Указ Президента РФ гласит: к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования. Конечно, каждое учреждение может самостоятельно взяться за решение этой задачи, в одиночку пройти собственный путь проб и ошибок, самостоятельно по крупицам собирая опыт, новейшие методики и технологии, которые помогут привлечь воспитанников. А можно выбрать сильнейшее учреждение и на его базе создать единый ресурсный центр, который, как флагманский фрегат, поведет за собой всю флотилию, станет штаб-квартирой, аккумулируя наработки коллег всего региона, а также оказывая им необходимую практическую и теоретическую поддержку. В Липецкой области лидер определился сам собой: региональной координационно-методической площадкой системы дополнительного образования в сфере художественного и технического творчества стал областной Центр развития творчества детей и юношества.
Дел невпроворотНовый статус – это не только лавровый венок славы, но и сверхплановая нагрузка. Центр стал связующим звеном между муниципальными учреждениями дополнительного образования, отвечает за их программно-методическое сопровождение и повышение квалификации коллег, разрабатывает образовательные программы для детских лагерей, составляет и пополняет банк данных «Одаренные дети Липецкой области», организовывает региональные этапы всероссийских творческих конкурсов и отправляет команды победителей на финалы. Каждый конкурс – это большая подготовительная работа, вдумчивая, кропотливая, а главное – неиссякаемая: только за прошедшие девять месяцев центр провел больше двадцати таких праздников. Каждый из них по-своему неповторим, тщательно продумывается от и до, но есть, конечно же, и самые любимые. Например, уже 15 с лишним лет центр устраивает областной конкурс «Мой Пушкин». Четыре года исполнилось еще одной гордости центра – всероссийским соревнованиям по ракетомоделизму. За это время в состязаниях юных ракетостроителей приняли участие почти 500 человек из 13 регионов – от Москвы до Ханты-Мансийска и Якутска. Встречи эти всегда пролетают стремительно – в новых знакомствах, азарте борьбы и внезапных творческих озарениях. Разъезжаться никто не хочет – так хорошо и уютно здесь, у гостеприимных липецких хозяев. Недаром за высокий организационный уровень проведения соревнований центр награжден грамотой Федерального центра технического творчества учащихся Министерства образования и науки РФ и Всероссийской федерации ракетомодельного спорта России.В ритме вальсаЕсли бы такая координационно-методическая и организационная работа была единственной заботой центра, это уже вызывало бы уважение. Но ведь помимо «внешней политики» существует и «политика внутренняя»: тысяча ребят ежедневно приходят сюда петь и танцевать, лепить и рисовать, конструировать и изобретать. Справиться со всем и сразу было бы невозможно, если бы не блестящая команда, опровергающая знаменитую максиму: «Незаменимых у нас нет!» Тут каждый незаменим, и стоит изъять из этой причудливой педагогической мозаики хотя бы один фрагмент, вся картина неуловимо изменится, потускнеет, исказится.Уникальная особенность центра в том, что здесь и работают, и учатся семьями, целыми династиями. Вот, например, самый титулованный коллектив – образцовый ансамбль спортивного бального танца «Фламенко». За 18 лет через него прошли более тысячи ребят. Не все, конечно, связали свою взрослую жизнь с танцем, но те, для кого он стал профессией, добились впечатляющих результатов. Среди выпускников «Фламенко» – танцоры высшего и международного класса, несколько мастеров спорта, а уж кандидатов в мастера Светлана и Андрей Киселевы, руководители коллектива, уже даже и не считают.Вся жизнь Светланы Ивановны и Андрея Григорьевича связана с паркетом: они танцоры международного класса, чемпионы России, судьи высшей категории Союза танцевального спорта России. В ритме вальса, танго и фокстрота вырос и их сын Петр. По образованию он юрист, историк-правовед, а по призванию – артист и педагог. Как и родители, сделал карьеру танцора международного класса, стал мастером спорта, судьей второй категории. Как и родители, не мыслит своей жизни без тренерской работы, и теперь общий педагогический стаж династии – 55 лет. О том, что Петр Андреевич выбрал для себя единственно верный путь, говорят и победы его воспитанников на региональных, всероссийских и международных соревнованиях, и его собственный триумф на областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».- Петр Андреевич, наверное, чтобы попасть во «Фламенко», нужно пройти жесточайший отбор?- Нет, мы берем абсолютно всех детей вне зависимости от их физических данных. Научить танцевать, красиво двигаться, держаться с достоинством можно любого, поверьте. Я вам больше скажу: с талантливыми ребятами бывает труднее, ведь способности не пропорциональны трудолюбию и усердию. И иногда менее одаренные дети добиваются больших успехов, потому что они упорнее. Увы, талант быстро сгорает, если не подпитывается ежедневной напряженной работой. Так что мы с родителями не только танцевать детей учим, но стараемся и их мировоззрение сформировать, чтобы трудиться, тем самым сохраняя свой дар, было для них так же естественно, как дышать. Наши выпускники приводят к нам своих детей. Значит, мы все делаем правильно.По стопам родителейПоддерживает традиции своей педагогической династии и Татьяна Кондратьева, молодой преподаватель студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Вдохновение». Ее воспитанники изучают древнюю историю народных промыслов и ремесел, могут не только отличать друг от друга старинные украшения – разметки и гайтаны, чопки и жерелки, но и делать их своими руками. Изготовленные юными мастерицами реплики традиционных народных костюмов, вышитые рушники, обрядовые куклы и куклы-обереги участвуют во всевозможных выставках, побеждают на всероссийских конкурсах и фестивалях, а сами начинающие художницы никогда не отказываются провести мастер-класс для сверстников.Педагог творческого объединения «Керамика» Алексей Потапов – член Союза художников России, дипломант Международной выставки в Риме, его работы опубликованы в международном каталоге «Federculture». Среди лучших учениц Алексея Юрьевича его собственная дочь Любовь. Она тоже прошла через «Керамику», стала лауреатом Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, обладателем премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Сейчас Любовь учится на художественно-графическом факультете Липецкого государственного педагогического университета и, вполне возможно, совсем скоро станет достойной наследницей своего знаменитого отца.Продолжает педагогическую династию и директор Центра развития творчества детей и юношества, лауреат областной педагогической премии им. К.Москаленко, победитель конкурса «Сердце отдаю детям» Ирина Малько. В детстве она танцевала в известном на всю Липецкую область елецком образцовом хореографическом ансамбле «Росинка», которым вот уже на протяжении 40 лет руководит ее мама – заслуженный учитель РФ Татьяна Сотникова. А когда выросла, ни минуты не сомневалась, чему посвятит свое будущее, конечно же, дополнительному образованию.Робот – друг садоводаУ Ирины Александровны врожденный дар – чутье на талантливых людей. Она разыскивает их с упорством профессионального золотоискателя, делает все, чтобы в ее центре работали лучшие из лучших. Одна из последних драгоценных находок директора – преподаватель Липецкого политехнического техникума Денис Коробейников, возглавивший в центре творческое объединение «Робототехника». Отучившись всего несколько месяцев, его ребята тут же попали в гущу сложнейших областных и федеральных турниров и, считайте, ни разу не вернулись домой без наград. Со Всероссийских соревнований «JuniorSkills» среди школьников в рамках финала III Национального чемпионата России по профессиональному мастерству «WorldSkills Russia-2015» в Казани Михаил Гришин и Лев Аверьянов привезли «бронзу». А ведь это были их первые испытания подобного уровня. Правила строжайшие, заранее ничего не известно, педагогу запрещено приближаться к рабочему полю ближе чем на 5 метров. Но мальчишки собрались и победили. Четыре солидные награды у Олега Стюфляева – девятиклассник изобрел светочувствительного робота. Если запустить этот механизм в массовое производство, он станет настоящим подарком садоводам, так как умеет выискивать хорошо освещенные места и сможет помочь, например, выращивать рассаду.Помимо наград турниры дарят робототехникам еще и опыт, и воспоминания, и уверенность в том, что любую сложнейшую задачу можно решить в команде.- Робототехникой в центре занимаются сегодня около 30 ребят, – рассказывает Ирина Малько. – Все как один талантливые, а еще очень человечные и светлые. На одном из соревнований, можете себе представить, наш Денис Воржев бросил выполнять свое задание, чтобы помочь девочке из другой команды, у которой что-то категорически не получалось. Мы его потом спрашивали: «Зачем ты это сделал?» А Денис на нас с таким недоумением посмотрел и плечами пожал: «Как это, зачем? Ведь человеку рядом было плохо!»…За окном стремительно темнеет. Но юные робототехники и не думают расходиться. Провода, лампочки, горы мелких деталей – разве они так легко отпустят? Вдохновение часов не наблюдает…Только факты Семь дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ центра – лауреаты и призеры всероссийских конкурсов дополнительных образовательных программ. Воспитательная система центра стала лауреатом 1-й степени Всероссийского конкурса воспитательных программ. По итогам Всероссийского турнира «Технопарк юных» центр стал призером и награжден дипломом 2-й степени. В 2014 году центр стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования», лауреатом 1-й степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования», Всероссийского творческого конкурса работников образовательных организаций в сфере дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп-2014». За победу во Всероссийском конкурсе «Безопасность в образовательной среде-2015» центр награжден дипломом лауреата 1-й степени.
Комментарии