Наставник. Иногда кажется, что это слово из безвозвратно ушедшего советского прошлого, хорошего доброго фильма того далекого, но родного времени, времени моего детства.
Сегодня жизнь бурлит в русле того, что каждый сам за себя, никто не хочет никого учить, лишь бы самому «выпятиться», чтобы заметили и хорошо заплатили, но остались те люди – «динозавры» (их немного), кто готов бескорыстно сделать из тебя человека или, попросту, хорошего специалиста!Свою педагогическую деятельность я начала в 22 года (на сегодняшний день мне – 35) с работы педагога-организатора на нашем Таймыре (собственно говоря, я там и родилась) в Центре дополнительного образования. Вдоволь там померзнув, вернулась в город Лесосибирск, где когда-то окончила педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Город небольшой, и работу так просто не найти. Я приняла решение попробовать свои силы в местном детском доме в должности воспитателя. Мне казалось, что там живут самые несчастливые дети в мире. По сути, так и есть – их предали родители, но у нас прекрасный детский дом, который многое им дает, во всех смыслах этого слова.Прежде чем меня приняли на должность, я должна была пройти стажировку у опытного воспитателя-наставника, с которым мне повезло, только поняла я это не сразу. И вот она – Роза Хузехматовна Кривенкова. Я увидела яркую строгую женщину и подумала: «МЕГЕРА!». Уверенный шаг, четкая речь, голос на полтона выше моего. Она поприветствовала меня без единой нотки дружелюбия. Я была, наверное, десятой на этом «сумасшедшем» кастинге за неделю, поэтому спустя время я ее поняла. Мы пошли в группу знакомиться с ее «архаровцами»: семь пацанов-подростков и три девицы, увлеченные своей внешностью.Меня поразили уют и благоустройство в группе, такое даже не в каждой квартире увидишь: много цветов, пышущих зеленью, удобно расставленная мебель – словом, все на своем месте. Дети еще спали. Мой наставник там раскрылась совсем по-другому: она мило поприветствовала детей, и они потихоньку начали вставать и делать каждый свое дело: дежурные проводили влажную уборку в комнатах, остальные девчонки и мальчишки заправляли кровати, умывались, собирали в портфели учебники и тетрадки, готовили школьную одежду. Дети казались такими хорошими и организованными! В тот момент я еще не понимала, что это результат труда прекрасного педагога – этой волевой и очень доброй женщины. Только со временем пришло осознание того, что она воспитывала их так, как своих детей (у нее две прекрасные самостоятельные дочери), а дети чувствуют любую фальшь, и главное в ее искусстве воспитания – это искренность. Не только с детьми, но и с коллегами по работе, на какой бы социальной ступени они ни стояли. Это ее вечно обостренное чувство справедливости! Она не пройдет мимо, если случилась беда или что-то происходит неправильно.На мой вопрос: «В чем заключается работа воспитателя?» она пояснила, что воспитатель – это ВСЁ в детском доме, только зачастую этого не видно. Работа воспитателя кропотливая, ежедневная, почти ювелирная. И оказалась абсолютно права! Она объяснила мне, что с детьми надо быть честным, не изменять своих решений, не бросать слов на ветер. Дети ежеминутно должны чувствовать, что в группе главный – воспитатель. Не надо стараться быть с ними хорошим и заигрывать с ними, надо просто быть самой собой – и они примут тебя. И еще одно – надо помнить, что педагог должен суметь заработать авторитет в детских сердцах, и тогда авторитет будет работать на него!Я впитывала каждое ее слово, носилась с ней в походы, ночевала в палатках, сидела у костра, сплавлялась по сибирским рекам. Конечно, я – сложившаяся личность, не стала другой, такой, как она, но Роза Хузехматовна и не пыталась меня переделать. Просто она тоже умеет воспринимать людей такими, какие они есть, со своими странностями и слабостями. Но именно она научила работать меня с этими трудными детьми, объяснив несколько простых истин. Иногда я думаю: «Попался бы мне другой наставник – как бы сложилась моя педагогическая карьера?». И каждый раз понимаю, как же мне повезло!Жизнь распорядилась так, что Роза Хузехматовна работает теперь заместителем директора по административно-хозяйственной работе, а я педагогом-организатором, и мы сидим в одном кабинете. Судьба… Мой наставник продолжает меня воспитывать (да, да, я не ошиблась в выборе слова), а я продолжаю у нее учиться. Роза Хузехматовна поражается моей вечной несобранности, и когда я убегаю проводить концерт, надев одни туфли, а другие оставив посреди кабинета, она, тихонько поворчав, как обычно, поставит их в шкаф. Иногда я чувствую себя ее воспитанницей, и она работает со мной, чтобы не потерять свой педагогический навык. Конечно, я шучу. Просто я очень люблю своего наставника-«динозавра»!Оксана БАРБАКОВА, педагог-организатор Лесосибирского детского дома имени Ф.Э.ДзержинскогоЛесосибирск, Красноярский край
Комментарии