обучении руководителей образовательных учреждений и профсоюзного актива, разработка плана по его реализации на 2006-2007 годы. Подобная работа проведена и в большинстве территорий области. Все это позволило укрепить правовую инспекцию работниками кадровых служб, проводить совместные проверки целых территорий и отдельных учреждений, ужесточить требования к руководителям по соблюдению законодательства и прав работников. Мы представляли в ЦК профсоюза совместное решение коллегии Департамента образования и президиума областной организации профсоюза от 17 мая 2007 года. И если в предыдущих документах было много общих слов и декларативных фраз (усилить, активизировать и так далее), то сейчас мы получаем уже конкретные результаты выполнения данного совместного решения. Например, при аттестации руководителя образовательного учреждения на соответствующую квалификационную категорию оценивается то, как он соблюдает трудовое законодательство. Эту оценку дает профсоюз, потому что его представитель входит в состав главной аттестационной комиссии. Таким образом, руководителю-нарушителю сейчас пройти аттестацию сложно. С нынешнего учебного года будет определен график аттестации руководителей на высшую квалификационную категорию. Мы будем обязательно проверять эти учреждения совместно с органами управления образованием. 66% специалистов районных и городских отделов образования по кадрам – наши внештатные инспектора. Думаем, это правильно. То, что среди внештатных инспекторов есть руководители образовательных учреждений, тоже неплохо, так как это руководители, выращенные профсоюзом. Они – наши сторонники, их присутствие в нашей инспекции дает ей и им особый статус.

В области уже сложилась эффективная система контроля за соблюдением трудового законодательства. Этому способствовало проведение общепрофсоюзных проверок. С 2006 года правовая инспекция организует и межрегиональные тематические проверки, итоги которых подводятся в ноябре. Значительный охват проверками стал возможным благодаря привлечению к этой работе широкого круга внештатных инспекторов и актива.

Нужно отметить, что руководители образовательных учреждений в целом не очень хорошо воспринимают те представления, которые им выписывает правовой инспектор. Когда выписывает государственная инспекция, с этим ничего не поделаешь, не поспоришь, а вот предписания нашей, профсоюзной инспекции им не очень нравятся. Рядовые внештатники – учителя, воспитатели – иногда пасуют при оформлении таких документов, пишут не представления, а рекомендации по устранению тех или иных нарушений. Но, так или иначе, работа у нас идет по правилам, мы объясняем, что в соответствии с положением необходимо рассмотреть такой-то документ в установленный срок, принять меры. Процентов 10 руководителей задерживают ответы на наши представления, но мы осуществляем контроль, когда подводим итоги, информируем организации о том, что есть нарушения сроков реагирования. В целом же работа складывается нормально.

Значительные усилия профсоюзная организация области предпринимает по судебной защите работников. Снижение числа материалов, направленных в суды в 2006 году, объясняется тем, что некоторые спорные вопросы (по назначению пенсий, предоставлению мер социальной поддержки и так далее) удается отрегулировать до судебных рассмотрений, добиваясь значительного объема погашения имеющихся задолженностей. Устойчивой становится тенденция по защите прав незаконно уволенных работников. Большинство работодателей после вмешательства профсоюза отменяют свои приказы и отказываются от намерений по их увольнению. По-прежнему большинство судебных споров связано с назначением пенсий, доля трудовых споров составляет 7%.

Экономическая результативность решения правовых вопросов складывается из сумм тех выплат, которые получены по судебным решениям, из бюджетных средств, выделенных дополнительно для погашения задолженностей перед работниками образования.

Правовое обеспечение социальной защиты связано с заключением соглашения и оказанием правовой помощи при заключении коллективных договоров и контроле за их выполнением. Председатель Архангельской областной профсоюзной организации Владимир Манушкин – член областной трехсторонней комиссии и представляет на этом уровне интересы членов профсоюза. Экономическая эффективность соглашений за два года составила более 122 миллионов рублей. Она складывается из дополнительно полученных денежных средств на повышение оплаты труда молодежи, в том числе надбавок за работу на севере, из выплат материальной помощи, выходных пособий и погашения долгов по социальным выплатам.

За два года правовая инспекция подготовила предложения по 22 областным законам, нормативно-правовым актам, результативность учета всех предложений составила около 80%.

Значительную часть времени правовая инспекция посвящает и личному приему членов профсоюза. С 2007 года в области созданы три юридических консультации.

Несколько оживилась информационная работа. Это достигается путем разъяснения действующего законодательства и правозащитной деятельности профсоюза в газетах, в информационных бюллетенях. Разработаны новые макеты коллективного и трудового договоров, правила трудового распорядка, разъяснения положений Трудового кодекса и другие документы.

Участие в конкурсе правозащитной работы способствовало проведению глубокого анализа правозащитной деятельности областной организации профсоюза и его правовой инспекции, выявлению ее резервов, проблем и недостатков. Конкурс подвигнул нас на поиск новых форм и методов работы по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте