search
main
0

Диплом на “все руки”

Первый номер новой газеты “Приханкайская правда” от 1 сентября 1930 года известил об открытии в городе Спасске-Дальнем агропедагогического техникума и опубликовал список тридцати семи первых студентов.

Много времени прошло с тех пор. Не узнать того старинного здания в одном из тихих переулков, сохранившего свое название – Студенческий. Нет тех, кто открыл двери училища для первых студентов. Но есть память о них – в материалах музея, скрупулезно собираемых педагогами и студентами. Например, о ветеранах второго поколения. Именно они стали свидетелями второго рождения училища. В 1965 году его коллектив отметил первое в своей истории новоселье: новый учебный корпус позволил не просто увеличить количество учащихся, но и расширить профили обучения. И уже вскоре было подготовлено для сельских школ края 120 специалистов. Среди них – учителя математики, русского языка и литературы, химии и биологии.

Свое новоселье отмечают и студенты: общежитие на 400 мест дало возможность готовить специалистов практически для всего края.

И сегодня Спасское педагогическое училище – это один из крупнейших центров по подготовке педагогических кадров для сельских школ края. В настоящее время в училище работают три отделения: заочное дошкольное, школьное и отделение физического воспитания. И есть одно интересное новшество. Студенты школьного отделения, помимо приобретения основной специальности учителя начальных классов, могут пройти специализацию по математике, русскому языку и литературе, информатике и вычислительной технике, изобразительному искусству и музыке.

Вот почему в училище при наборе бывает до четырех человек на место.

Выпускники, как говорится, идут нарасхват. И, как сказал один из директоров сельской школы, иметь многопрофильного специалиста – это выход для школы, где месяцами могут не вестись занятия по какому-нибудь предмету из-за отсутствия специалиста. Ныне это болезнь многих школ и, как правило, сельской, где замену невозможно найти, потому что ее просто нет.

И, конечно же, проще стало выпускникам, которые после прохождения специализации могут работать учителями-предметниками по программе неполной средней школы.

Заочная форма обучения позволила в детских дошкольных учреждениях района “поднять процент” дипломированных специалистов.

Особое место в учебном плане училища, конечно, занимает педагогическая практика, которая начинается буквально с первого месяца обучения и заканчивается перед государственными экзаменами.

Недавно при училище была открыта “Школа развивающего обучения”. Она специально ориентирована на одаренных детей в возрасте от пяти до семи лет. Здесь, помимо основных занятий по русскому, английскому языкам, математике, хореографии и музыке, проводится широкомасштабное тестирование детей для дальнейшей их ориентации.

И еще одно новшество. На базе училища открыт первый класс муниципальной классической гимназии.

Конечно, за всеми делами в училище стоит трудоспособный и творческий коллектив, который уже двенадцать лет работает под руководством заслуженного учителя России, отличника народного образования Людмилы Петровны Гузевой. Сама она – выпускница этого училища, еще четырнадцать преподавателей – тоже его питомцы.

Особые отношения сложились между училищем и двумя школами в городе Спасске-Дальнем, где директорами работают выпускницы – Валентина Павловна Байшева, заслуженный учитель, директор средней школы N 11, и Тамара Ивановна Шадрина, отличник народного образования, директор 14-й школы. Именно эти школы стали базовыми для педагогической практики студентов.

Каждый год начинают здесь свой педагогический путь будущие учителя.

Василий ОЛЕНИН

Спасский район,

Приморский край

Визитная карточка

“Закат воспитания” никогда не наступит

Как в наших непростых условиях массовая школа пытается компенсировать детям все, что недодали им общество и семья?

Мы уже рассказали (“УГ” N═2, 1997 г.) о “Школе-театре”. А есть и “Школа-клуб”, и “Школа-вуз”, и “Школа-семья” – все они нашли свою формулу, свое лицо. В каждой из них складывается интереснейшая воспитательная система. Сегодня речь пойдет о Рассветской поселковой школе Тульской области.

кола в поселке Рассвет одна. Открылась 15 лет назад в связи с созданием знаменитой птицефабрики, снабжавшей добрую половину страны куриными яйцами, окорочками, колбасой. Ученики – в основном дети сотрудников, приехавших на работу отовсюду. Здесь эти молодые люди получили квартиры, обзавелись семьями… Приехали и педагоги – тоже, как правило, молодые. Дети подрастали и шли в школу. Как и родители: она практически оказалась центром культуры в поселке. Фабрика помогала с оборудованием классов, с оснащением кабинетов, с квартирами для учителей. Не забывала и школьную столовую. Здесь кормили сытно, вкусно и относительно дешево. Директор предприятия бывал на педсоветах, давал автобус для экскурсий в Тулу, беседовал с родителями нерадивых учеников, шефствовал, одним словом.

Так было. Но наступили трудные времена. Фактически перестала работать фабрика. Появились безработные. Средствами к существованию стали случайные заработки, пособия стариков и огороды. Помощь фабрики школе свелась к минимуму. Связи с областным центром тоже. Казалось, что жизнь в школе неминуемо заглохнет. Однако этого не случилось. Почему?

Причина первая: в школе стабильный состав воспитателей. И это стало очень важным для сохранения уже начавшей складываться воспитательной системы. Сработала пословица: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Учителям зарплату не платят, родители в большинстве своем безработные. Но деваться-то некуда.

И родители по-прежнему участвуют во всех школьных акциях вместе с детьми.

Скажем, появился новый предмет – “Туловедение”. Ребята изучают его на уроках. Ну а в заключение – театрализованная игра, отражающая историю родного края, основные ее этапы. Игра идет и на сцене, и в зале, и в школьных коридорах, и на улице. И дети, и учителя, и родители в стилизованных костюмах с упоением изображают сцены из далекого прошлого своего края.

Театрализованное представление сменяет конкурс ответов на “исторические вопросы”. И в командах, участвующих в конкурсе, и в жюри опять-таки и дети, и родители, и учителя. Все играют, и играют самозабвенно. Кто кого воспитывает – сказать трудно.

Причина вторая. Срабатывают традиции, привычки. Они-то и побуждают к действию.

Так, старшеклассникам, достигшим совершеннолетия, паспорта вручают в школе, в торжественной обстановке, соблюдая привычный ритуал. И если педагоги что-нибудь забудут, дети и родители обязательно напомнят. И будет все, как прежде: и торжественное поздравление, и цветы, и подарки, и фотографирование, и музыка, и знамена, и волнение сидящих в зале мам. А есть еще и “годовщина” школы, и праздник святого Валентина, и коллективные дни рождения. О них помнят, к ним готовятся, отнюдь не дожидаясь напоминания со стороны директора. А уж начало и конец учебного года, встречи с выпускниками прошлых лет, посвящение в школьники первоклассников тем более не требуют напоминаний, хотя усилий, заботы и творчества требуют.

Причина третья – тяга к творчеству.

Творчество во многом обусловило не только сохранение основ воспитательной системы, но и развитие ее в современных условиях. И творчество здесь превратилось в традицию. Взрослые и дети не хотят копировать ни чужой, пусть хороший, опыт, ни даже свой собственный, казалось бы, удачный.

Так, сегодня в учебный план введены такие спецкурсы, как мировая художественная культура, экология, основы экономики, “Мой мир и я”, бухгалтерский учет (выдаются сертификаты с правом поступления на работу). А ведь подготовить и провести такие спецкурсы – дело непростое.

Проходят и предметные недели, и творческие смотры предметных методических обьединений, и литературные гостиные, и математический час, и “Встреча с учеными Древней Греции”, и праздник “английских школьников” (на английском языке), и час валеологии “Наше сердце”, и ярмарка для школьников младших классов, и проблемные “круглые столы”, и конкурс педагогического мастерства молодых педагогов, и неделя детской и юношеской книги, и встречи с писателями и художниками-профессионалами, и выставки изобразительного искусства самих педагогов, детей и родителей, и кукольный театр, и многое другое. Творчество уже в самом многообразии этих задумок.

Формула “делай, как я, делай лучше меня” дополнилась возможностью “делать иначе, по-своему”. И дети нередко являются авторами собственных творческих замыслов, в реализации которых взрослые участвуют в качестве слушателей, зрителей. Так, проводятся дни самоуправления, творческие отчеты кружков, конкурсы на оформление своего класса, концерты для малышей, для шефов и многое другое.

Причина четвертая – гости.

Еще одна причина самосохранения воспитательной системы – открытость школы, ее доступность для гостей. Открытость школы социуму? Казалось бы, что здесь хорошего. Ведь в социуме сейчас хаос. Так не открываем ли мы “шлюзы”? Оказывается, влияние социума на школу, на ее воспитательную систему может быть (да и должно быть) избирательным. Важно открыть школьные двери и окна влияниям положительным, впускать в школу полезных для развития ее системы гостей.

Гости в Рассветской бывают часто и разные. Одни – чтобы обогатить жизнь школьников и педагогов, подарить им что-то свое из области духовной культуры; другие – чтобы увидеть в ней что-то интересное для себя.

Первые – это друзья реальные или потенциальные: художники, писатели, ученые, журналисты. Их ждут, расспрашивают об успехах. Вторые – желающие “получить” ответы на вопросы, вступить в дискуссию. И таких тоже немало: Рассветская является экспериментальной площадкой Тульского института развития образования. На ее опыте учат другие школы области. Таким гостям надо “показать” школу. “Показать свою школу и себя в ней” свойственно рассветским педагогам.

И еще одна причина – наличие двух лидеров – рационального и эмоционального. Ими здесь стали директор школы Владимир Васильевич Лапин и его заместитель Галина Васильевна Шайтурова. Оба педагоги высокого класса. Они-то и задали модель воспитательной системы Рассветской школы, они обеспечили ее реализацию в сравнительно стабильных условиях. Они сплотили команду единомышленников-педагогов. Они увлекли ребят. Их знают все жители поселка – в школе они с первых дней ее существования. Они живут в поселке, ведут свое хозяйство. Их дети учились и учатся в созданной ими школе. Здесь они проводят не только рабочее время, но и время, свободное от обязательной работы.

Раздумывая об устойчивости воспитательной системы Рассветской школы, мы сделали вывод: “закат воспитания” в ней не наступит. Повторяем, коллективов, работающих в подобных условиях, сейчас немало. И даже (вот странное явление!) число их неуклонно возрастает. Когда-то их были единицы: школы с гуманистическими воспитательными системами В.А.Караковского, В.А.Захаренко, Г.П.Поспеловой. Сейчас идет целое движение за создание школьных гуманистических воспитательных систем. Открываются профильные лаборатории при ИУУ и ИРО, изучающие и направляющие рождающийся опыт. Создан Центр современных проблем воспитания. Проводятся конференции, семинары, творческие встречи. Наиболее яркий опыт в этой области становится обьектом исследований, в том числе и со стороны самих его создателей. Причин этого, казалось бы, парадоксального явления по крупному счету две. Наличие в нашей школьной действительности значительного количества истинно одаренных педагогов-воспитателей (фасилитаторов по Роджерсу) и отсутствие (пока еще) в сфере воспитания жестких рамок, обязывающих учителей действовать на основе отживших педагогических норм прошлого.

Что же касается основных условий, обеспечивающих гуманистический характер воспитания в современной школе, то это становление и развитие в ее рамках гуманистической воспитательной системы.

Об общих принципах построения В.С.Ш. мы расскажем в следующей статье.

Людмила НОВИКОВА,

академик РАО,

Алевтина ГРИГОРЬЕВА,

руководитель лаборатории современных проблем воспитания Тульского института развития образования

Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте