Самое большое удовольствие в работе управленца – это когда ты идешь по «тихим» школьным этажам. Именно там, за дверями кабинета, и начинается Школа с ее буднями и праздниками, событиями и случаями, радостями и горестями…
Обычный школьный день. Перемена. Обхожу школу и вижу в дальнем конце коридора стоит группа восьмиклассников и что-то эмоционально обсуждает:- Ну давай подойдем. Она поможет.- Ты думаешь?- Уверен.- Уверен он… Вопрос-то какой? Серьезный… более чем…- И чего ты сомневаешься? Она и так самый главный человек в школе! Если не она, то кто?Ну, думаю, дожила. Наконец-то! Восьмиклассники, не самые, между прочим, простые люди в нашей школе, признали-таки, прочувствовали, поняли… И в этом ореоле собственной значимости двигаюсь на встречу…- Лариса Николаевна, а мы к вам! Здравствуйте, Алла Юрьевна! Вот это поворот! Ну ничего, говорю себе, не такие удары держала. Соберись! Осознала. Подавила. Обернулась. И вижу: по коридору спешит к своим восьмиклассникам самый главный человек в их школьной жизни – классный руководитель. И бодро так: – Что стряслось? Давайте спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой… Сейчас разберемся… – Здравствуйте, Алла Юрьевна!И я немного растерянно спрашиваю:- Помощь нужна?А в ответ слышу: – Ну что вы, мы сами!И уводит за собой, на ходу продолжая беседу, не самых простых, между прочим, людей в нашей школе. И они, на две головы выше своего классного руководителя, идут рядом, что-то доказывая, обсуждая, споря…Вот так однажды на перемене в школьном коридоре встретились два директора – директор школы и директор класса.Понятно, когда малыши, ученики начальной школы, воспринимают своего классного руководителя как самого главного для них человека в эти первые школьные годы, который поможет решить проблему, выслушает, подскажет… Но в стократ ценнее, когда таким же образом относятся к нему более старшие ребята.Это ли не измеритель здоровья современной школы, не достойный ответ ворчунам про «не то нынче поколение»? Убеждена, что это так.Так кто же он – современный московский классный руководитель? Конечно, прежде всего личность – талантливая, неординарная ежедневно интересная своим подопечным личность. Но это аксиома, не требующая доказательств.Школе как воздух нужна не дополнительная нагрузка к должности учителя в образе классного руководства. Нужны классные руководители – управленцы. Нужен своего рода директор класса, учащийся искусству управления у детей, которые заставляют работать на идею собственного развития всех, кто попадает в поле их внимания.И современная школа дает такому классному руководителю все необходимые рычаги управления при планировании, организации, реализации своей воспитательной системы, коммуникативного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Такой директор класса не только защитник и эффективный переговорщик, он прежде всего навигатор в мире всего самого интересного, познавательного, инновационного. Он первая и самая важная инстанция для детей и родителей при решении возникающих проблем. Отрадно осознавать, что в школе №2122 таких классных руководителей подавляющее большинство. И это сегодня тренд не только школ Троицкого и Новомосковского административного округов, но и всей системы образования Москвы. Маркерами эффективности такой системы работы современных директоров классов служат высокие результаты обучающихся ТиНАО в городских проектах: спартакиадах, президентских спортивных играх, олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», образовательных субботах, в которых не просто участвуют, но сотрудничают все три компонента образовательных отношений «учитель – ученик – родитель».Другим немаловажным критерием эффективности является постоянное стремление к дальнейшему развитию, непочиванию на лаврах былых заслуг. Здесь очень важно понимание – чего ты не знаешь, где этому научиться. Не ошибаться на деле, действуя зачастую в соответствии со своими заблуждениями и надеждой на извечное русское «авось» (что само по себе очень опасно для руководителя), а понимать свои проблемы, учиться у тех, кто умеет и знает, кто уже успешен. В этой связи ТиНАО – прекрасный пример. Наш округ, которому в этом году исполняется 5 лет, открыт для всех стремящихся к лучшим результатам. Многие учителя, классные руководители являются подписчиками на страницы социальных сетей других школ округа, поддерживают коллег в их успехах. Не только ставят «лайки» (хотя это тоже показатель ухода от «местечковости» и сопричастности общему успеху, формирования, если хотите, корпоративной московской педагогической и управленческой культуры), но и живо обсуждают, принимают, переделывают «под себя» классные находки, нестандартные приемы (как ни странно, эти качества помогла сформировать работа в системе Московской электронной школы, которая предполагает ровно такой же подход). Участником одного из таких экспериментов однажды стала и я. Есть в нашей школе один замечательный озорной 5-й класс. И классный руководитель под стать своему классу – интересный и местами озорной… и вот однажды эта веселая компания решила вызвать к себе на откровенный разговор директора школы. Захотели наши пятиклассники узнать: а что за человек руководит школой, каким была директор в их возрасте? Сказано – сделано! Приготовили пятиклашки вопросы для вашего покорного слуги, нарисовали плакат-заставку (да так старались, что даже учительский ноутбук «заиграл» новыми красками!), организовали пространство… и чтобы развеять мои последние сомнения в том, что это не игра, а серьезное и ответственное мероприятие, назвали нашу встречу «Немедленно в угол!». Классный руководитель потом мне рассказывал, что ребята до последнего сомневались – придет или не придет гость программы. И директор пришел. И состоялся разговор. Очень откровенный, интересный и, надеюсь, взаимополезный. Спрашивали и про первую двойку, и про то, почему стала учителем, нарушаю ли правила в школе, чем занимаюсь на перемене, просили дать совет классу. Больше всего запомнился совсем не детский вопрос: «Как вы считаете, обязательно ли быть отличником, чтобы стать успешным человеком?» В общем, доложу вам, отвечать на вопросы пятиклашек без подготовки не очень просто.В заключение хочу поделиться еще одним наблюдением. В последнее время, проходя мимо школьной учительской, стала замечать, что она все больше становится похожа на некий совет директоров, где наши классные руководители, наши директора классов не просто встречаются и общаются, но вместе творят настоящее и будущее современного московского образования.Алла ШУРУХИНА, директор школы №2122
Комментарии