Дипломанты конкурса эссе имени Виктории Молодцовой.
Объявлены десять лауреатов номинации «Учитель года» Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы»-2017. А также в филиале Московского городского Дома учителя «Поведники» за лучшее эссе конкурса 2017 года вручили специальный диплом имени Виктории Молодцовой.Премию имени шеф-редактора «Учительской газеты-Москва» любезно согласилась передать талантливым педагогам член Большого жюри конкурса, руководитель отдела «Москва» издательского дома «Аргументы и факты» Екатерина Бычкова. Эссе можно прочитать в нашей газете в №13 и №14.А лауреатами конкурса стали: педагог Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Елена Варенкова, учитель ОБЖ школы №654 Кирилл Гоев, учитель русского языка и литературы школы №878 Александр Жигалов, учитель химии школы №1535 Андрей Корнейчук, учитель истории школы №1370 Антон Кошелев, учитель школы №1524 Виктор Малков, учитель математики школы №1540 Татьяна Мансурова, учитель физики школы №2098 Антон Марко, учитель физической культуры частной школы «Премьер» Алексей Машковцев и учитель биологии школы №171 Иван Смирнов.Председатель жюри конкурса «Учитель года Москвы»-2017, ректор Российского университета дружбы народов доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования Владимир Филиппов отметил, что участие в конкурсе помогает педагогам развивать уверенность в себе, мотивирует их к работе над собой.- Современные дети постоянно привносят что-то новое в образовательный процесс, поэтому педагогу всегда нужно учиться, – отметил Филиппов.Всем финалистам конкурса были вручены знаки отличия, а участникам – памятные подарки от спонсоров. Теперь лауреаты конкурса входят в Межпредметную ассоциацию столичных учителей.Московский городской конкурс «Учитель года» проводится в столице с 1991 года. Конкурс 2017 года проходит в три этапа. В августе и сентябре прошла метапредметная олимпиада «Московский учитель», в которой приняли участие более 10 тысяч педагогов столицы. Из них во второй этап конкурса вышли 120 человек. Им было необходимо представить визитную карточку «Я – московский учитель», принять участие в конкурсе «Просто о сложном» и написать эссе «Школьные знания для реальной жизни». В финале за место в десятке лучших состязались 30 педагогов.Завершающий этап «Разговор с министром», который определит победителя, пройдет в апреле. Лучшие педагоги города встретятся с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования Исааком Калиной в апреле за круглым столом.Лариса ЛИХАЧЕВАЗачастую отношение к школьным предметам таково: «Мне это не нужно, так что учить это не буду». Я не исключение. Когда я учился в школе, у нас тоже были предметы, которые казались мне абсолютно бесполезными, да и просто скучными.озьмем, например, историю. Я ее учил, хотя толком и не понимал, зачем. Много позже пришло осознание, что без нее невозможно понять современные политические новости. Важно отметить: если бы я решил историю не учить, то и ее важности понять бы не смог. В 15-18 лет человек вообще не способен знать, что ему пригодится, а что нет.Даже если знания в какой-то области остались разрозненные и несистематизированные, они все еще могут понадобиться в любой момент. При общении с людьми крайне полезно умение поддерживать разговор. И тема может возникнуть любая. Иногда – творчество Пушкина, иногда – география Африки. Конечно, одного этого умения недостаточно, чтобы считаться интересным человеком, но это хороший задел.А где же могут пригодиться конкретные знания? Яркий пример – страх перед генетически модифицированными организмами (ГМО). Согласно опросам почти 80 процентов россиян считают, что ГМО вредны, а более 50 процентов – что употребление в пищу ГМО приводит к мутациям. Что в результате? В лучшем случае фразу «не содержит ГМО» пишут на соли или пищевой соде (где заведомо нет никаких организмов). В худшем – полностью запрещают продажу ГМО (это как минимум повышает цены на продукты). У нас пока промежуточный вариант: в 2016 году в России запретили выращивание ГМ-культур.А ведь для понимания, что ГМО безопасны, достаточно элементарных школьных знаний о том, как передаются гены и происходят мутации.Иногда не хватает знаний, которые раньше давались, а сейчас нет. Например, по статистике, 42 процента (!) россиян считают, что знак зодиака влияет на личность человека. Люди абсолютно серьезно объясняют особенности характера тем, что «ну он же водолей». В настоящее время в школьной программе нет астрономии, поэтому нет повода объяснять школьникам, что астрология – лженаука.Но если ученик научился критически мыслить, для него очевидны неудобные вопросы к гороскопам. Как дата рождения может влиять на характер? Почему нигде не указано про важность места рождения? Ведь оно может повлиять на часовые пояса и, следовательно, на дату. Как могут более семи миллиардов человек делиться всего на 12 однотипных групп? Легко увидеть, что разумных ответов на эти вопросы нет. Но сначала эти вопросы надо задать. А для этого научиться работать с фактами, которые сами по себе, возможно, и не пригодятся.Особый случай – иностранные языки. Начав путешествовать по другим странам, я понял, что знать мелкие нюансы грамматики – это не главное. Главное – уметь говорить так, чтобы быть понятым. В школе я выучил все 12 временных форм английского глагола. Выучил и забыл: я банально путался в изобилии вариантов. Сейчас из 12 времен использую четыре, и этого хватает. В крайнем случае, сказанное непонятно приходится объяснять другими словами.Однако чаще всего иностранным языкам учат так, чтобы дети говорили правильно. Ключевое слово «правильно». Сказал или написал с ошибкой – снизил себе оценку. В результате развивается боязнь ошибиться, за которой следует страх поднимать руку. На уроке задают вопрос и предлагают на него ответить. Ученик не вызывается, и для него это минус одна возможность тренировки. А потом еще одна. Умножаем это на семь (!) лет и получаем выпускника, знающего неправильные глаголы, но неспособного объяснить иностранцу, как проехать от «Павелецкой» до «Цветного бульвара». Вспоминая свои школьные годы, я отчетливо вижу «уклон» английского языка в сторону идеальной грамотности в ущерб умению общаться.Как объяснить детям, что учиться необходимо? Жизненного опыта школьника заведомо не хватит, чтобы осознать это самому.Полагаю, начать следует с того, чтобы примеры, подобные приведенным выше, с детьми разбирали родители, а также сами учителя. Кроме того, в учебные программы необходимо включать отдельные уроки о практическом применении полученных знаний.Алексей ЧЕПИГА, учитель гимназии №1558 имени Росалии де КастроПрошлое и настоящее причудливо переплелись. Глядя на получившийся узор, невольно вспоминаешь древние слова: «Non scholae, sed vitae discimus» («Не для школы – для жизни учимся»). Мне кажется, их можно немного изменить: «In schola vitae discimus!» («В школе для жизни учимся!») – и посвятить будущему.Лед и пламеньДавным-давно в одной из школ города N работали два учителя словесности – Раиса Николаевна Фаворская и Фаина Георгиевна Лицкевич. Обе убеленные сединой, обе прекрасные…Раиса Николаевна обладала энциклопедическими знаниями! В ответ на любой вопрос тотчас могла прочесть целую лекцию, что в принципе и делала на уроках. На переменах она любовно оформляла доску, используя собранный за долгие годы архив (каждому писателю была посвящена отдельная папка, аккуратно перевязанная лентой). Только вот кабинет ей достался не самый удачный: окна выходили на юг. Бoльшую часть лекций стойко конспектировал я один – утомленные солнцем одноклассники мирно дремали под неизменное: «Открывайте для себя новые книги. Открывайте Блока, Лермонтова, Пушкина…»А в соседнем классе (на той же солнечной стороне) работала Фаина Георгиевна. Ее уроки были иными. Искрометными, живыми, яркими! За сорок лет в школе она тоже не утратила любви к предмету, но ей были интересны и мы – ученики. Фаина Георгиевна постоянно вела диалог с классом. При обсуждении прочитанного с неподдельной искренностью говорила с нами… о нас самих. О том, что мы чувствуем, чем живем, о чем мечтаем…«…Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…» – Вера закончила. Максим начал читать «Письмо Онегина…»- Максим, а вы сможете взять Веру за руку?- Зачем, Фаина Георгиевна? – Максим покраснел.- Вы тоже когда-нибудь станете признаваться в любви…Помню, как все это мне не нравилось. Что за балаган?! Где я – и где Онегин?! Я ежегодно участвовал в олимпиаде по литературе и на уроках Фаины Георгиевны сидел с немного надменным видом, мне не хватало блестящих монологов Раисы Николаевны. А одноклассники, конечно, были в восторге!Прошло двенадцать лет. Теперь и я учитель-словесник. И только сейчас я осознал, чем ценны были уроки ФГ… Любая информация доступна современному человеку, но как мало мы знаем о самих себе и о тех, кто рядом! Фаина Георгиевна учила нас анализировать свои мысли, чувства, поступки. Она учила нас дарить радость и радоваться.И теперь я знаю, чтo ответить, когда мой сын спросит, какие школьные знания пригодились мне потом – во взрослой жизни. Самое ценное – умение открывать живых людей, слышать их и самого себя.А еще, по совету Фаины Георгиевны, я начал вести дневник (правда, только тогда, когда стал папой). Именно он помог сделать небольшое открытие…Папин дневникСуббота! Отпускаем маму на психотерапевтическую прогулку по магазинам. Жена настаивает: мы не можем весь день провести у телевизора – развитие малыша должно быть гармоничным! Что ж, попробуем…Умываемся, завтракаем, читаем. Гуляем в лесу, мчимся с горки, чудом тормозим у самой реки… видим уток! Выясняем, какие птицы улетают на юг, а какие – нет. Приходим домой, обедаем, рисуем уточку. Находим симфоническую сказку «Петя и волк», слушаем гобой («крякающая» мелодия в нижнем регистре). Вечером проводим опыт: смешиваем манку, спирт и гуашь – создаем основу для птиц-поделок. Изучаем свойства воды: топим пойманный в речке лед и следим за струйками пара… Звонок в дверь. Ура! Здравствуй, мама!Чем мы занимались? …Перед глазами – палитра субботнего дня, а в голове – нехитрая мысль: все, что мы делали сегодня, мне знакомо… со школьной скамьи. Мой двухлетний сын помог вспомнить уроки биологии, физики, музыки… Мне они пригодились!Да, ценность знаний, приобретенных за партой, я осознал в общечеловеческой профессии – в родительстве. Бесконечные детские вопросы, на которые у меня есть ответы, – вот они, школьные знания в реальной жизни!…Мой ребенок познает мир, а я вспоминаю добрую науку Фаины Георгиевны…Александр ЖИГАЛОВ, учитель школы №878
Комментарии