Подготовить разносторонне развитого выпускника, владеющего не только базовыми навыками и умениями, но и углубленными знаниями, способен учитель, который сам обладает высокой социальной компетентностью. Деятельность учителя должна быть продуктивной, творческой, направленной на освоение и внедрение инновационных технологий, создание авторских систем обучения и воспитания.
Для обучаемого при инновационном подходе система целей смещается в сторону приобретения компетенций, развития личности, понимания задач, освоения норм поведения в той или иной ситуации.Инновационная педагогика в образовании должна базироваться на следующих взаимосвязанных составляющих:1) современные методы преподавания дисциплин, которые позволяют формировать компетенции на основании вовлечения обучающихся в учебный процесс;2) уровень содержания дисциплины, который предполагает наряду с передачей знаний развитие компетенций;3) современное техническое обеспечение учебного процесса, которое позволяет широко применять интерактивные формы обучения.Важно научить ребенка принимать решения самостоятельно. Для этого хороши и педагогика сотрудничества, и технология творческих мастерских, и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.Важная роль принадлежит технологии самоопределения выпускника, а также технологиям профессионального обучения, направленным на усовершенствование обучения выпускников, ориентированных на производственную деятельность и предпринимательство.К инновациям, работающим на современную модернизацию образования, следует отнести компетентностную модель профессионального обучения, составляющую основу образовательных стандартов третьего поколения. В контексте компетентностной модели приоритетное значение имеют технологии активного, интерактивного обучения. Благодаря им педагог развивает личность и формирует компетенции ученика.Требования федерального государственного образовательного стандарта, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, предполагают серьезные изменения в организации учебного процесса. Они могут быть выражены в следующем: – в процессе обучения центральное место отводится деятельности ученика, а не диктату учителя;- преподавание должно стимулировать учебно-познавательную деятельность детей;- учитель должен быть не столько источником информации, сколько наставником в ее поиске и осмыслении, в постановке задач и в организации учебно-познавательной деятельности учеников;- приоритетом должно стать самостоятельное приобретение и применение школьниками полученных знаний и умений, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;- развитие личности стимулируют совместные размышления, дискуссии, исследования в процессе коллективной деятельности, а не механическое запоминание.Сегодня в образовании наряду с традиционными методами (чтение лекций, стажировка, мастер-класс) широко используются инновационные методы, такие как case study (разбор и анализ ситуаций), проектный метод, деловые игры, имитационные игры (компьютерные имитации), пресс-конференции, использование презентаций.Проектный метод позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления учеников к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Предполагаются разноплановое общение и аналитическая деятельность.Метод проектов находит все более широкое применение при изучении различных предметов как в начальной, так и в средней школе и лицеях и вузах. Разнообразие проектов связано с варьированием тем, масштабов, практической значимостью итогов. Но нацелены они на поиск, исследование.Метод ситуационного анализа (case-study), который относится к неигровым имитационным активным методам обучения и основан на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций, предполагает разбор и обсуждение встречающихся ситуаций и нахождение наиболее адекватного их решения.Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного процесса. Так, многие задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Ролевые и деловые игры проблемной направленности сочетают в себе несколько педагогических технологий – проблемное обучение, метод проектов, работу в сотрудничестве. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определенное решение. Игры развивают самостоятельное продуктивное мышление, направленное на формирование поисковой, творческой деятельности; повышают информационную и социокультурную компетенцию обучающихся; положительно влияют на учебную мотивацию; создают благоприятный психологический климат для общения и обучения. Ролевая игра может являться методом, специально используемым для глубокого рассмотрения различных ситуаций, где исследуются чувства и поведение участников ролевой игры. Использование презентаций и мультимедийных методов позволяет облегчить восприятие материала, его понимание, обеспечивает возможность более полного усвоения знаний (мультимедиатехнологии как демонстративное и иллюстративное средство для изучения нового материала). Все актуальнее становится самостоятельное изучение теоретического материала дисциплин учебного плана с использованием интернет-ресурсов, методических разработок, специальной учебной и научной литературы, виртуальной образовательной среды, компьютерного тестирования.Информационно-компьютерные технологии вообще используются в сочетании с другими педагогическими технологиями: с проектными технологиями обучения, реализующими личностно ориентированный подход, – создание проекта в виде презентации, которая максимально соответствует цели конкретного занятия или всей теме (авторские презентации, соответствующие индивидуальному стилю педагога, целям и задачам конкретного занятия, логике изложения материала, методам); с социально-педагогическими тренингами, реализующими психодинамический и социально адаптированный подход (коммуникативный тренинг, развитие креативности, видеотренинг).В области физического воспитания детей и подростков инновационны сейчас здоровьесберегающие технологии. Триада «образование – культура – здоровье» – это фундаментальная основа для формирования гармонично развитой личности.Сегодня актуальными становятся методики инклюзивного образования – методики по разработке программ применения физических упражнений для детей с отклонениями в состоянии здоровья и здоровых сверстников в условиях инклюзивного образования при обеспечении равных возможностей обучения и развития этого процесса.Актуальны сейчас такие формы обучения, как профильное и междисциплинарное обучение (последнее – с применением знаний по методике, лингвистике, педагогике, психологии, социологии, страноведению). Профильное обучение служит одной из ведущих форм организации педагогического процесса в современной школе. По своим целевым установкам и предметному содержанию профильное обучение находится между общим средним и профессиональным образованием, обеспечивая функциональную взаимосвязь и преемственность между ними. Инновационные технологии все глубже проникают в различные сферы деятельности человека. Сфера образования не исключение.Вопрос о создании системы открытого образования, обеспечивающей доступ к образовательным технологиям на базе технологий дистанционного обучения в рамках самостоятельной работы, и о формировании практических навыков в рамках выбранного школьниками направления уже в процессе обучения весьма актуален.
Комментарии