search
main
0

Директор и его команда. Лидерство – дело сердца

В последние годы в российской школе происходят значительные перемены. Так, Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям предоставлена автономия, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Изменился принцип финансового обеспечения школы – теперь деньги следуют за учеником в соответствии с государственным заданием. Все, что реализуется сверх этого задания, является платным, а доходы от платных образовательных услуг школы расходуются по ее усмотрению. В результате реструктуризации и оптимизации возникли школы с контингентом более 1000 обучающихся, школы-комплексы, управлять которыми гораздо сложнее.

Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами, в образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации. Да и сами школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века XX. Кроме всего прочего, часть родительского сообщества, не всегда понимающая цели и смысл происходящих изменений, громко возмущается: «Зачем это все? Разве нас плохо учили?» Педагог становится одним из тех, кто формирует родительское мнение, разъясняет цели и задачи образовательной модернизации на школьном уровне. Директору как лидеру в реализации всех инновационных процессов требуется не просто высокий профессионализм, но и наличие команды единомышленников в среде педагогов.Сегодня директор школы – это в первую очередь эффективный менеджер, ибо ему приходится выполнять очень много управленческих функций: распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с органами власти, общественными институтами. При этом, безусловно, нужно отдавать себе отчет, что понятие «эффективный менеджер» условное и обозначает идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью и являющегося яркой, харизматичной личностью.Небезынтересно, каким видят своего эффективного руководителя педагоги нашей школы. В первую очередь директор должен обладать такими качествами, как компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы. Кроме этого, учителя отметили, что руководитель современной московской школы – это стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед, тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи. Не будем отрицать очевидное – в одиночку с управлением школой не справиться. Любому руководителю нужны помощники, просто потому что ни один человек не способен принимать одинаково эффективные решения как в области управления ресурсами, так и в научно-методических, образовательных областях. Вернее, это возможно тогда, когда он собрал вокруг себя управленческую команду, каждый из членов которой является профессионалом, организовал ее работу и не боится делегировать ответственность членам своей команды. Прибавим к этому, что каждый человек хочет хорошо выполнять свою работу, гордиться сделанным и иметь возможность высказать свое мнение; ему свойственно желание участвовать в принятии решений и принадлежать к особенной организации. Современный менеджмент, управление, понимаемое как наука, не знает никакого другого пути удовлетворения этих потребностей, кроме развития управленческих команд. Если это удается, то даже при незначительных финансовых ресурсах получается эффективная организация. Эффективность работы команды зависит как от качества результатов деятельности каждого члена, что предусматривает достаточную автономность, так и от слаженности действий, что в свою очередь предопределяется постоянством сотрудничества и взаимодействием всех звеньев команды. И все это становится возможным лишь при устойчиво высокой мотивации деятельности. Команда живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличительных черт команды – сильное чувство общности. Команда дает участникам определенные психологические и материальные преимущества: безопасность, чувство локтя, гордость за совместные достижения, признание. Об эффективности команды говорит ее способность добиваться результатов.Общеизвестно, что «для корабля, не знающего, к какой гавани он держит путь, ни один ветер не будет попутным». Направляющей силой всегда является цель, и любая команда объединяется для общего дела, будь то реализация модели «школы ступеней», повышение качества образования на уровне начального общего образования или планирование педагогического совета по теме «Профессиональная компетентность учителя как залог качественного образования». Главное требование к цели заключается в том, что она должна быть конечной и измеряемой, актуальной и реалистичной. Одним из условий продвижения к намеченной цели является дисциплина, которая невозможна без единоначалия в принятии решения и контроле за его исполнением при коллегиальности выбора варианта решения и корректировке хода исполнения, четкого определения должностных обязанностей полномочий каждого и формирования ответственности, выстраивания отношений на основе взаимных требований. Немаловажную роль играют высокая профессиональная компетентность и надежность каждого из членов команды. Задача и зона ответственности директора заключается в формировании управленческой команды, которая будет «воспроизводить» командный дух на каждом уровне образования, при решении любой задачи, стоящей перед педагогическим коллективом. Смысл формирования команды состоит в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. Процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов каждого и коллективных интересов всей школы.Казалось бы, общеизвестно, и тем не менее рассмотрим более простые, жизненные пласты выстраивания управленческой команды. Альфа и омега, краеугольный камень – это цель, а любимой фразой руководителя должны стать слова: «Какова цель будущего плана действий?» Именно от поставленной цели во многом будет зависеть конкретный план работы школы в целом и всех ее подструктур в частности. Цель видится в реальном результате, достижимом в ближайшем будущем как факт, который не подвергается сомнению. Четкость и реалистичность цели позволяют определить круг исполнителей, способных реализовать поставленную цель. Называется это, как нетрудно догадаться, «делегирование полномочий», что является важнейшей задачей для директора наряду с поддержанием инициативы и мотивацией членов команды, ведь если не дать разгореться факелу, тот быстро превратится в головешку, а красиво ли будет выглядеть директор с головешкой в руках? Искусство мотивации – вещь, крайне трудно поддающаяся формализации и изучению, поэтому мотивационный менеджмент – это скорее не наука, а творчество руководителя, создание собственной продуманной мотивирующей системы, которая включает в себя элементы материального и нематериального, а также позитивного и негативного стимулирования. После определения цели и мотивирования команды на ее достижение надо вспомнить, что руководитель – это прежде всего стратег, детали в руках исполнителей. Время уйти в тень и вернуться к плану тогда, когда рамки всех необходимых действий будут сформированы и все подготовлено к этапу контроля и редактирования плана, его отдельных деталей, например, количество и качество необходимых мероприятий, прогнозируемые результаты, ресурсы. Но теперь слово директора будет окончательным как решение лица, отвечающего за идею и шаги к ее реализации.Как только план вступит в этап выполнения – сразу анализ: сначала пошаговый, чтобы исключить непредвиденные промахи. Затем все более и более обобщенный, чтобы не загружать ни себя, ни команду мелочами, которые вообще-то не влияют на глобальный результат, а часто связаны с эмоциональным восприятием исполнителей. Именно анализ позволяет грамотно распределять ресурсы, начиная с коллектива школы, состоящего из профессионалов разного уровня, которыми директор может управлять наиболее эффективно именно исходя их этого самого уровня профессионализма сотрудников (да-да: «Кадры решают все!»), и заканчивая всеми остальными – информационными (включая внешнюю и внутреннюю информацию), материально-техническими, финансовыми, которые, поверьте, далеко не всегда стоят на первом месте. Особо хочется отметить важность информационных ресурсов. Наверное, не случайно в социологии информацию выделяют в качестве одного из инструментов реализации власти. Любая информация должна быть подвергнута анализу с точки зрения адекватности восприятия ее подчиненными и только после этого выдаваться коллективу. Именно от умения руководителя создать профессиональную, грамотную команду управления, а также искусно использовать задействованные человеческие ресурсы зависит эффективность деятельности школы; именно так и рождается современная, успешная школа – живой, сложный организм, основой жизненного потенциала которого является своеобразная «душа школы», то, ради чего учителя, учащиеся, родители стали ее членами; то, как строятся отношения между ними, какие устойчивые нормы и принципы деятельности школы они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо, как они относятся к утверждающим ценностям и нормам.Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не нужно стремиться подменить собой все проблемы организации или стать хорошим для всех, важно вести людей за собой, а не на своей шее, не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умнее и талантливее, чем ты сам, и дать им направление. Тогда все, что задумал директор, он сделает лучше, чем он это предполагал. А своеобразным девизом директора и его команды должны стать слова авторов многочисленных бестселлеров в области современного менеджмента Дж.Кузеса и Б.Познера «Лидерство – это не дело ума. Лидерство – это дело сердца».Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283; Александра ВОРОБЬЕВА, методист школы №283

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте