search
main
0

Директор и семья

Как совместить в себе черты руководителя, жены и матери? Или эти понятия несовместимы? Мнения посетительниц сегодняшнего «Директорского клуба» по этому поводу диаметрально противоположны. Одни уверены: роль директора нужно оставлять за дверью, когда входишь в дом, другие, наоборот, считают, что вся семья должна жить школьными проблемами.

СтатфактСколько женщин у руля?Директоров школ*начальных – 2898 человек,из них 2750 женщин;основных – 11550 человек,из них 8368 женщин;средних (полных) – 36936 человек,из них 24542 женщиныПо данным Росстата на 1 октября 2004 года* Школы Рособразования

Людмила ИВАНОВА, директор Правохеттинской средней школы, Ямало-Ненецкий АО: Порядок на троих

Я работаю директором 22 года. К моменту назначения на эту должность у меня уже была семья – муж, который тоже преподавал в школе, и двухлетняя дочь Маша. Мне пришлось открывать школу в северном трассовом поселке, куда только вертолетом можно долететь: комплектовать классы оборудованием, собирать необходимые учебники по школам Надыма. Поэтому совмещать директорскую работу с домашними обязанностями было очень сложно. Но наша семья выработала четкий план распределения труда, которое неукоснительно выполняется и по сей день. Мне, как математику, было не сложно установить порядок и составить единую систему для всей семьи по выполнению домашних дел. Например, при уборке квартиры у нас четкое разграничение зон действий – муж, дочка и я наводим порядок каждый на своей территории. Это позволяет выполнить работу качественно за короткое время. Также неукоснительно выполняются и семейные традиции: в выходные дни – русская баня и вкусные обеды. В приготовлении обеда тоже принимают участие все члены семьи. Директору школы нужна поддержка и взаимопонимание близких, тогда и проблемы будут решаться легко. Семья – это моя опора. Что касается воспитания детей, то они учатся на примере своих родителей. Дочь видела нашу загруженность на работе, старалась помочь и в меру своих возможностей разгрузить от домашних дел. Всегда старалась быть первой в учебе, чтобы родители гордились ее успехами. Поэтому окончила школу с медалью. Секрет воспитания прост – нужно всегда уделять время своему ребенку и быть ему другом.

Людмила ДЕГТЯРЕВА, директор НОУ «Аврора», Новосибирск: Рабочий день – круглосуточно

Директором в маленькой школе на окраине Новосибирска я стала в 25 лет. Некоторое время мы даже жили в школе. По ночам надо было топить кочегарку, так что рабочий день продолжался круглосуточно. Семья к этому привыкла. Я успешно, как мне кажется, отработала в таком режиме несколько лет, а потом начала создавать свою школу. И по-прежнему считала: если человек берет на себя такой груз ответственности, он морально должен быть готов работать много, работать всегда, когда это необходимо.

Главная проблема для меня – поиск и подбор кадров. Пусть не обижаются коллеги на то, что я скажу: мало хороших, достойных учителей, которые соответствовали бы современным требованиям к учителю. Позиция учительства изменилась и стала более потребительской, чем в те времена, когда я начинала работать директором. Есть еще, конечно, советский тип учителя. Таких волнует не только обучение, но и воспитание. Им важно душевное состояние ребенка, о чем он думает, с кем общается, как выглядит, здоров ли, не случилось ли чего дома. Но все чаще встречается другой тип: пришел, отчитал и ушел. Этих уже не волнует ничего: «Я просто пришел преподать свой предмет». Так проще, так легче. Если ты не замечаешь проблему ребенка, то ее вроде как и нет, и делать тебе ничего не надо. И спится спокойней. Я же считаю, если человек по-настоящему работает в школе, то и вся семья должна там работать. У меня тот самый случай.

Муж мне помогает по строительным, хозяйственным и техническим вопросам. Он не педагог, а строитель. Между прочим, директором я стала, заручившись его поддержкой. Он знает всю школьную жизнь. Все разговоры у нас – о школе. Утром он везет меня на работу – говорим о школе. Возвращаемся – я рассказываю о том, что сделано за день. И ему интересно слушать!

Дочка моя сейчас уже выросла, а в детстве она была моей помощницей. Собственно, эту школу я создавала для нее. В начале 90-х, когда она училась в «началке», я не нашла школы, где моему ребенку было бы комфортно и хорошо. Правда, когда дочь закончила одиннадцатый класс и со школой нужно было прощаться, она призналась мне: «Мама! Как мне стало легко – я всегда чувствовала груз ответственности, ведь я – дочь директора».

Надежда СКУРАТОВА, директор школы славянских культур №479, Санкт-Петербург: Вместо мамы – фото в рамочке

Совмещать работу с домашними заботами очень сложно, не говоря уже о воспитании детей. По сути, свой ребенок зачастую оказывается обделенным вниманием. Представьте, дошло до того, что дочка поставила свой портрет в рамочке на мой рабочий стол с просьбой не забывать о ее существовании. Сейчас я получаю второе высшее образование: учусь на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, и времени на семью остается катастрофически мало. Я очень благодарна мужу и дочери, что они это понимают и поддерживают меня. А вообще семья – главная опора в жизни.

Когда возвращаюсь с работы домой, как бы я ни устала, мы с дочкой пьем чай на кухне, и она рассказывает, как прошел день. Я слушаю, что-то советую, стараюсь как можно меньше критиковать и учить, хотя иногда очень хочется. Дочка, в свою очередь, всегда спрашивает, как у меня дела в школе, что нового. Увы, в этом году мне пришлось отказаться от преподавания: слишком много времени стала занимать административная работа. Общения с детьми очень не хватает, это ведь своего рода отдушина.

Мария ШЕБАЛКИНА, директор 151-й школы, Нижний Новгород: Переставьте себя с шестого места на первое

Когда-то со мной психологи проводили тест и попросили расставить в порядке убывания самых близких для меня людей. Я, как и многие из нас, начала с мамы, мужа, дочери и где-то месте на шестом (я же тоже как-то люблю себя) написала «Я». Психолог мне тогда сказала: «До тех пор, пока вы в этом списке не поставите себя на первое место, не будет успеха», – и объяснила, что любить себя – значит сохранять себя для близких.

Предназначение женщины, кем бы она ни работала, – это семья. Я хочу призвать женщин немного перестроить себя в этом направлении. Да, конечно, быть директором школы – тяжелый труд. Но я всегда встречаю мужа с работы, как бы поздно он ни пришел, и всегда провожаю его на работу, как бы рано он ни вставал. Мне приятно делать его жизнь комфортной, потому что рядом с ним я чувствую себя женщиной. Директором в доме быть нельзя, закрывается дверь, и ты становишься мамой и женой. Это важно, это нужно, это необходимо.

В то же время я очень люблю свою профессию. Шла к ней осознанно и очень благодарна людям, которые дали мне возможность руководить школой. Я думаю, что знаю, как сделать детям хорошо. Их у меня пятьсот с лишним. Я воспитываю этих детей, несу за них ответственность такую же, как и за свою дочь.

Подчас начинаешь замечать, что твоя собственная дочь начинает от тебя отдаляться. Мой совет всем мамам: если вы почувствовали, что ребенок сделал хоть полшага назад – а мама должна это чувствовать – срочно предпринимайте все возможное, чтобы он сделал два шага вперед.

Как разгрузить себя на работе? Я легко часть своих директорских функций могу делегировать заместителям. Есть такая черта у некоторых директоров – боязнь распределить часть обязанностей – а вдруг подсидят, а вдруг сделают плохо или не так. Я не боюсь. Я доверяю своей команде. Это очень важно. И когда директор перестает наваливать на себя все проблемы, у него появляется свободное время. Нельзя забывать, что мы должны еще и развиваться и для педагогического коллектива быть маяком, и в литературном смысле, и в художественном, и в эстетическом, и в профессиональном тем более.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте