Цель: раскрыть перед учащимися причины войны, выяснить характер отдельных эпизодов, типичных для эпохи средневековья (убийство наследников, отношение к кодексу чести), показать роль личности в истории.
Задачи: анализируя военные события ХV в., развить умение логически мыслить, делать выводы, работать с картой, выявлять главное в рассказе учителя, сопоставлять отдельные исторические факты и события, аргументировать свое мнение.
На занятии используются следующие средства обучения: карта средневековой Англии, иллюстрации с изображением действующих лиц войны Роз (Ричард Йорг, Ричард Глостерский, королева Марго, Генрих VI, Генрих VII, Эдуард V и принц Ричард); элементы костюмов короля, королевы, принца; цветные мелки; запись музыки Антонио Вивальди.
План урока
1. Проверка знаний учащихся.
2. Продолжение знакомства с историей Англии:
а) причины войны Роз;
б) действующие лица истории (элементы инсценирования).
3. Итоги войны Алой и Белой розы.
4. Закрепление материала. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Предыдущий урок был посвящен окончанию Столетней войны, подведению итогов, поэтому проверка знаний осуществляется следующим образом:
а) индивидуальная – два человека работают с терминами на карточках;
б) групповая – несколько учащихся получают задания – «квартеты» (термины, имена);
в) фронтальная – учитель читает классу текст с ошибками, учащиеся выявляют неточности и исправляют их.
Обязательно отводится время на рецензирование работ, ответов, выставление оценок за повторение.
2. Переход к новому материалу осуществляется путем постановки логического задания. Учащимся предлагается вспомнить причины только что изученной Столетней войны. В качестве одной из причин ребята называют династические споры между Капетингами и Валуа. Средние века – время бесконечных ссор баронов, графов, королей; нередко конечной целью этих споров являлась не земля (Фландрия и Аквитания, например), а власть. За это на протяжении веков убивали друг друга не только вассалы и сеньоры, а даже ближайшие родственники (в качестве примера приводится история франкского короля Хлодвига, расправившегося со всеми представителями рода Меровея), династии.
Итак, войны между королевскими семействами – обычная для средневековья картина. Одной из самых знаменитых династических баталий была война Алой и Белой розы, названная так из-за цветовых различий в гербах Ланкастеров и Йорков, богатейших английских семейств, претендовавших на престол. (На доске вывешиваются гербы, в одном из которых – алая роза, в другом – белая).
А) причинами ссоры, перешедшей в войну, стали:
междоусобицы (ребята объясняют, что такое междоусобицы, почему они были возможны в это время в Англии);
ослабление королевской власти (ученики должны понять, почему – ведь король был занят войной с Францией).
На доске записываются даты начала и окончания войны, названия династий, причины войны Роз, указываются на карте родовые имения династий.
Б) Силой оружия лорды (английские майордомы, слово – в исторический словарик) старались упрочить свою власть, воюя друг с другом; огнем и мечом утвердилась на английском троне династия Ланкастеров – Тюдоров. С 1399 г. страной стал править король Генрих IV Ланкастер. Он принимал участие в Столетней войне, разбил французских рыцарей при Азенкуре, но наследника воспитать не успел, так как скончался от лихорадки, когда будущему Генриху V было лишь девять месяцев. При Генрихе V на престол стал претендовать родственник короля, хозяин огромных владений на юге Англии Ричард Йорк. В 1451 г. произошла ссора между королем и Ричардом в парламенте, переросшая затем в войну двух династий – Ланкастеров и Йорков, и длившаяся ровно 30 лет.
Далее рассказывается о ходе событий, причем параллельно на доску и в тетради наносится схема, а рядом с именами августейших особ – аппликации (фигурки, вырезанные из плотной бумаги, крепятся на доску с помощью магнита).
Заранее детям даются опережающие задания: подобрав с помощью учителя элементы костюмов (платье, шпаги, короны), два мальчика и девочка рассказывают о своей роли в истории от имени действующих лиц войны Роз: королевы Марго, Ричарда Глостера, принца Ричарда Йорка.
После того как учитель рассказал о судьбе Генриха VI, он объясняет, что жена короля, Маргарита, не сдалась и объявила войну могущественным Йоркам. Включается музыка (можно использовать А. Вивальди), и в класс входит «королева Марго», которая произносит следующие слова:
Меня Марго Безумною
Прозвали царедворцы,
Но я умна, заносчива,
Жестока и горда!
Я покорила Англию
И Йорков навсегда!
«Королева» покидает класс, а дети слушают рассказ одного из учащихся о роли Марго в войне. Далее речь идет о расправе королевы с Ричардом Йорком, победе Эдуарда IV, его сыновьях Эдуарде и Ричарде (Дике). Теперь класс видит маленького принца Дика (целесообразно пригласить на эту роль ученика начальной школы, так как принцу было 8 лет). «Принц» печально произносит:
Я был рожден для трона,
Но королем не стал
И вместе с милым братом
Я в Тауэр попал.
Здесь также для большего эмоционального восприятия уместна музыка, под которую «принц» произносит слова, а учитель рассказывает затем о судьбе мальчиков, сыновей Эдуарда IV (они были задушены в Тауэре по приказу родного дядюшки, Ричарда Глостерского).
Звучит зловещая музыка, и перед ребятами появляется сам «Глостер» (известно, что он был горбат, и мальчику, изображающему Ричарда, под рубашку помещается подушка). Злобно взглянув на всех, «Глостер» восклицает:
Да, я горбат и сухорук,
Но на пути не стой мне, друг!
Убив племянников, жену,
Я покорю свою страну!
Глостер, ставший после гибели племянников Ричардом III (Горбуном) – самая зловещая фигура войны Роз, но и самая противоречивая. Ученик-докладчик сообщает, что Ричард был бесстрашным воином: в последней битве с Генрихом VI Тюдором Ричарда покинули и предали все лорды, однако он безбоязненно бросился в бой. Когда лошадь короля пала, сраженная стрелой, Глостер вскочил и крикнул: «Коня! Полцарства за коня!» Фраза эта стала впоследствии крылатой. Ричард III Горбун был любим подданными за то, что снизил налоги, причем значительно. Однако за совершенные им злодеяния короля ненавидели.
Дети решают проблемные вопросы: каким человеком и правителем был Ричард Глостер? Можно ли его назвать рыцарем (необходимо вспомнить рыцарский кодекс чести, идеал воина). Возможно ли было точное соблюдение кодекса чести в эпоху средневековья?
3. Последствия, итоги войны ребята выписывают из учебников, отвечая на вопросы учителя:
Что стало с экономикой Англии к 1485 г.?
Остались ли в стране представители старинных фамилий?
Принимало ли население Англии участие в военных действиях?
Какая династия воцарилась на английском престоле после победы?
Итоги учитель записывает на доску, завершая схему (см. приложения, опорные конспекты).
4. В конце урока преподаватель еще раз обращает внимание ребят на схему, кратко объясняя записанное. Дети, участвовавшие в инсценировании и подготовившие сообщения к уроку, оцениваются (равно как и все активные участники занятия). В качестве задания ученикам предлагаются мини-сочинения «30 лет, которые потрясли Англию» (ход, итоги войны), «Сын своего времени» (Глостер), «Рожденные для трона» (судьбы наследников престола, связь с историей Отечества – гибель царевича Алексея, например).
Приложение
Проверка знаний учащихся (примерные задания)
1. Сопоставьте даты и события.
1337 г. Начало Столетней войны
1415 г. Битва при Азенкуре
1429 г. Освобождение Орлеана
1453 г. Окончание Столетней войны
2. Термины, имена («квартет»)
мушкет – огнестрельное оружие ХIV-ХVI вв.
арбалет – механический лук
Жакерия – восстание французских крестьян (1358 г.)
«Орлеанская дева» – Жанна д’Арк
3. Текст с ошибками
В начале ХVI в. Англия была сильнейшим государством Средней Азии*. В 1337 г., когда умер последний король из династии Валуа*, Франция* объявила Англии войну. Война эта длилась ровно* 100 лет, потому и названа Столетней. Все годы сражений победа была на стороне французов*: и при Креси (1356 г.*), и при Пуатье (1346 г.), и при взятии английской* деревушки* Кале в 1358 г.* Не помогло англичанам даже восстание Гильома Каля, английского ткача*, поднявшего народ против победоносной* французской армии*. Англия проиграла войну, и в 1455 г.* был подписан мирный договор между странами.
Елена ХАЛТУРИНА, учитель истории, Марийская Республика
Комментарии