Наверняка многие из читателей смотрели классический уже фильм «Последний самурай». И те, кто смотрел, помнят, как терпит поражение старый мир (который вызывает у нас зрителей восхищение, сочувствие, жалость) под натиском модернизации, инновационного оружия, как происходит перелом в судьбе страны. Перелом, ставший началом длинного пути к «японскому чуду» и безусловному на сегодняшний день участию в технологическом лидерстве этого небольшого государства. При этом стало очевидно, что можно и нужно сохранять народные традиции в ценностях, но при этом совершенно не обязательно держаться за устаревающие технологии и инструменты. Но какие колоссальные жертвы потребовались для этого осознания изменившегося мира, ускоряющегося времени!
Уверен, общими усилиями мы сможем укрепить позиции России в числе глобальных технологических лидеров. Владимир Путин
Многие сегодня способны извлечь уроки из истории и понять – время изменилось! Современный мир диктует нам новые требования. И зачастую наши дети, внуки, гораздо более восприимчивы к этому новому времени, чем мы педагоги.
Поэтому, когда мы думаем, как мы вооружаем наших учеников знаниями, умениями, необходимыми качествами для их будущих жизненных побед, то нам, как мне кажется, нужно понимать, что среди всех этих умений не обойтись без наиважнейших:
1. Умения изобретать и создавать новое;
2. Умения грамотно и точно пользоваться тем новым, что создается тобой или другими людьми;
3. Умения понимать цели и последствия своих действий
Формированию первого умения, скорее всего, поможет серьезное изучение физики, химии и других дисциплин естественнонаучного цикла. Для формирования второго умения важно хорошее знание всех предметов и освоение надпредметных компетенций. А вот третье умение невозможно сформировать без знаний и понимания литературы, истории и обществознания, музыки и живописи, и других образовательных программ, которые принято называть гуманитарными. Поэтому так важна взаимодополняемость, взаимосогласованность всего школьного образования (предметного, метапредметного и надпредметного).
Только понимание содержания, методик и технологий школьного образования как единой целостной системы и способно сформировать эти три умения, без которых победа человека над своими проблемами, которые всегда будут в жизни, невозможна. Надеюсь, что тема дискуссии «физики-лирики» себя исчерпала. Уверен, что сегодня как никогда, физики должны чувствовать лирику, а лирики – понимать физику. И это не отменяет углубления человека в какую-либо одну область. Наоборот – делает его сильным и максимально защищённым от ошибок в жизни со всех сторон. Конечно, если эта система школьного образования будет адекватна миру, в котором предстоит жить нашим ученикам.
Но так как технологическое будущее наших внуков точно не равно нашему прошлому, то и школа наших внуков не может быть точно равна уважаемой школе нашего прошлого. Тем более, что это будущее уже существует сегодня, только оно пока неравномерно распределено. И уверен, что каждому из нас хочется, чтобы наши дети, внуки и правнуки не были обделены будущим. И очень многое для этого может сделать сегодня школа. Мы живем в информационную эпоху, которую еще называют «эра компьютеров», и «именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете», как говорил Билл Гейтс. Кстати, надо признать, что во времена нашего школьного детства уровень информационной культуры школы и учителей был значимо выше, чем уровень информационной культуры большинства учеников и их родителей. Как сохранить это очень важное преимущество Школы?
Современная высокотехнологичная среда учит нас всех развивать в себе умения постоянно создавать, изобретать что-то новое, понимая целенаправленность своих действий, использовать новинки, созданные другими, а главное – понимать свою полную ответственность и последствия за каждое действие и бездействие. В такой комплексной среде очень важна мобильность, быстрота и точность действий, их взаимосогласованность. А умение свободно перемещаться в информационном пространстве, способность быстро обнаруживать необходимые материалы открывают для нас, в свою очередь, ту самую ценную возможность – умение общаться, жить, работать с разными людьми в современном сложном обществе, решать совершенно нетипичные различные задачи.
Почему мы говорим о необходимости развития именно метапредметных навыков и умений, акцентируем внимание не только на содержании образования, но и на способах эффективного усвоения этого содержания? Никто не умаляет ценности академических знаний как таковых, современная тенденция в углублении, усложнении наук, и базис этот каждому из нас понимать необходимо. Но основной момент сегодня – способность эффективно извлекать практическую пользу из любого знания.
Если раньше эталоном, примером для подражания был «человек-энциклопедия», который все помнит, знает больше всех, потому что он много прочитал, и все это держит у себя в голове, то теперь, несмотря на то, что интереса к таким людям, конечно, ничуть не убавилось, – самый востребованный человек уже совсем не обязательно энциклопедист, а скорее человек, умеющий искать и находить нужную информацию в кратчайшие сроки.
Ученика новой формации отличает способность оперировать информацией, быстро находить правильный ответ в любой ситуации. «Человек ищущий», который используя возможности современных технологий, электронных ресурсов, при умелом пользовании поисковыми системами сможет гораздо быстрее, точнее и правильнее решить задачу, создать совершенно уникальное решение. И в этом его ценность для общества, это передовой человек, который, благодаря этому своему умению, интеллектуально в десятки раз будет превосходить по эффективности любого энциклопедиста, человека с «большой головой». Хотя, конечно, любая технология, используемая человеком может только умножить (но не заменить) мощь его интеллекта.
Значит, наша задача – развивать такую модель образования, модель школы, которая бы своим примером показывала ученикам, как можно управлять информацией в своих интересах. При минимальных затратах времени находить именно то, что тебе нужно, тут же создавать новые идеи, новые проекты, – быстро осваивать необходимые для труда и учебы навыки. Ведь школа может научить только тому, что умеет сама.
А примером для школы является директор. Именно поэтому мы в Москве сформировали систему открытой публичной аттестации директоров школ и кандидатов на эту серьезнейшую должность (http://mioo.ru/attest-rukovod-kadrov/normativnaya-baza-po-attestatsii.html). Аттестация проходит в два этапа – тестовая часть и публичная часть, выступление перед аттестационной комиссией. И при тестировании разрешается пользоваться Интернетом, чтобы проверять не столько память директоров, сколько их способность достаточно быстро ориентироваться в информационных потоках и находить правильный ответ на непростые профессиональные задачи сегодняшнего дня. А на публичном выступлении (транслируемых в сети Интернет) директор может проявить свой интеллект, свое умение ответственно и честно говорить о своих результатах и целях, понимая последствия своих действий.
И я надеюсь, что такие наши московские директора школ независимо от их возраста и опыта могут стать примером для всех учителей, учеников Москвы, образцом человека, способного ради сохранения традиции гуманитарного и технологического лидерства нашего народа, и нашего города, ради будущего своих учеников, постоянно создавать и использовать самые современные инновационные технологии. Тогда и наши ученики через какое- то время смогут сделать тоже самое для своих детей, внуков или учеников. И тогда никогда не прервется традиция гуманитарного и технологического лидерства нашей страны и нашего города, ведь наша школа учит детей менять жизнь к лучшему.
P.S. Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования (Энциклопедический словарь экономики и права)
Исаак КАЛИНА,
руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы
Комментарии