Ничего в своей жизни я не видела более трогательного, чем утренники в детском саду. Под громкие уверенные аккорды знакомой мелодии, какой-нибудь «По малину в сад пойдем», нарядно одетая воспитательница чинно вводит в зал робко семенящих за ней малышей. Девочки с вплетенными в волосы бантами – в бархатных и атласных платьицах, причесанные мальчики – в крошечных мужских костюмах, в белоснежных рубашках, застегнутых галстуком-бабочкой. Пожилая аккомпаниаторша делает знак детям – и в ответ раздается хор старательных нестройных голосов. В этой песне, в этих нарядах, в самой атмосфере праздника столько любви и тепла, что даже немногочисленные папы порой смахивают с глаз скупую мужскую слезу. Удивительно, что за последние годы столько всего изменилось вокруг, а вот эта атмосфера праздника осталась такой же, как в нашем детстве. Может быть, потому, что на фоне ряда перемен, коснувшихся детских садов, так же, как и всего общества в целом, неизменным осталось одно – доброе отношение воспитателей к детям.
Дошкольное образование – совершенно особое звено как системы образования в целом, так и педагогики. Об этом много писал и сам «изобретатель» детских дошкольных учреждений немецкий педагог Фридрих Фребель. Название «детский сад» было им выбрано и прижилось во многих языках не случайно. Фребель считал, что к детям дошкольного возраста нужно относиться как к прекрасным цветам, нужно ухаживать за ними, растить и стараться наилучшим образом развить в них то, что заложено самой природой. Первых воспитательниц даже звали «садовницами». Нужно сказать, что немецкая новинка до революции не пользовалась большой популярностью. Многие матери, особенно из интеллигентных семей, считали, что наилучшим образом индивидуальность ребенка может раскрыться лишь в семье. И только после гражданской войны, когда в стране стало всерьез не хватать рабочих, в том числе и женских рук, стали массовым порядком строить сады и ясли. В результате в советское время в России была создана одна из самых лучших систем дошкольного воспитания в мире.
Сегодня потребность общества в детских дошкольных учреждениях, наверное, не менее велика, чем в боевое постреволюционное время. За последние 15 лет количество детских садов в целом по России уменьшилось вдвое. Из-за отсутствия бюджетного финансирования многие ведомственные детские сады, имевшие ранее мощную материальную поддержку в лице предприятия-хозяина, были закрыты и проданы с молотка. В то же время значительно выросла родительская оплата за содержание ребенка в саду: во многих регионах она составляет до 30% от полной стоимости, тогда как в советское время оплата садов была довольно символической. Многие детские сады не укомплектованы персоналом, поскольку работа воспитателя и нянечки остается одной из самых низкооплачиваемых. И это неудивительно, поскольку дошкольное образование не входит в число государственных приоритетов и бюджетный расход на него составляет всего 0,5%. Об этом с возмущением говорили организаторы и участники расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии по проблемам законодательного обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, которое состоялось в одном из центральных московских детских садов – №45.
Можно много спорить: женское ли дело – политика. Но несомненно, большая заслуга именно женщин-депутатов в том, что вопросы по дошкольному образованию обсуждаются в Совете Федерации, Госдуме, на заседании Госсовета. Среди тех, кто занимается этой темой, – Зинаида Федоровна Драгункина, которая открыла своим выступлением совещание на базе детского сада. Зинаида Федоровна рассказала о существующих противоречиях в законодательстве, из-за чего многие родители не могут реализовать свое конституционное право на предоставление их детям места в государственном детском саду. С особой любовью и болью говорила о дошкольном образовании Кезина Любовь Петровна, руководитель Департамента образования г.Москвы. Первопричина кризиса в системе дошкольного воспитания, по ее мнению, заключается в том, что государство ушло из дошкольного образования. «Необходимо вернуть государственное финансирование в систему дошкольных учреждений, приравнять зарплату воспитателя детского сада к зарплате школьного учителя, а также дошкольное образование наряду со средним и высшим должно стать частью соответствующего нацпроекта». Абсолютно справедливо. Только, может быть, стоит, прежде чем прятаться под крыло государства, все же выяснить, на каких условиях будет предложена помощь, и насколько они приемлемы для сложившейся системы отношений: родитель – ребенок – детский сад.
Не секрет, что в последнее время в поисках выхода из тяжелой финансовой ситуации заведующие многих детских садов рассчитывали в первую очередь на помощь родителей и старались для детей вводить оздоровительные программы, авторские методики, развивающие занятия и т.д. За дополнительную плату организовывались группы с гибким графиком работы, вводилось обучение иностранным языкам и т.д. Навстречу родительским нуждам шли и руководители местных департаментов образования, открывая, например, по просьбам юных мам ясельные группы для годовалых малышей. В целом по стране системой детских дошкольных учреждений охвачено около 50% детей, и потребность в детских садах растет.
Что же предлагается сейчас? Государство будет гарантировать дошкольное образование детям 5-7 лет. Мотивация: дети должны иметь равные стартовые возможности при поступлении в школу. Давайте разберемся. Итак, в системе дошкольного образования приоритет однозначно будет отдан детям 5-7 лет. То есть традиционная система дошкольного образования (от 3 до 7 лет, соответственно младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детских садов) будет разбита на две ступени: до 5 лет и от 5 до 7. Первая, наиболее востребованная, будет отдана на откуп родителям и региональным властям. Вторая ступень получит государственную финансовую поддержку и будет естественным образом тяготеть к школе. Не случайно все участники совещания, касаясь этого вопроса, единодушно говорили, что они категорически против введения «предшкольного образования», или, как уже на профессиональном жаргоне говорят, «предшколки». Но, нарушив цельность системы поэтапного развития детей в детском саду, мы невольно столкнемся с тем, что в детском саду детей начнут усаживать за парты, поскольку, что с ними делать, как их готовить к школе, нигде не сказано. Помните у капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Само название «дошкольное образование» невольно ассоциируется с ручками, прописями и домашними заданиями. Детский сад же по определению призван развивать и воспитывать то, что в ребенке заложено, а не «образовывать» в нем что-то новое. Выступавший на том же совещании психолог Виктор Иванович Слободчиков из Института развития дошкольного образования РАО указывал в своем докладе на необходимость разработки особых нормативов, которые позволили бы оценивать готовность ребенка к школе: «Дошкольное образование, оказавшись в одной упряжке с такой сильной организацией, как школа, превратится в первый этап школьного обучения. Готовность к школе предполагает психофизиологическую и социальную готовность ребенка. Это готовность к новой форме жизни, и она не предполагает ее освоения в стенах детского сада». То есть «чему учить» – пока не вполне ясно, «где учить» – для детей 5-7 лет будут создаваться новые места, скорее всего ряд детских садов будет перепрофилирован в «прогимназии», и, наконец, «ради чего все это» – чтобы заставить взрослых заняться подготовкой детей к школе. Именно поэтому рядом со словосочетанием «дошкольное образование» по отношению к 5-7-летним детям все чаще звучит определение «обязательное!». То есть согласно новому закону государство обяжет родителей позаботиться о том, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным.
Самое удивительное, что такой закон уже есть, он «издан» не менее 2000 лет назад. Правда, за его нарушение не предусмотрено административной или уголовной ответственности, но наказание, ожидающее каждого, пренебрегающего этим законом, бывает страшнее штрафа или тюрьмы. Закон знаком всем: «Возлюби ближнего своего». Что может заставить родителя заботиться о собственном ребенке, если не его совесть? Хотелось бы, чтобы и государство относилось к своим гражданам исходя из этого же закона. Тогда дошкольное образование можно будет сделать не «обязательным», а «общедоступным». И каждая мама будет иметь возможность в любом возрасте отдать своего ребенка в детское дошкольное учреждение. Или же не отдавать, а самой заняться его воспитанием. (Существовало же, да и существует сегодня такое понятие, как «несадовский ребенок»!) А благодаря государственной поддержке будут построены новые детские сады, и тем, кто в них нуждается, не нужно будет в ожидании своей очереди записывать в группу новорожденного ребенка, как в старые времена в солдаты Преображенского полка.
Комментарии