Если проверить значение вынесенных в заголовок слов, мы получим любопытную картинку. Digital literacy (цифровая грамотность) определяется как синоним выражения computer literacy. Сегодня данное определение уже не годится, так как в понятие «цифровой» входят не только компьютеры, но и масса другой техники, а также программное обеспечение.
Давайте внимательно посмотрим на существительное literacy. Специалисту понятно, что оно происходит от латинского слова littera – буква, как и многие другие однокоренные слова в европейских языках. Прилагательное, означающее грамотный, – literate. Сходно звучащее и похожее по написанию literal значит буквальный. Насколько мы, преподаватели английского языка, грамотны в современном значении слова? Указано ли где-нибудь, например, каким должен быть уровень владения техникой для нас, гуманитариев? Грамотны ли все наши ученики? Если нет, должны ли мы их обучать? Преподавание ИТ не входит в наши обязанности. И сегодня, если учитель с большим стажем предпочитает пользоваться только учебником, он вполне способен обучить детей читать и писать по-английски (или на любом другом иностранном языке). С устной речью и прослушиванием, пониманием живой речи в таком случае дело обстоит сложнее.
Честно говоря, двадцать лет назад, впервые оказавшись с учениками начальной школы в интернет-классе и выяснив, что для большинства из них компьютер пока является неизведанной новинкой, я не стала выяснять, что именно входит в мои обязанности как преподавателя иностранного языка, а просто приступила к обучению азам. Перестроила свой учебный план, обсудила перспективы с администрацией школы и родителями, написала электронные письма в международные организации, выбрала посильные интернет-проекты, засучила рукава и взялась за дело. По просьбе районного отдела образования, а затем областного центра информационных технологий начала читать лекции и проводить семинары с учителями. Компьютеры и интернет дают замечательные возможности, открывают новые горизонты, существенно облегчают жизнь педагога, если умело пользоваться этими прекрасными инструментами. Об этом недавно говорила на семинаре для преподавателей английского языка города Новосибирска методист издательства Pearson в Сибири Ольга Михайловна Коченкова. Тема ее занятия звучит очень актуально: «Интерактивная доска в кабинете иностранного языка – украшение или инструмент?».
Чем помогает ИКТ на уроке ученику и учителю? Попробуем сформулировать.
– Развитие творческого потенциала учеников. Участвуя в интернет-проектах, дети учатся собирать информацию, обмениваться ею со сверстниками, писать эссе, создавать сайты класса и школы. Обычно любой проект предполагает следование четкому календарю, а значит, дисциплинирует учеников. Не написал эссе в срок, не сделал свою страничку – упустил свой шанс пообщаться со сверстниками из других стран. Участие в любом проекте помогает школьникам по-новому увидеть родной край, подробнее узнать историю собственной семьи, понять, каким образом можно на практике применять изучаемый иностранный язык.
– Взаимовлияние предметов. Сегодня уже практически не приходится обучать детей компьютерной грамотности. Многие входят в класс, слушая музыку или новости, в ушах наушники, пальцы на клавиатуре смартфона. Однако часто им не приходит в голову пользоваться своим умением обращаться с техникой и одновременно применять знания английского языка.
Просматривают сайты на русском языке, общаются со сверстниками тоже по-русски. И очень удивляются, когда я предлагаю им посмотреть клипы на YouTube или открываю образовательный сайт на английском языке.
– Обучение преподавателей. Уже много лет на семинарах, методических школах я знакомлю своих коллег с методическими интернет-сайтами, предназначенными помочь педагогу быстро найти полезные современные материалы на любую тему, установить контакты с коллегами по всему миру, найти ответы на любые вопросы. Основная задача сейчас, мне кажется, – не обучение техническим навыкам, это, как говорится, дело наживное. Нужно научиться находить то, что полезно именно вам, что помогает вам развиваться, не отставать от собственных учеников. Не случайно в последние годы приходится слышать следующее определение: «Грамотный человек – это тот, кто умеет быстро найти нужную ему информацию».
– Международные организации. International Education and Resource Network, IEARN, существует с 1988 года. В нее входят преподаватели всех учебных дисциплин из 140 стран. Просматривайте новости, выбирайте проекты, привлекайте своих учеников, открывайте им окна в мир. European Schoolnet, EUN, также прекрасный источник сведений о сфере образования. Даже если вы не чувствуете в себе силы для участия в проектах, полезно хотя бы иногда заглядывать на эти страницы, проверять, что делается в мире образования.
– Методические сайты. Здесь важно не потеряться в море информации. Teaching English – прекрасный бесплатный сайт, откуда можно скачать ресурсы по любой теме, где можно почитать методические статьи, задать вопросы на форуме. The Free Dictionary – хороший ресурс для регулярного аутотренинга, для самопроверки и повышения собственного уровня. Хотите посмотреть готовые уроки, научиться грамотно писать собственные планы уроков для переаттестации – используйте сайт English To Go. Существуют огромное количество образовательных интернет-сайтов, я предлагаю лишь несколько проверенных временем. В дальнейшем вы найдете другие, полезные именно для вас страницы. Не знаете, что именно вам нужно? Введите любые слова на английском языке в строку поиска Google.
– Как начать работу над проектом, как войти в международное сообщество, какие темы выбрать? Начнем с малого. Наверное, в декабре вы готовитесь к праздникам, к каникулам. С младшими школьниками легко можно создать электронную открытку. Предложите детям решить, хотят ли они создать индивидуальные открытки, или работать парами, или выбрать одну открытку от всего класса (группы). Покажите сайт, например, 123 Greetings, отведите 3-5 минут для игры, пусть выбирают. Затем предложите им сочинить небольшой поздравительный текст, запишите его на доске. Дальнейшие шаги – набираем текст на сайте, пишем адрес, отправляем.
– Поиск информации о Рождестве и Новом годе. В средних и старших классах можно сначала провести исследование. Разделите класс на группы, дайте задания. Одна группа ищет сведения о праздниках, другая изучает календари, все вместе обмениваются информацией, обсуждают, почему в разных странах, например, Новый год отмечают в разные дни и даже месяцы. Можно выбрать несколько интересующих ребят мини-тем, написать небольшие эссе. Следующий этап – создание интернет-страниц, подбор иллюстраций, аудио и видео. Недавно я показывала школьникам презентацию о том, как празднуют Новый год в Гонконге в феврале. Сегодня восточный Новый год, животные-символы весьма популярны, школьники знают, что наступает Год обезьяны. Но подсознательно они представляют себе этот любимый в нашей стране праздник в привычном антураже – с украшенной елкой и снегом.
Наглядность – великое дело в педагогике. Одна фотография из Китая может больше рассказать им о культуре другой страны, чем тысяча слов.
Важно с чего-то начать, осознать для себя, что ИКТ действительно помогает открыть окно в мир. Как вы будете использовать современные технологии в дальнейшем, зависит от вас.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.
Комментарии