Форма: Моделирование. Общественные слушания.
Цели:
Дать учащимся представление о современных правовых средствах преодоления коррупции.
Познакомить их с общественными слушаниями, вовлечь в активное обсуждение правовых средств преодоления коррупции.
Показать трудности и определить эффективные средства преодоления коррупции в нашей стране.
Задачи:
Познакомить ребят с легальным определением “коррупция”, с понятием “антикоррупционная политика”, с приоритетными направлениями антикоррупционной политики, ее средствами; с “общественными слушаниями” как одной из эффективных форм антикоррупционной деятельности, их ролью в законодательном процессе и процедурами.
Умения: развивать коммуникативные навыки (ясно и четко выражать свое мнение); интеллектуальные умения (анализировать законодательные инициативы, делать выводы, принимать взвешенные и ответственные решения); формировать собственную позицию по общественно важным проблемам.
Ценности: прививать учащимся общечеловеческие ценности – уважение к личности и достоинству человека; уважение к разнообразным позициям, сосуществующим в обществе; гражданской активности и законопослушанию.
Вводное слово преподавателя
Проблема коррупции в нашей стране, как и во всем мире, является одной из самых актуальных, острых, сложных и трудноразрешимых. Она стала, с одной стороны, привычным явлением в жизни граждан и общества, а с другой – одной из основных угроз национальной безопасности страны, одним из ведущих факторов стагнации экономики, сохранения и развития глубокого социального неравенства вопреки усилиям государства и общества. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества. Стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций. Она привела к тому, что на российском рынке утвердился культ сверхприбыльных краткосрочных сделок. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка путем вымогательства взяток, которое ставит предпринимательскую деятельность в бесперспективное занятие.
Коррупция подрывает здоровый нравственный общественный климат в стране и является источником недоверия и отчуждения у ее граждан. Получившая распространение практика назначения на должности государственной и муниципальной службы за взятки ведет к деградации аппарата органов власти и существенному росту числа некомпетентных управленческих решений. Многие ожидания народа, связанные с демократическими преобразованиями последнего десятилетия, оказались обманутыми в результате неспособности государства и общества найти в себе силы для преодоления инерции коррупционного разложения. Наш народ устал от коррупции. Национальное самосознание большинства людей созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни. Однако надежды добиться успеха исключительно путем уголовных репрессий потеряли свою притягательность и перестали владеть умами большей части населения. Настало время для создания и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой невозможно распространение коррупции. Предвыборный тезис решительной борьбы с коррупцией на основе диктатуры закона еще только предстоит реализовать.
Для создания единой правовой основы функционирования системы антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. Предлагаемый проект федерального закона “Основы законодательства об антикоррупционной политике”, основные положения которого мы рассмотрим на учебном занятии, учитывает современные политические, правовые и экономические реалии, юридические нормы и рекомендации мирового сообщества. Этот проект не является альтернативой другим законопроектам, в основном направленным на решение хотя и конкретных, но частных задач в сфере, прежде всего уголовной антикоррупционной политики. В отличие от ранее заявленных он носит системообразующий, “рамочный” характер. В основе его лежат международные нормы права и современные средства преодоления коррупции, содержащиеся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., а также Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении деловых международных операций, принятой Организацией экономического сотрудничества и развития в 1997 г.
Подготовка общественных слушаний
Преподаватель сообщает учащимся, что учебное задание будет организовано в виде общественных слушаний, в рамках которых они рассмотрят проблему преодоления коррупции в нашей стране. Общественные слушания будут посвящены обсуждению правовых средств преодоления коррупции, в частности разбору проекта федерального закона “Основы законодательства об антикоррупционной политике”. Общественные слушания будут моделировать условия обсуждения законопроектов, которые проходят в Государственной Думе, в ее Комитете по законодательству на стадии предварительного рассмотрения.
Сегодня на нашем учебном занятии мы с вами попытаемся ответить на следующие вопросы:
Возможно ли правовыми средствами преодолеть коррупцию в нашей стране?
Насколько эффективны правовые меры преодоления коррупции?
Нужен ли федеральный закон о борьбе с коррупцией? Если да, то в каком виде. (Конкретный закон или создание определенной политики).
Актуален ли предлагаемый для вашего рассмотрения законопроект?
Будет ли он действенным средством преодоления коррупции в нашей стране?
Организация общественных слушаний
Мебель в учебной аудитории должна быть аранжирована таким образом, чтобы подросткам было удобно взаимодействовать как в малых группах, так и со всеми остальными.
Все ученики делятся на несколько групп. Преподаватель сообщает задания. Одна группа учащихся – группа принятия решения – депутаты Государственной Думы, члены Комитета по законодательству. Их основная задача – принять решение об уровне пригодности законопроекта для внесения его в повестку дня и последующего рассмотрения на общем заседании Государственной Думы.
Остальные группы – группы интересов, представляющие определенные общественные или политические позиции, являющиеся типичными и распространенными в обществе, должны сформулировать свое мнение по поводу законопроекта и высказать его. Группы будут аргументированно поддерживать законопроект или подвергать его критике. С точки зрения сформулированных позиций будет проведена общественная экспертиза законопроекта.
Первый вариант. Рассмотрение законопроекта с точки зрения различных общественных интересов. Соответственно рекомендуется ввести следующие групповые роли:
Участники Ассоциации малого бизнеса;
Союз крупных предпринимателей России;
Представители Администрации Президента;
Представители силовых структур и ведомств;
Представители движения “Женщины России против коррупции”;
Представители общества “Альянс реалистов” (участники общества считают, что экономические связи в стране не будут работать без коррупции).
Второй вариант. Рассмотреть законопроект с позиции наиболее влиятельных партийных объединений, которые существуют в Государственной Думе: Единство; Союз правых сил; КПРФ; Яблоко; ЛДПР; Аграрная партия; независимые депутаты.
Основные положения концепции проекта федерального закона “Основы законодательства об антикоррупционной политике”:
Коррупция представляет собой постоянно воспроизводящееся явление, коренящееся в недрах самого уклада социальной жизни, не признающее культурно-этнических и территориальных границ. Искоренение коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества. В этой связи должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу. Такой основой может служить только федеральный закон.
Борьба против коррупции затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства. Система противодействия коррупции включает существенно различающиеся между собой по содержанию и правовой природе меры, разработка и принятие которых относятся как к исключительным полномочиям РФ, так и к совместному ведению РФ и ее субъектов. Оптимальные возможности для учета названных особенностей предоставляет федеральный закон в форме основ законодательства, непосредственно регулирующий антикоррупционную политику федеральных органов государственной власти, устанавливающий основные начала антикоррупционной деятельности на региональном уровне и общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.
В действующем законодательстве на сегодня уже есть законы, наименования которых содержат в себе слово “политика”. Например, был принят Закон РФ “О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом” и др. Но важно исходить не только из существующей практики нормотворчества на уровне федерального законодательства, но и из того, что правовая политика в любой сфере, в том числе и в сфере борьбы с коррупцией, содержит в себе три основных элемента: развитие правосознания, правотворчество и правоприменение. И этим проектом предполагается создание системы, которая бы обеспечивала эту “триаду”.
В интересах формирования оптимальной системы борьбы против коррупции следует принимать во внимание, что она состоит не только из деяний, связанных с подкупом и продажностью государственных и муниципальных служащих, но и из иных злоупотреблений лиц, имеющих публичный статус (в том числе в государственных и муниципальных предприятиях и некоммерческих организациях), связанных с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот вопреки интересам службы). Под коррупцией в статье 2 законопроекта понимается подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства либо предоставление такой выгоды указанному лицу.
Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции. Для этого необходимо установить сферу правового регулирования, наиболее подверженную коррупции (исходя из российской и международной практики выделены 12 таких сфер), а также антикоррупционные стандарты (гарантий, ограничений и запретов), обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование каждой из этих сфер. Приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики в РФ в законопроекте признаются: реализация избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственная и муниципальная службы; служба в коммерческих организациях; служба в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами; органы местного самоуправления или их учреждения; особые сферы исполнения полномочий органов государственной власти, в том числе законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование, эмиссия ценных бумаг, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; экспертиза, сертификация товаров и услуг; предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи.
В целях достижения социально необходимого уровня эффективности антикоррупционной политики допустимо устанавливаемое федеральным законом определенное ограничение прав и свобод лиц, занимающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными и муниципальными органами или их учреждениями. Здесь не обойтись без государственной поддержки лиц, безупречно исполняющих свой служебный долг (такая норма сегодня уже действует по отношению к ряду государственных служащих при их награждении государственными наградами), и государственного протекционизма по отношению к предпринимательству, не приемлющему подкуп в качестве средств ведения бизнеса. Требования по безупречной службе, предъявляемые к лицам, замещающим государственные должности и должности по государственной и муниципальной службам, по состоянию на 1 января 2002 г. содержатся в 140 нормативных правовых актах.
Самой острой и вынужденной формой государственного реагирования на наиболее опасные формы коррупционного поведения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, законные интересы общества и государства, является антикоррупционная уголовная политика. Уголовная ответственность и порядок уголовного преследования за коррупционные преступления могут быть установлены только соответствующими федеральными кодексами. Вместе с тем эффективная реализация антикоррупционной уголовной политики, в том числе мониторинг коррупционных преступлений, оптимальное разграничение компетенции и сфер ответственности субъектов антикоррупционной уголовной политики, ресурсное обеспечение борьбы против наиболее опасных проявлений коррупции, создание гарантий законности уголовного преследования за коррупционные преступления, невозможны без нормативного закрепления исчерпывающего перечня таких преступлений. Такой перечень должен строго основываться на действующем уголовном законодательстве и одновременно учитывать принципиальные отличия коррупционных преступлений в форме подкупа и иных коррупционных преступлений, а также феномен преступлений, связанных с коррупцией. В настоящей редакции законопроекта содержится 26 составов преступлений, указанных в УК РФ (в форме подкупа – 9, иных коррупционных преступлений – 17). По аналогии с антикоррупционным уголовным законодательством в данном проекте предложено закрепление перечня коррупционных административных правонарушений, исходя из признаков коррупции, указанных в статье 2 настоящего федерального закона, и в соответствии со статьями КоАП РФ (5.2, 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 15.14, 15.21).
Обеспечение реализации целей антикоррупционной политики связано с необходимостью формирования адекватной, основанной на принципе “сдержек и противовесов” системы контроля и надзора. Единая система контроля включает государственный (парламентский контроль, судебный контроль, финансовый контроль, специальный контроль) и общественный контроль.
Транснациональный характер коррупции предопределяет выдвижение в качестве одного из приоритетов антикоррупционной политики Российского государства принятие на себя обязательств поддержки и всестороннего развития международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Реализация представленного проекта федерального закона предполагает создание дополнительных гарантий для роста бюджетных поступлений, экономного и целенаправленного расходования имеющихся бюджетных ресурсов путем постепенного разрушения коррупционных механизмов, препятствующих пополнению государственной и муниципальной казны и способствующих ее расхищению и социально неоправданному расходованию.
Настоящий проект федерального закона “Основы законодательства об антикоррупционной политике” содержит 37 статей, объединенных, в пять глав.
Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел
Комментарии