Калининградскую область называют «окном России в Европу» – это самый западный регион РФ, граничащий с Польшей и Литвой. Вопросы взаимодействия нашей страны с соседними государствами для местных жителей становятся из абстрактных вполне реальными, ощутимыми. Чувствуют особое положение своего города и юные калининградцы. У кого-то папа-бизнесмен часто ездит по делам в Литву, у кого-то мама изучает на курсах польский язык… Когда пять лет назад одна из старейших школ Калининграда, 40-я, стала гимназией, ее ученики впервые в истории города получили возможность учиться по дополнительным программам дипломатической направленности. Так что же, все выпускники этого уникального образовательного учреждения становятся профессиональными дипломатами? Директор гимназии, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Татьяна Павловна МИШУРОВСКАЯ утверждает, что цель обучения в данном случае нельзя формулировать узко:
– Я бы сказала так: среди наших основных задач – формирование у учеников активной гражданской позиции, правовой компетентности, дипломатических навыков, необходимых каждому современному человеку. В гимназии шестой год набирается профильный дипломатический 10-й класс. Он подразделяется на две группы – лингвистическую, которая ориентируется на изучение иностранных языков, и социально-гуманитарную, где углубленно изучаются не только языки, но и история с обществознанием. Для этого класса разработаны спецкурсы «История дипломатии», «Дипломатический этикет», «Международное право», «Актуальные проблемы международных отношений». В дипломатическом классе проходят практикумы на базе дипломатических учреждений и музеев, парламентские уроки, встречи с профессиональными дипломатами, депутатами, государственными служащими, бизнесменами и журналистами. Ученики дипломатических классов участвуют в приемах, выставках, днях культуры, организуемых консульствами европейских государств, аккредитованными в Калининграде. Юные дипломаты и сами проводят приемы для профессиональных дипломатов.Гимназия стала инновационной площадкой по реализации трех проектов: «Школа юного дипломата», «Уроки дипломатии», «Образование и дипломатия». В «Школе юного дипломата» проходят регулярные занятия по нескольким направлениям. Это политклуб, на заседаниях которого обсуждаются последние события внешней и внутренней политики России, клуб любителей современного кино, устраивающий просмотры и обсуждения фильмов, получивших признание на крупных кинофестивалях, и клуб переводчиков, участники которого переводят тексты, рассказывающие о достопримечательностях Калининградской области, на английский, немецкий и польский языки. А еще «Школа юного дипломата» – это интересные встречи с известными людьми – не только дипломатами, но и представителями бизнеса, искусства, власти. Такие встречи проводятся дважды в месяц на базе Представительства МИД России в Калининграде. Проект «Уроки дипломатии» объединяет гимназистов два раза в год на весенних и осенних каникулах. Весной к ним присоединяются литовцы и поляки. Ученики, учителя, сотрудники музеев, представители законодательной власти совместно исследуют какую-либо проблему. Проект «Уроки дипломатии» включает несколько тем: «Дипломатическая миссия истории: роль фортификационных сооружений в историко-культурном ландшафте Калининградской области и приграничных регионов Литвы и Польши», «Дипломатическая миссия семьи: роль семьи в формировании гражданственности», «Дипломатическая миссия природы: памятники природы Калининградской области и приграничных регионов Литвы и Польши», «Дипломатическая миссия Балтийского моря» и многие другие.- Татьяна Павловна, как это выглядит на практике?- Изучая, например, первую тему, ученики ознакомились с фортификационными сооружениями и узнали, что располагается на их территории в настоящее время, установив историческую и культурную ценность этих объектов. При этом необходимо предложить, как эффективно можно использовать тот или иной памятник истории в будущем. Таким образом, мы учили детей не только анализировать ситуацию, но и креативно мыслить.- Начиная с какого возраста ученики могут участвовать в проектах?- В «Уроках дипломатии» – с первого класса. Просто задания детям разных возрастов даются посильные. Например, при изучении «Дипломатической миссии Балтийского моря» ученики старших классов исследовали экологические и энергетические проблемы стран Балтии, обсудили вопросы их взаимодействия. А малыши начальной школы в это же время знакомились со странами Балтийского региона, изучали столицы, флаги, гербы и национальные песни. «Школа юного дипломата», как и третий масштабный проект гимназии «Образование и дипломатия», рассчитана в большей степени на учеников старших классов. Большую помощь в реализации этих проектов нам оказывают представительство МИД России в Калининграде, аппарат уполномоченного по правам человека в Калининградской области, генеральные консульства Литвы и Польши в Калининграде, областной историко-художественный музей, а также информационное бюро Совета министров северных стран в Калининграде. При содействии областного Министерства образования и представительства МИД России была учреждена общественная кафедра «Образование и дипломатия». В планах кафедры – проведение ежегодного международного конкурса исследовательских работ учеников по истории российской дипломатии и истории международных отношений, а также организация международных молодежных проектов и методических семинаров для учителей по использованию обучающих и развивающих программ историко-дипломатической проблематики.- Сколькими языками владеют гимназисты?- Кроме английского, у нас обязательно изучение второго иностранного языка – польского, литовского, немецкого или французского. При этом мы считаем, что изучение языка невозможно без знания культуры и традиций его носителей. В рамках традиционной недели польской или литовской культуры гимназисты участвуют в конкурсах чтецов, на которых читают произведения на иностранном языке или их переводы, пишут диктанты, встречаются с интересными людьми. Многие мероприятия помогают организовать генеральные консульства Польши и Литвы, например, концерт студенческого хора Вильнюсского педагогического университета, выставки художников и фотографов или встречи с актерами-легендами, такими как Юозас Будрайтис. Кстати сказать, наша гимназия была инициатором создания летнего лингвистического лагеря в Польше для польских учеников, изучающих русский язык. А наши гимназисты, участвуя в международных проектах, посещают Германию, Литву, Польшу и Швейцарию.- Татьяна Павловна, наверное, профиль гимназии накладывает определенный отпечаток на профессиональный выбор ваших выпускников?- Конечно. Не случайно первое событие после набора в дипломатический класс – это торжественное «Посвящение в юные дипломаты», которое проводится в зале приемов представительства МИД России в Калининграде. Но наша основная задача вовсе не подготовка профессиональных дипломатов. Выпускники гимназии продолжают обучение в МГУ, СПбГУ, калининградских вузах по специальностям, связанным с бизнесом, журналистикой, лингвистикой, юриспруденцией. Используя традиции российской дипломатии как образовательный ресурс, мы стремимся сформировать тип личности, который можно назвать без преувеличения новым для России – воспитываем людей, способных реализовать себя в современном обществе, быть лидерами не только в дипломатической сфере, но и на любом другом поприще. Калининград Комментарий Маргарита КОРОТКЕВИЧ, и. о. заместителя министра образования Калининградской области:- В постсоветский период в нашей стране существовал идеологический вакуум. Естественно, эта ситуация отразилась на школе. Но именно в то время стали появляться школы инновационного типа и директора, воплощающие интересные идеи. Каждое образовательное учреждение выстраивало собственную систему, при этом всегда задавались некие общие ориентиры – это воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности, ответственности. В Калининградской области сейчас много школ, имеющих уникальные системы воспитательной работы. Они стали социокультурными центрами своих территорий. Большую роль в формировании воспитательных ориентиров для подрастающего поколения играют целевая программа Калининградской области «Молодежь», рассчитанная на 2007-2011 годы, образовательно-культурная программа «Мы – россияне», которая способствует приобщению детей и молодежи к российским культурным и историческим ценностям, а также региональный школьный курс «История Западной России. Калининградская область». Областное Министерство образования поддерживает инновационные школы. Мы всегда придерживались следующего принципа распределения финансов – деньги в обмен на обязательства. Средства на конкурсной основе получают те школы, которые реализуют проекты, направленные на повышение качества образовательных услуг и расширение участия общественности в разработке и реализации программ развития учебного заведения.
Комментарии