search
main
0

Директор на уроке

Учитель всегда ждет от директора школы всестороннего анализа уроков. Поэтому обязанность директора состоит не только в том, чтобы указать учителю на хорошие и слабые стороны его методики, но и вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить, чем обусловлен достигнутый успех, направить преподавание так, чтобы учитель мог развивать свое педагогическое мастерство.

Дать такой глубокий анализ можно лишь на основе изучения всей системы работы педагога. В нашей школе мы стремимся к этому. План посещения уроков составляется на основе изучения целой темы, раздела, курса. Поэтому я практикую как разбор отдельных уроков, так и обобщенный анализ по теме и даже по целому курсу (например, по истории в 5-7-х классах).

Такое изучение уроков, помимо указаний на отдельные промахи и случайные ошибки учителя, дает мне возможность ставить перед ним и всем коллективом крупные педагогические проблемы, разрешая которые мы можем повысить уровень учебно-воспитательной работы школы.

Отставание, неуспеваемость учащихся – прямое следствие неправильно организованной работы на уроке. В своей практике мы встречались со многими случаями, свидетельствующими о том, что если ученик не поймет материала в классе, не усвоит основных понятий, то он не будет иметь глубоких знаний. Поэтому при посещении уроков я обращаю главное внимание на умение учителя использовать разнообразные пути для развития самостоятельной умственной деятельности ученика, на руководство его учебной работой.

Даже хороший внешне рассказ учителя, но не рассчитанный на самостоятельное осмысливание детьми объясняемого материала, не дает положительного результата.

Вот на уроке Конституции СССР учитель излагает тему «Образование Советского государства». Излагает грамотно, речь у него хорошая. Ученики внимательно слушают, лица их сосредоточены. Но на следующем занятии выясняется, что они заучили слова, текст учебника, запомнили рассказ учителя, но основных понятий не усвоили. Учитель на уроке не пробудил мысли учащихся.

Разъяснить преподавателю такую ошибку иногда бывает легче, чем добиться исправления ее, изменения методики преподавания. Здесь и выступает на первый план организация обмена опытом передовых учителей, борьба за то, чтобы этот опыт стал достоянием всего коллектива школы. Этой задаче подчинены у нас взаимопосещения уроков, открытые уроки лучших учителей с последующим коллективным анализом. Методические совещания, заседания педагогического совета мы стремимся сделать школой передового опыта.

В связи с этим хочется поставить еще один вопрос – об уровне педагогической культуры директора и заведующего учебной частью школы. Они должны показывать образцы педагогического мастерства, уметь конкретно, предметно, на примере своих уроков учить педагогов, особенно молодых.

Жизнь нашей страны, развитие советской науки ставят перед школой все новые и новые задачи. Советское учительство должно все время неуклонно повышать идейный и научный уровень учебно-воспитательной работы. Путь к этому – всемерное улучшение культуры педагогического труда.

Контроль директора, глубоко принципиальный, партийный, научно обоснованный анализ уроков с показом того, как нужно усовершенствовать методику их проведения, – важнейшее средство повышения качества работы учителя.

В. СУХОМЛИНСКИЙ, директор Павлышской средней школы Кировоградской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте