Из опыта учителя физкультуры малокомплектной школы
Основной смысл физкультуры в школе – приучить обучающихся к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжении всей остальной жизни. Для этого нужно сделать так, чтобы физкультура стала для детей приятным и интересным уроком.
Важнейшее требование любого современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к обучающимся. Относительно уроков физической культуры это означает обязательность учета состояния здоровья, пола, физического развития ребенка, его двигательной подготовленности и особенностей психического развития. Методики и технологии осуществления индивидуального подхода требуют от педагога изучения личности обучающегося и выявления его индивидуальных особенностей.
В нашей малочисленной малокомплектной школе преподаю физическую культуру с 1‑го по 11‑й класс, поэтому имею представление о подготовленности учащихся к овладению определенными двигательными действиями на протяжении всего периода их обучения в школе.
Для того чтобы правильно организовать работу на уроке, определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать. В начале учебного года (в сентябре) выявляю уровень физической подготовленности и состояние здоровья учеников прежде всего по данным медицинских осмотров. Особое внимание на этом этапе уделяю первоклассникам и вновь прибывшим ученикам. Наблюдаю за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой, за сдачей нормативов, определяю, с каким уровнем физической подготовки пришли ученики. Определяю группы детей с низкими и высокими результатами в области физической культуры.
Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре, а детям с высоким уровнем может быть неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика.
Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп (категорий): а) здоровые, но не желающие трудиться; б) дети, которые пришли на урок после болезни; в) физически слабо развитые дети, которые боятся насмешек; г) дети, хорошо развитые физически, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Для меня главное, чтобы на уроке физкультуры ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а значит, будут и успехи.
Очень помогает в работе использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенности уроками физической культуры. Некоторые считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования, выдвигаемые учителем. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети тем более (независимо от их возрастной группы).
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных методов и средств воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, баскетболом, или с элементарными подвижными играми. Он может быть в основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Например, для развития внимания, ловкости, быстроты, умения ориентироваться использую упражнения с мячами «Поиграй со мной» (ребенок подкидывает мяч и ловит его сначала перед собой, а потом постепенно увеличивает высоту броска), «Обгони меня» (ребенок пинает мяч и старается его обогнать) и т. п. При этом размеры мячей у ребят разные: те, у кого сначала плохо получаются упражнения, работают с мячами побольше, затем им дается право выбора мяча поменьше или предлагается еще поработать с большим.
Для развития умения балансировать использую упражнение «Пройди болото». Ребенок по «кочкам» (невысокие чурочки) проходит определенное расстояние, сначала со мной (держу ребенка за руку), а потом он пробует выполнить упражнение самостоятельно.
На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, маски, др.), это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет в полной мере удовлетворить двигательную потребность занимающихся. Тем самым он способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
При проведении упражнений в игровой или соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты, а при необходимости делают повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные по сложности упражнения.
Особое внимание на уроке уделяю детям с избыточным весом и детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если привлечь школьников помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Сначала они помогают в судействе, а затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, они приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.
При проведении урока необходимо учитывать и настроение ребенка. Например, у обучающихся младших классов очень высокая двигательная активность, часто меняется настроение класса, и здесь, чтобы дети были настроены на совместную работу друг с другом, применяю соревновательный метод обучения: «Кто дальше?» – при обучении прыжка в длину с места, «Кто точнее?» – если это метание в цель и т. д.
На уроках по легкой атлетике физически развитые ученики получают более сложные задания, остальные дети – более легкие. Стараюсь это делать деликатно, чтобы не обидеть детей, которые не хотят выглядеть слабыми. Заметив ошибку, выясняю причину ее возникновения и стараюсь оказать своевременную помощь ученику. Пытаюсь это делать с учетом свойств характера ребенка.
При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и умение, и прилежание. В этом случае применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить, других – сдержать от излишнего рвения, третьих – заинтересовать. Все это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создает основу для активности.
Сильные в плане физической подготовленности ученики – это моя опора на занятиях. Эти дети помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т. д. Необходимо постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать, предлагать подготовить товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.
Использование личностно ориентированного и дифференцированного подходов к обучающимся – учет их физического развития и двигательной подготовленности, а также динамичность, эмоциональность, образовательная и инструктивная направленность уроков формируют у детей навыки и умения самостоятельных занятий физической культурой, подводят их к здоровому образу жизни.
Наталья ФЕДОРОВА, учитель ОБЖ и физической культуры, Пушнинская средняя общеобразовательная школа, Беломорский муниципальный район, Республика Карелия
Комментарии