Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
За всю историю существования человечества важную роль в развитии и сохранении ценностей, духовного и нравственного воспитания играет такое явление, как преемственность поколений: передаются семейные и общественные ценности, знания и жизненные ориентиры. Преемственность может осуществляться и через профессию. В семье всегда уважительно относятся к делу, которым занимается старшее поколение, часто ведутся интересные разговоры о том, что произошло на работе, чем был наполнен день. Это накладывает определенный отпечаток на мировоззрение детей и выбор ими профессии.
Идеальную формулу воспитания вывел Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Он пишет, что самое лучшее воспитание – это хорошее воспоминание, которое вынес человек из детства.
Я из династии учителей в четвертом поколении, для которой педагогика стала призванием. Мой выбор профессии был добровольным и осознанным. Я наблюдала за старшим поколением, впитывала разговоры о работе в школе и восхищенные рассказы учеников моей бабушки, поэтому вопрос о выборе профессии для меня не стоял. Он был предопределен еще в детстве.
Недавно, разбираясь в архиве, мы с дочерью, выпускницей школы №625, будущим учителем иностранных языков, наткнулись на статью-воспоминание школьных лет стажера-исследователя кафедры теоретической физики и астрономии Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена А.Р.Бахалбашян. В газете «Советский учитель» она с теплотой вспоминает уроки физики моей бабушки – заслуженного учителя Армянской ССР Анжелы Мартиросовны Никогосян, которая раскрыла в ней талант и способности и привила любовь к своему предмету.
Дочь педагога мужской гимназии, владевшего шестью языками, решила пойти по стопам отца. Приступив к педагогической деятельности в 1943 году, она связала свою жизнь с работой в школе и была награждена медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», орденом «Знак почета» за самоотверженную работу и нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». В 1975 году была удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Армянской ССР».
Страстно увлеченная своим предметом, бабушка готовилась к урокам, делая своими руками раздаточный материал, поделки, модели, стенды и карточки, она старалась преподнести свой сложный предмет, вдохновляя и увлекая учеников, и я, переняв этот опыт, часто применяю интересные дидактические материалы на своих занятиях, использую новые разработки, такие как библиотека МЭШ, которая стала помощником и органайзером учебных материалов.
История моей семьи показывает, что преемственность поколений – это мост, который помогает сохранить связь поколений на протяжении веков. Надеюсь, что наша педагогическая династия продолжится, а моя дочь благодаря наставникам родной школы станет педагогом по зову души, сердца и призванию.
Ирина КЛЕЦОВА, учитель английского языка школы №625
Комментарии