search
main
0

Динамика как главный закон жизни. Образование не может стоять на месте

И лента убегающей из-под колес дороги, а потом лента играющей бликами реки Луги, зажатой ладонями зеленых берегов, – все говорило о движении. И мне на память то и дело приходила фраза Светланы ШЛЕМОВОЙ, председателя Комитета по образованию Кингисеппского района: «Всему свойственна динамика». Ничто не стоит на месте. В том числе и образование.

Наш район особенный, приграничный: Ивангород – граница с Эстонией. Школы в сельских поселениях разные. К примеру, есть Котельское, Усть-Лужское поселения, где учеников в школе более 200, а есть Куземкинское, где всего 70. Там только девятилетняя школа. Таких школ у нас три. Следует заметить, что сельские школы по качеству образования ничем не отличаются от городских. У нас серьезная подготовка сельских учителей, и в процентном отношении педагогов с высшей категорией поровну на селе и в городе.

Мы одними из первых в области вступили в эксперимент по введению ЕГЭ, и в школах, расположенных в сельской местности, средний балл по итогам госэкзамена достаточно высокий. Все мы заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок учился в хороших условиях, использовал в обучении современное оборудование и учебники. Это в обязательном порядке скажется на качестве достигнутого результата – качестве знаний и выборе профессии. Благодаря национальному проекту «Образование» многие школы получили гранты президента и направили средства на развитие учреждения.

– Светлана Ивановна, но, наверное, и районные власти помогают с финансами?

– Многое зависит от того, как экономически развивается район: чем больше предприятий, тем больше возможностей и у системы образования, а также от желания властей вас услышать. В нашем районе местные органы самоуправления всегда находили возможность поддержать систему образования. Это и финансирование программ развития, и дополнительные ставки в школах повышенного уровня и сельских школах, чтобы не объединять классы-комплекты.

– Кризис сказался на финансировании?

– Да, мы в этом году сократили более 60 процентов дополнительных муниципальных ставок.

– А как же люди?

– Нельзя, чтобы человек оказался на улице без работы. Поэтому сокращение мы проводим осторожно. Начинаем конкретно со встречи с руководителем учреждения. Он смотрит, какой у него фонд, чем он располагает, и оставляет то, что на сегодняшний день действительно необходимо. Руководитель вправе вносить изменения в штатное расписание, не выходя за рамки того фонда, который ему определен. Мы сделали все, чтобы физические лица не пострадали. Здесь важно плотно работать с финансовыми органами и предвидеть ситуацию, к которой ты должен в результате прийти. Это прямая обязанность управленца. Надо не только контролировать процесс, но и прогнозировать результат. И здесь необходимо сотрудничество с руководителями учреждений, ведь они стоят непосредственно между управленцем и педагогическим коллективом.

Кстати, директорский корпус у нас он очень серьезный, со здоровыми амбициями. Многие мыслят инновационно и ведут за собой остальных. Мне это очень импонирует. Это стимул для развития. Когда в системе есть лидеры, которые готовы взять новые высоты, другим тоже хочется подтянуться. Человек всегда развивается, и система, как живой организм, постоянно должна развиваться.

– Часто слышишь обратную позицию: система консервативна, неповоротлива…

– Нет, в системе образования постоянно что-то меняется. Безусловно, должен быть и консерватизм, и традиции. Но главный, на кого направлена вся наша работа и жизнь, – это ребенок. А он постоянно развивается. И поэтому система не может замирать. Сменяются поколения, условия, в конце концов цивилизация приобретает другие черты. Нынешнее поколение совсем иное, чем предыдущее. Оно умеет быстро адаптироваться в сложившихся обстоятельствах, оперативно принимать решения, творчески мыслить, вбирает в себя все новое, что происходит в мире, основываясь на том, что заложили предыдущие поколения. Оно является центром, в котором все соприкасается, и этот синтез несет нам потрясающие открытия!

– Светлана Ивановна, вы пришли в управленческий корпус из учителей. Как прошла адаптация?

– Я считаю, что мне в этом помогло мое образование. Я окончила педагогический университет, и это база, которая дает мощную подпитку. Высшее образование дается человеку не только для того, чтобы развиваться, но и чтобы уметь ориентироваться в информационном поле.

Результат работы управленца виден только через годы, поэтому зачастую морально пережить некоторые трудности тяжело. Но главное – это поддержка коллег и директоров школ.

– В вашем районе работает хозяйственно-административный комплекс. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Жизнь заставила его создать, вернее, законодательно закрепить возможность его существования. В советские времена у всех роно были определенные хозяйственные группы. В 1990-е годы работа таких хозгрупп, которые могли обслуживать образовательное учреждение, стала нелегитимной. Но не хотелось лишиться хороших специалистов, инженеров, терять кадры, ведь они самое главное в работе любого управленца. Тем более что в условиях переходного периода директор оказался один на один с множеством организаций, которые должны обслуживать школы. Поэтому мы вышли с инициативой на администрацию района, сделали расчеты, которые показали, что экономически выгоднее централизованное обслуживание зданий образовательных учреждений, чем финансирование договоров, заключаемых школой с разными организациями. Собственно, главной причиной, подтолкнувшей нас к созданию хозяйственно-административного комплекса, стал подвоз учеников в школу. По губернаторской программе каждая сельская школа обеспечена автобусом, а это требует гаражного хозяйства, лицензий, водителей и т. д. Мы пытались эти вопросы решить. Чтобы оформить гаражное хозяйство, нужны определенные условия, а школа не может их обеспечить. Создав комплекс, многие проблемы мы сняли. Сегодня все автобусы работают, маршруты отработаны, а у директора школы на одну «головную боль» меньше.

Потом появилась мысль централизованного обслуживания образовательных учреждений в плане ремонта. В комплексе есть бригада, которая выезжает и выполняет текущие ремонтные работы, и это значит, что школе не надо тратиться на оплату договоров. Она только закупает необходимые материалы, а бригада ремонтирует, причем качественно. Сегодня у комплекса три направления работы: подвоз детей, ремонт и обслуживание, связанное с электротехническим и сантехническим хозяйством. В перспективе будет еще одно направление – обслуживание оборудования столовых.

– Значит, у вас в штате школ нет рабочих ставок?

– Это следующий этап. Мы должны из школ в комплекс передать ставки рабочих, которыми будут руководить специалисты. Рабочего принимают на работу в комплекс, но обслуживать он будет определенные помещения здания школы. Директору незачем заведовать техническим персоналом. Комплексное обслуживание школ упраздняет понятие обслуживающего персонала. В школе должен быть персонал педагогический, административный и учебно-вспомогательный, потому что образовательное учреждение оказывает образовательную услугу.

Еще одна хорошая традиция – это сохранение с советских времен предприятия школьного питания. Преимущества огромны, поскольку такая централизованная организация учитывает все требования Роспотребнадзора.

– Светлана Ивановна, наверное, многие хотят перенять у вас опыт?

– Да, к нам приезжали из районов. Надо, чтобы органы местного самоуправления просто были заинтересованы в эффективном расходовании средств.

Кингисепп, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте