Когда у вас 30 ребят, за каждого из них вы в ответе. А ведь есть еще уроки и дополнительные занятия в других классах, педсоветы, совещания, конкурсы, олимпиады и многое другое. Школьная жизнь насыщенна и интересна!
Но иногда за всем этим можно упустить главное: какова ситуация в семье ученика? Какие у него отношения с одноклассниками? Что у ребенка на душе? О чем он думает? Некоторые дети сами приходят пообщаться с учителями после урока, а другие замкнуты. Учитель, в особенности классный руководитель, просто обязан быть хорошим психологом, и этому уделяется большое внимание при подготовке педагогических кадров в вузах и на курсах повышения квалификации. Но, кажется, того, что есть, всегда мало, чего-то не хватает!
И вот в наш век высоких технологий появилось нечто уникальное – digital-тренажер «Успех каждого ребенка», который представил отдел современных технологий развития кадрового потенциала работников образования. И сейчас учителя ряда московских школ участвуют в его апробации. Школа на Юго-Востоке имени маршала В.И.Чуйкова, в которой я работаю учителем истории, также принимает участие в апробации.
Расскажу немного подробнее о том, что представляет собой тренажер. Мы видим симулятор самых разных ситуаций из школьной жизни. Всего в тренажере будет представлено 100 таких ситуаций, в пилотной версии – пока 20, но даже это впечатляет и заставляет задуматься о своей работе! На первом уровне (начальная школа) мы работаем с мальчиком Ваней, на втором уровне (средняя школа) – с мальчиком Егором, потом появляются девочка Марина и другие персонажи. Ребята сталкиваются с самыми типичными ситуациями из школьной жизни: конфликты с одноклассниками, с учителями и многое другое. Например, Егор должен выступать в театральной постановке, но заболел и вышел накануне представления, а его роль передали другому мальчику. Или же у Егора конфликт с учителем истории, и он наотрез отказывается идти на муниципальный этап олимпиады по истории. Или в классе тянули жребий, кто из учеников какого учителя будет поздравлять с праздником, и Егору выпало поздравлять учителя, с которым не сложились отношения, и мальчик наотрез отказывается это делать.
Знакомые ситуации? Конечно. И тренажер предлагает проанализировать стратегии вашего поведения как классного руководителя в данной ситуации, предлагаются разные варианты ваших действий. При этом единого шаблона нет: вы можете выбрать совершенно разные варианты ваших действий и после каждого уровня получить представление о том, как ваши действия повлияли на поведение ребенка. Также после каждого уровня выстраивается профиль ученика по следующим критериям: доверие, уверенность в себе, инициативность, уровень стресса, умение решать конфликты. Если результат вас не устроил как педагога, можно пройти уровень заново и получить другой результат, сделать выводы для себя, что, конечно же, очень важно. По завершении прохождения блока из 10 заданий тренажер формирует подробный анализ вашей стратегии в отношении учеников и описывает, как ваши действия повлияли на поведение ученика в целом. Работа на тренажере, безусловно, затягивает, но при этом требует сосредоточенности и внимательности при выполнении заданий. Удобный интерфейс и навигация помогают вернуться на предыдущие уровни, проанализировать свои ошибки или, наоборот, удачные ответы, и, конечно же, возникает желание поступать подобным образом во время реальной учебной работы.
Уверен, тренажер будет полезен каждому классному руководителю! С нетерпением ждем выхода полной версии тренажера и предоставления доступа к нему для всех столичных педагогов!
Георгий БАРАНОВ, учитель истории Школы на Юго-Востоке имени маршала В.И.Чуйкова
Комментарии