Детская игра определяет развитие ребенка до школы. Она заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум. При поступлении в первый класс у него происходит смена видов деятельности. Теперь ведущей становится учебная деятельность. Поначалу ребенку сложно организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной активности, поэтому наряду с учебной деятельностью игра должна занять особое место – носить дидактический, т.е. обучающий, характер. Первоклассники психологически включены в игру, которая творит произвольность на доброй воле самих детей, она организует их чувства и нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.
Проведение дидактической игры с детьми требует от учителя мастерства. Он должен перед игрой доступно изложить сюжет, поставить познавательную задачу, а затем умело руководить ходом игры, следя за соблюдением правил. В игре должен участвовать каждый ученик класса: если часть учащихся работает у доски, то остальные дети являются контролерами или судьями.
В большинстве игр нужно вносить элемент соревнования, что также активизирует детей в процессе обучения. Необходимо с большим тактом отнестись к детям, допустившим ошибки. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи. Приведу конкретные методические рекомендации к проведению и организации дидактических игр по некоторым разделам программы по математике в 1-м классе.
Подготовительный период
Составим узор
Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения: набор из 9 фигур – 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика, или на листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга – 2 желтых треугольника, справа и слева – два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам листа, вверху и внизу – красные, справа и слева синие квадраты.
Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.
Построим домики и посадим рядом деревья
Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор из 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке, 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).
Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома – высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя полосками зеленой бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.
Составим поезда
Дидактическая цель: сравнение группы предметов.
Содержание игры. Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.
С этой целью вызывают семь учеников. Они составляют поезд из семи вагонов. Затем вызывают пять учеников, они составляют поезд из пяти вагонов. «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог. – Какой короче? Где вагонов больше? Где – меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» Игра сопровождается соответствующими действиями.
Количество вагонов можно изменять два-три раза.
Числа от 1 до 10
Лучший ответчик (1-й вариант)
Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывает каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот победил. Затем учитель показывает в разбивку цифры, ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и насколько.
Хлопки
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Ритм хлопков учитель задает сам).
Я знаю число и цифру
Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.
Средства обучения: набор кругов, треугольников, квадратов.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
Определи курс движения самолета
Дидактическая цель: Учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения самолета.
Средства обучения: рисунок самолета.
Содержание игры. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета от одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан примером частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом номер 1 и лететь дальше к городам №№ 2,3 и т.д., делая над каждым из них круг. Учитель выполняет роль летчика-командира, а роль летчиков-курсантов – ученики.
Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:
1. Дети шифруют номера поселков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя их в наборное полотно. Наиболее сложный пример учитель записывает на доске.
2. Ученики по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.
3. Ребята поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета.
4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик. До проведения игры учитель на доске записывает:
+ = 7 + = 10
+ = 8
+ = 9
+ = 5
+ = 6
– = 4
– = 3
– = 2
– = 1
После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи:
4 + 3 = 7 4 + 6 = 10
5 + 3 = 8
5 + 4 = 9
3 + 2 = 5
4 + 2 = 6
9 – 5 = 4
10 – 7 = 3
8 – 6 = 2
10 – 9 = 1
Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним – от больших чисел к меньшим).
Светлана Ронгинская, учитель начальных классов Вятской гуманитарной гимназии, Киров
Комментарии