Новая героиня нашей рубрики – талантливая актриса и прекрасная женщина Дина Корзун, личность, наделенная не только большим талантом, но и богатым внутренним миром и добрым сердцем. Слава пришла к ней очень быстро еще в молодом возрасте. Красивая и загадочная девушка Яя в «Стране глухих» (1998 г.) произвела впечатление на режиссера Валерия Тодоровского и заинтересовала многих коллег по цеху. На Дину посыпались предложения сниматься за границей, играть в театре и ставить личные спектакли. О премьере спектакля «Как я пришла в сознание» в театре «Практика», актерском мастерстве, жизненных принципах и мудрости мы поговорили с артисткой.
– Дина, вы довольно рано и искрометно стали известной актрисой. Это была мечта детства?
– Может быть, удивительно, но никогда в жизни не мечтала быть актрисой! (Улыбается.) В детстве любила рисовать с утра до ночи. И по маминому совету отучилась в студии Дворца пионеров. Потом поступила в художественную школу и на протяжении трех лет изучала скульптуру, композицию, графику, рисунок. Также по маминому совету занималась в театральной школе. Однажды, идя по Смоленску, увидела плакат с объявлением о наборе в Драматический театр и пошла туда. Наш педагог в театральной школе меня выделял. У меня открывался поток энергии, и я могла без устали работать.
А еще в детстве я мечтала стать космонавтом! Потому что родилась 12 апреля, в День космонавтики, и звездное небо и астрономия меня всегда привлекали. Однажды один астролог сказал: «Я не вижу здесь актрису, я вижу здесь юриста, судью, прокурора!» И в принципе по системе Станиславского мы становимся как раз некими защитниками своей роли. Это придумал сам Константин Сергеевич, основатель школы художественного театра: нужно встать на место своего подзащитного. Таким образом мы анализируем, откуда растут его негативные качества, понимаем, откуда его сильные стороны. Получается, актер является адвокатом своей роли. Так что я вполне бы могла стать адвокатом или юристом, у меня обостренное чувство справедливости! (Улыбается.)
– Вы учились в одном из лучших театральных вузов, в Школе-студии МХАТ. Каким было студенчество?
– Я поступила в Школу-студию МХАТ, когда только родился малыш, мой первый сын, ему было всего несколько месяцев. Пошла на подготовительные курсы, и это было очень правильно, там меня заметили мои педагоги Роман Ефимович Козак, Дмитрий Владимирович Брусникин. А руководителем этих подготовительных курсов был Олег Павлович Табаков, руководитель Школы-студии МХАТ. Думаю, что, если бы я шла по экзаменам, по турам, вряд ли бы меня заметили… А так была возможность раскрыться во многих этюдах, отрывках, которые нам предлагали делать. И я с большим энтузиазмом показывала, что могу: и комедию, и драму, и поэзию. Было очень интересное время обучения. Я как будто сразу с первого этажа на лифте доехала до 17-го! Эта метафора показывает, как я, простая девчонка из Смоленска, оказалась посреди удивительнейших людей. Тогда на сцене МХАТа работали Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, мои педагоги Роман Козак и Дмитрий Брусникин.
Я с любовью и благодарностью вспоминаю свою молодость. В Школе-студии МХАТ я получила шикарное образование, причем абсолютно бесплатно. При этом мне помогли с квартирой, я очень благодарна Ирине Корчевниковой, она тогда работала в администрации Московского художественного театра, а я была молодая, подающая надежды артистка. (Улыбается.) Негде было жить, всегда приходилось арендовать комнаты. Но театр помог мне с огромной скидкой приобрести квартиру. Я как раз получила приглашение сниматься в Англии – это был фильм «Last resort». Вся моя зарплата от этого проекта пошла на покупку квартиры в Москве. Тогда была интересная атмосфера в городе, хоть и нестабильная и опасная, но при этом очень творческая. Были лихие 90-е.
– Чему вы научились рядом с великими мхатовскими артистами?
– Рядом с ними мы научились главному – нужно быть не только артистом, но и хорошим человеком, личностью, гражданином, который любит свою страну. Все должно быть осознанно: и профессиональная культура, и серьезное отношение к профессии, и готовность всегда выйти на сцену независимо от жизненных обстоятельств. За все это я благодарю моих учителей и Школу-студию МХАТ!
– Если можно, расскажите о ваших педагогах подробнее.
– Мой учитель номер один – Роман Ефимович Козак! Он меня заметил еще на подготовительных курсах Школы-студии МХАТ. Это курсы, где до начала всех экзаменов можно знакомиться с педагогами и ежедневно заниматься. Роман Ефимович дал мне первые инструменты в профессии, и первый спектакль также был с ним. Именно благодаря ему я узнала, что такое роль, образ роли, мотивация, с которой ты выходишь на сцену. Это была интенсивная нагрузка, и она была самая мощная. Наверное, это похоже на то, когда тебя, как щенка, бросают в холодную воду и ты учишься плавать как хочешь и можешь.
Также отмечу моего педагога Дмитрия Владимировича Брусникина, тоже преподавателя актерского мастерства. Еще студенткой он пригласил меня во МХАТ, на Большой сцене мы играли «Грозу» А.Н.Островского, на сцене я стояла с большими артистами, и это было для меня неким экзаменом и подготовкой к дальнейшим свершениям. И мой дебют в фильме «Страна глухих» оказался довольно легким, потому что я уже хорошо владела профессией. МХАТ – это бренд, это качество, это шикарная актерская школа. Она ценится во всем мире. Именно поэтому мне было легко работать в разных странах независимо от того, есть у меня переводчик или нет, – у меня есть профессия. И вся слава и благодарность за это моим учителям!
Еще я хотела бы отметить одного гениального режиссера – Анатолия Михайловича Слюсаренко. С ним мы познакомились в Геленджике, выпускали спектакль «Не могу представить, что будет завтра». И Анатолий Михайлович уже на базе моей актерской школы дал мне много личных инструментов, наблюдая за мной, подсказал верные секреты в профессии. Он сам в прошлом актер, и работа с ним была уникальным опытом. Анатолий Михайлович вывел на новый уровень мое понимание классической профессиональной актерской школы, и я ему за это очень благодарна.
– Сейчас вы играете в театре «Практика». В чем его уникальность?
– Конечно же, у театра «Практика» есть свои лицо, культура. Это театр-документ. «Практика» – как очень близкий доверительный разговор со зрителем, это малая форма, малая сцена. Мы играем спектакль на 50 зрителей, и это уникальная возможность для меня как для актрисы проверить возможность такого интимного диалога со зрителем. Театр «Практика» очень хорошо мне подходит, и та форма, которую мы выбрали для спектакля, отлично работает. Это не просто разговор, но и попытка театрального осмысления моего жизненного опыта, благодарность жизни, Вселенной за все, что пройдено, за все, что впереди!
– У вас премьера – автобиографический спектакль «Как я пришла в сознание». О чем он?
– Само название говорит о смысле, о том, что я пришла в сознание. Мне кажется, что большую часть своей жизни я спала. (Улыбается.) Занималась вещами, которые не очень важны. И словно поняла, в чем есть наша сила человеческая, в чем есть путь, для чего мы приходим в этот мир, кто здесь нас проводит от испытания до взлета. И многие другие вещи. Этот личный опыт мне кажется драгоценным и важным, здесь была попытка поделиться чем-то очень значимым. Главный смысл моего обращения к зрителю – сказать, что не стоит бояться испытаний, они неизбежны, мир не будет идеальным. И потому чем быстрее мы научимся принимать сложности, видеть их такими, какие они есть, тем нам будет проще.
Человек приходит в жизнь учеником для получения опыта, а уносит с собой именно духовный опыт. Опыт нашей души. И об этом важно думать и рассказать своим детям.
– «Как я пришла в сознание» – это моноспектакль. В чем отличие моноспектакля от спектакля коллективного в смысле актерской работы?
– В коллективном спектакле умножается творческая энергия, чем больше талантливых артистов, тем интереснее спектакль. Одному на сцене сложнее. Поэтому здесь много ложится на плечи одного актера, приходится думать о том, что зритель не должен заскучать, должен быть проведен по лабиринту внутренних образов, калейдоскопу историй, чтобы в конце раскрылся смысл – для чего мы собрались, почему мы это слушали. Мой спектакль называется моноспектаклем, но я чувствую поддержку моего мужа Луи. Он музыкант и автор музыки в спектакле, также он мне помогает со своего места. Его герою отведена особая территория сцены и важная миссия в постановке. На сцене он находится как музыкальный ведущий, стоит за большой музыкальной стойкой и наблюдает за мной с любовью и терпением. Каждый раз он говорит: «Я не понимаю, как ты это делаешь и зачем так открыто говоришь о своем духовном опыте». И каждый раз я сама себе задаю вопрос, почему я выхожу на сцену и веду этот разговор.
– И каков ответ?
– Ответ всегда один и тот же: я считаю, что это очень важно. И не имеет значения, что это опыт мой как актрисы или человека. Подобные ситуации проходили миллионы людей. Назовите другим именем героиню спектакля, и вы поймете, что точно такое же происходило в Москве, Мурманске, Сочи или Дели, Лондоне, Нью-Йорке. Это просто общечеловеческий опыт. Поиск пути, смыслов; страдания, радости, слезы и смех, попытка это все принять, осознать и вывести в пользу. Любой опыт нужно выводить в плюс.
– Часто ли вы посещаете другие театры? Что понравилось из недавнего?
– Из последнего увиденного понравился спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре Наций, мы были там с мужем. Я не люблю это произведение, но спектакль сделан добротно, честно, с прекрасной игрой актеров. Спектакль шел пять часов, они пролетели быстро, и мы с мужем остались очень довольны проведенным временем. Недавно с подругой посетили Театр Н.В.Гоголя, спектакль «Живые и мертвые», режиссером которого была Полина Агуреева. Мне понравилась эта театрально-музыкальная композиция, очень тронула. Там был смысл, а это в театре самое главное. Когда нет смысла, а есть развлечение, мне жалко тратить время на такие спектакли.
Также мы с мужем видели спектакль «После грозы» в Театре Моссовета режиссера Андрея Максимова, с которым мы сейчас будем работать для Губернского театра, выпускать музыкальный моноспектакль «Звездный мальчик» по Оскару Уайльду. Это будет игровой моноспектакль с духовым оркестром. Кстати, мне очень импонирует Губернский театр Сергея Безрукова, там играют яркие и музыкальные артисты.
– А как вам кажется, в чем основная задача театра? Развлекать или просвещать?
– Мое непреклонное мнение, что театр должен просвещать. Хотя просвещать можно развлекая, это факт! Нужно уметь совмещать, но основной смысл должен быть в просвещении. Чем ярче, интереснее будет подана мысль, которая помогает осознать человеку себя, свой путь, жизнь вокруг, тем лучше. Воспитание – этому призван служить театр!
Я не люблю театр, который, как зеркало, ставит перед зрителем только то, что мы видим в жизни, – мелочное, грязное, развратное, скупое. И нам говорят, что это есть в жизни, посмотрите, мы это знаем! Но театр, если не может показать путь, должен все равно какое-то отношение к этому вызывать. Например, театр, когда зарождался в Греции, именно такой смысл и носил. Трагедия показывала путь героя, повествовала о том, что он неизменно связан с непреодолимыми обстоятельствами, что наша судьба прописана свыше, как ее нужно учиться принимать, о том, как оставаться героем, оставаться в служении, защищая нравственные принципы. А комедия высмеивала жуткие человеческие недостатки, выворачивая все наизнанку, на обозрение общественности, и, глядя на недостатки героев, на их глупость, жадность, лень, зритель сам интуитивно приходил к выводу, что таким быть не надо! Вот в этом смысл служения театра как такового.
Комментарии