Почему так бывает: приходит молодая учительница – вчерашняя выпускница педуниверситета – в школу, а через некоторое время зам. директора, побывавшая на ее уроках, настоятельно рекомендует ей отправляться на курсы повышения квалификации? Наверное, лентяйкой была студентка, училась плохо, или, может, учили ее не тому? Чем потом переучивать, говорят преподаватели педвуза, лучше вносить коррективы во время обучения в университете. Что для этого нужно? Более тесный контакт с работодателем, четкий запрос и обозначение того, каких именно учителей они хотели бы видеть в своих школах.
Оказывается, это большая проблема: руководителю отдела образования муниципалитета прийти, например, и поучаствовать в работе экзаменационной комиссии, чтобы выбрать для своих школ наиболее талантливых молодых специалистов, уже не говоря о том, чтобы как-то содействовать самому процессу обучения. Как всегда, времени нет, да и вообще это как-то не принято. Было. Тем интереснее оказался опыт работы отдела по образованию Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, о котором нам рассказала руководитель отдела Валентина Колпоносова. В 2008 году район занял первое место в области по итогам семинара-конкурса в номинации «Укрепление кадрового потенциала» в системе образования, а сотрудничеству района с педагогическими вузами региона уже около 20 лет. – За эти годы, – говорит Валентина Владимировна, – у нас не было проблем с педагогическими кадрами, и сейчас практически все наши учителя – это выпускники наших школ, получившие высшее образование и вернувшиеся в свой район. По ее словам, общение с вчерашними выпускниками, поступившими в педагогический университет, не прерывается, даже когда они уезжают учиться в Воронеж. В педуниверситете действует студенческое землячество «ВЕМАС», объединившее более 50 парней и девушек с разных курсов, но из одного района. Это значит, что студенты не разобщены, что помогают друг другу и всегда помнят, с каким нетерпением и надеждой их ждут в родных селах. А чтобы связь с малой родиной не распалась, а только крепла, районное начальство разработало, как говорят в официальных кругах, целый ряд мер. Первое – творческие отчеты, которые студенты Воронежского педуниверситета проводят перед учителями, родителями и жителями села. Проходят отчеты в школах, всем собравшимся студенты рассказывают (в творческой форме, конечно) о своих открытиях и достижениях. Молодежи помогают преподаватели ВГПУ, с университетом у многих школ заключены договоры о сотрудничестве: первый договор подписала нижнемамонская школа №2 (село Нижний Мамон), а сейчас к ней присоединились нижнемамонская №1, Мамонская, Ольховатская, Дерезовская и Приреченская школы. Одно из положений договора – это педпрактика студентов ВГПУ в этих школах. Дефицита желающих нет, настолько охотно район и сельские поселения принимают у себя студентов. Второй очень интересный момент – полевая практика естественно-географического факультета (декан Светлана Ивановна Алферова), которая уже в течение нескольких лет проходит в селе Дерезовка на базе местной школы. Точнее, студенты живут здесь (по 40 с лишним человек в два, а то и в три потока) летом, а все свои исследования проводят на замечательных сельских ландшафтах.Логическим продолжением постоянного общения со студентами и преподавателями педвуза стало создание во многих школах района научных обществ учащихся. Как говорит Валентина Владимировна, работают они неформально, приглашают вузовских преподавателей к себе в школы, проводят исследования, выпускают газеты, и университет тоже приглашает школьников с докладами на свои конференции. Но одной из самых действенных форм стала защита дипломных проектов выпускников вуза не в университете, а в самом Верхнемамонском районе. Результаты летних полевых практик становятся основой будущих дипломных работ, которые часто имеют большую практическую значимость, так как связаны с экологией, биологией, географией района и даже с сельским хозяйством. Защита дипломных работ проходит в Верхнем Мамоне, в актовом зале районной администрации. Из Воронежа приезжают государственная экзаменационная комиссия и студенты-дипломники, а места в зале занимают учителя и ученики школ, родители студентов, а также специалисты районного комитета по экологии, журналисты местной газеты, даже специалисты районного управления сельского хозяйства – если тема диплома соответствующая. Государственная комиссия размещается в зале, а студент выходит на сцену и защищает свой диплом!- В первые годы, – говорит Валентина Владимировна, – зал был не очень активным, а теперь желающих задать студенту свой вопрос очень много. Это публичная защита, и сразу видно, кто из выпускников на что способен. К сожалению, сегодня в педагогический вуз далеко не все идут по призванию, часто приходят просто для того, чтобы получить высшее образование, а потом уйти в другую профессию. Тем важнее выбрать, разглядеть будущих настоящих учителей и удержать их в наших школах. Как удержать? Решить две главные проблемы – жилье и зарплата. По словам Валентины Колпоносовой, с первого сентября положительные изменения уже есть: заработная плата учителей в районе выросла и сегодня составляет в среднем 15547 рублей. Но особенно приятно то, что повысили зарплату молодым специалистам, и теперь начинающий учитель в первые три года будет получать на уровне учителей первой категории.- Я думаю, что этот факт обязательно повысит статус учительской профессии. Все-таки многие, когда разговариваешь с выпускниками, первым делом спрашивают, какая будет зарплата. И когда узнают какая, говорят, что нет, я лучше пойду работать в другое место, там выше. В этой ситуации радует только то, что, значит, не в школу не хотят идти, а не хотят потому, что маленькая зарплата. Уменьшившийся приток молодых специалистов в школы, недостаточная заработная плата и отсутствие жилья для учителей через несколько лет могут обернуться очень большой проблемой нехватки педагогических кадров. Поэтому так необходимо взаимодействие администраций районов с педагогическими вузами, мало того, нужно придать новый статус этому взаимодействию. У нас сейчас существуют договорные отношения на подготовку по целевым направлениям, но нет гарантии социальных льгот по жилью. Если бы вместе с вопросом увеличения заработной платы решалась и проблема жилья, ситуация изменилась бы в лучшую сторону. Воронежская область
Комментарии