Фильмом закрытия 31-го ММКФ стала голливудская криминальная драма «Джонни Д.», которая вскоре выйдет в российском прокате. Картина о Джоне Дилинджере, знаменитом американском грабителе банков, оказалась, как ни странно, весьма актуальной – гангстер стал народным героем США на фоне Великой депрессии 1930-х годов. Почему так произошло и не грозит ли нашему кризисному времени новый культ преступника с прекрасными манерами, на пресс-конференции в Москве рассказал режиссер ленты, четырежды оскаровский номинант Майкл МАНН.
– Господин Манн, в чем состояла основная задача, которую вы пытались решить своим фильмом?
– Я ставил перед собой две основные цели. Первая – сделать драму, основанную на характерах. Вторая состояла в том, чтобы достичь такого погружения в действие, чтобы зритель был не просто наблюдателем, а как бы участником происходящего на экране. Я хотел поместить зрителя в самую сердцевину событий того времени, чтобы публика почувствовала, к примеру, дождливый вечер 1933 года. Поэтому нам было важно снимать в тех же местах, в которых реально действовал Дилинджер. Джонни Депп, который его сыграл, лежал на той же кровати, что его герой, находился в той же тюрьме, а в сцене смерти падал на то самое место, где истекал кровью настоящий Дилинджер.
– Вы начали писать сценарий о Дилинджере еще в 1970-е годы. Что-то осталось от него в нынешнем варианте?
– От какого сценария? Ах да, действительно, я писал в 1970-х сценарий о 30-х годах, поэтому я хорошо знаю то время. В частности, давшее нам такого противоречивого персонажа, как Джон Эдгар Гувер. Я ему не симпатизирую, но нельзя не признать, что его деятельность для того времени была инновационной – он создал ФБР. С другой стороны, Гувер мог уничтожать не угодных ему сотрудников. Так, он выжил из Бюро Мэлвина Первиса (главу чикагского отделения ФБР, выследившего Дилинджера. – Т.Е.), потому что завидовал его славе. Первис (в фильме его сыграл Кристиан Бейл. – Т.Е.) был весьма популярен. Вы знаете, знаменитый герой комиксов Дик Трейси был списан именно с него! Так вот, Гувер фактически «стер» его – вплоть до того, что в архиве о Первисе сохранился лишь один документ – заявление о его приеме на работу в ФБР, остальное было уничтожено. В результате Первис подал в отставку, а в 1960-е годы свел счеты с жизнью.
Словом, 1930-е годы – чрезвычайно увлекательный период истории. Взять опять-таки Дилинджера. Его произвела история. У него умерла мать, вновь женившийся отец не обращал на него особого внимания, бил. Мальчик стал хулиганить, чтобы как-то привлечь к себе внимание. В результате он украл 50 долларов и получил за это 10 лет. В тюрьме он и стал тем Дилинджером, которого мы знаем.
– Основана ли мелодраматическая линия фильма на реальных воспоминаниях героини и что происходило с Билли Фречетт, возлюбленной Дилинджера, после его смерти?
– Все основано на реальных фактах. Билли была гражданкой второго сорта, потому что происходила из племени индейцев. Она воспринималась как аутсайдер, так же, как Дилинджер. Она не знала, как должен относиться «цивилизованный» мужчина к женщине. Дилинджер тоже не знал нормальных отношений между полами, поэтому он ходил в кино и перенимал манеру говорить, ухаживать за женщинами от экранных героев. И она, и он страстно жаждали любви, поэтому составили некий симбиоз. Между ними возникло глубокое чувство. Он хотел ее защищать, заботиться о ней. А когда ее забрали (Фречетт отсидела два года за укрывательство Дилинджера. – Т.Е.), по свидетельству очевидцев, он плакал как ребенок. После смерти любимого Билли вместе с отцом Дилинджера ездила по стране с лекциями о нем, написала пять статей в газеты об их романе. Таким образом она пыталась себя прокормить. После тюрьмы она вернулась в Висконсин и дожила до 60 лет.
– Вы показали Дилинджера героем того времени. Как вам кажется, почему общество любит именно таких людей и может ли сегодня возникнуть подобный герой?
– Есть две основные причины, объясняющие эту привлекательность. Первая – Дилинджер был очень обаятелен и харизматичен. Кроме того, у него был имидж преступника-джентльмена, грабителя как бы ХIХ века посреди ХХ.
Вообще, судя по газетам того времени, он был второй по популярности американец после президента. Это объяснялось тем, что Великая депрессия шла уже четвертый год, безработица достигла 25 процентов, обанкротилось сразу 16 тысяч банков, и население смотрело на банки как на причину их несчастий. Положение было нестерпимым – люди копили деньги всю жизнь и в одночасье лишились их. И естественно, Дилинджер, который грабил банки, вызывал симпатию народа. Да и преследовали его власти, которые не могли справиться с социальными проблемами… И здесь, конечно, прослеживается связь с нынешней трудной экономической и социальной ситуацией. В такого рода условиях всегда может возникнуть повод для появления кого-то подобного Дилинджеру, чего сегодняшней власти, конечно, не хотелось бы.
Комментарии