Одна из составляющих программы информатизации – преподавание информатики как учебного предмета. В Ейском районе Краснодарского края проблема кадрового обеспечения стоит очень остро. Так, в СОШ № 6 и НОШ № 34 учителя информатики отсутствуют, что негативным образом сказывается на выполнении общеобразовательного минимума, на выполнении БУПа. 31% учителей информатики не имеют высшего образования, 32% не проходили аттестацию, 50% – курсовую переподготовку.
В большинстве школ преподавание информатики ведется только в 10-11-х классах, только в СОШ № 5 ст.Должанской обучение ведется начиная с начальных классов.
В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 13.08.2002 г. № 01-51-088 в целях создания условий технического и координационного обеспечения использования информационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях в штатные расписания были введены должности инженера-программиста, лаборанта. Анализ показал, что данные нововведения не сыграли положительной роли в интеграции информационных технологий в учебный процесс в большей степени из-за непонимания администрациями школ важности данных должностей. Имеющиеся графики работы кабинетов информатики не соответствуют действительности, в результате свободного доступа ученики и учителя школ к компьютерной технике не имеют, что негативно сказывается на внедрении информационных технологий в образовательную среду. Лаборанты кабинетов информатики в большей мере занимаются делопроизводством, а не обслуживанием учителей и учеников в кабинете информатики, не подготовкой программных материалов для их дальнейшего использования на уроках и внеклассных мероприятиях.
В результате образовательные учреждения не используют в своем технологическом арсенале ресурсы сети «Интернет», проектные информационные технологии, не участвуют в дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных проектах, что адекватно сказывается на развитии и профессиональном росте учителей и учеников. На сегодняшний день ни одна школа Ейского района не имеет своего web-сайта.
Конечно, такие проблемы решаются не за один год. И начинать решать их надо с конкретных школ, конкретных районов, с разработки и реализации конкретных программ. Одну из низ мы предлагаем вниманию читателей «ИКТ в образовании».
Цели программы:
– создание единой информационной среды Ейского района, обеспечивающей повышение качества образования;
– эффективное использование научно-педагогического потенциала Ейского района;
– поэтапный переход к новому уровню образования на основе информационных (интернет) технологий, с использованием электронных (мультимедийных) учебников.
Задачи программы:
– формирование информационно – технологической инфраструктуры системы образования;
– предоставление образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам и т.п.);
– применение интернет-технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
– подготовка педагогических, административных кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Срок реализации программы: 2004-2005 гг.
Финансовое обеспечение:
– бюджетные средства;
– внебюджетные источники финансирования, включая спонсорские средства, средства, поступающие от дополнительных платных услуг, средства, выделяемые попечительскими советами, различными фондами и т.д;
– федеральная программа «Компьютеризация сельских школ».
Ожидаемые конечные результаты:
– создание в школах электронных библиотек;
– свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
– повышение качества образования в удаленных от методических центров учебных учреждениях.
Контроль за исполнением программы осуществляет:
– управление образования администрации Ейского района;
– аттестационно-диагностический центр.
1. Краткая справка-аннотация
к программе
1.1. «Быть с веком наравне» – это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Ведь в ее стенах учатся те, кто действительно определит будущее, – наши дети. Как повлиять на будущее, чтобы оно не несло угрозу, а, наоборот, привело человечество к процветанию, миролюбию, взаимопониманию? В этом вечная гуманная роль учителя. Мультимедийные учебники, интернет – технологии для профессионального педагога – это еще один инструмент, еще одна среда для диалога с учеником, самой древней и самой благодарной формы образования.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Преподаватель в высокотехнологичной образовательной среде является не только источником информации и академических фактов, он помогает учащимся понять сам процесс обучения, помогает им найти необходимую информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Конечно, учащемуся всегда было нужно и всегда будет нужно общение с учителем. Это совершенно особая эмоциональная подпитка, ибо воспитание человека невозможно без живого общения и авторитета учителя. Но с переходом в новое, информационное общество учителя, не владеющего компьютерными технологиями, постепенно заменит учитель, использующий компьютерные технологии в своей педагогической деятельности.
Сельские школы Ейского района в течение последних лет делают попытки работать, применяя на практике компьютерные технологии, включая в учебный процесс интернет-технологии и используя на уроках современные электронные учебники. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы. Назовем основные:
1) Отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру – из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся программированию.
2) Участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедийными учебниками.
3) Нет заинтересованности учителей – предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.).
4) Преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.
И тем не менее в некоторых школах Ейского района в силу объективных причин все чаще устремляют свои взоры в освоении в учебном процессе электронных учебников, интернет-технологий, в основном на собственном опыте проб и ошибок осваивая новые информационные и педагогические технологии.
1.2. Ожидаемые результаты.
Информация, получаемая оперативно за счет использования электронных учебников, интернет-технологий, будет способствовать значительному изменению характера труда учителей, учащихся, администрации школ.
Учителя-предметники смогут приобрести возможность значительно расширить свой кругозор, повысить свою профессиональную подготовку. Учитель выйдет на новый уровень самоутверждения в своих возможностях, организуя учащихся в рамках самостоятельной исследовательской работы.
Учащиеся, работая с электронными учебниками, в интернете, смогут вести поиск необходимой информации в информационных базах данных для решения учебной задачи, знакомиться с разными точками зрения на изучаемую проблему. У школьников появится возможность обучаться в рамках курсов по учебным предметам на базе компьютерных центров, лабораторий.
1.3. Механизм выполнения программы.
Учебный процесс представляет собой систему, предусматривающую определенные цели, содержание, разнообразие методов, организационных форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен прежде всего требованиями программы обучения, образовательными стандартами, то отбор методов, организационных форм и средств обучения, – самой логикой познания, психологией познавательной деятельности, принятой концепцией учебного процесса.
Один из вариантов использования интернет-технологий, электронных учебников, проектов, предлагаемых в сетях, – это подбор необходимых материалов, которые учитель адаптирует к конкретной учебной ситуации, уровню общей «продвинутости», а также индивидуальным особенностям учащихся данного класса. Для максимальной мотивации учащихся следует выбирать такие проекты, электронные материалы, в которых заложены проблемы, вызывающие у школьников наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик.
Если же необходимого электронного продукта в наличии нет и заимствовать проект из глобальной сети невозможно, а ситуация явно вызывает необходимость введения в урок или в систему уроков информационную новизну, то учитель может разработать необходимую информацию самостоятельно или в интеграции с учениками. Для этого учитель прежде всего мысленно представляет проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты. В этом случае в процессе работы учителями и учащимися дополнительно приобретается опыт совместной работы, возникают новые возможности в аккумулировании различных мультимедийных источников информации и информации, полученной из глобальной сети, появляется возможность использовать компьютерные сети как информационную среду для практической работы учащихся. Учебные электронные материалы позволяют сделать результаты деятельности школьников достоянием общественности. Выполняя эту работу, учащиеся обмениваются данными, анализируют информацию и полученные результаты – свои и партнеров по работе.
Без специально организованных условий использование интернет-технологий и мультимедийных учебных материалов в учебном процессе не может состояться. Идеальными условиями являются те, которые предусматривают предоставление участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютеру в течение всего школьного дня и возможность получать в процессе своей работы консультации специалиста. В сельских школах из-за небольшого числа компьютеров, отсутствия специалистов эти условия выполнить очень сложно.
В настоящее время в школах Ейского района телекоммуникационная рабочая станция находится в кабинете информатики. При активной работе учителей-предметников с электронными носителями информации, даже при наличии компьютеров и специалиста вряд ли можно такие условия считать комфортными как для самого учителя информатики, так и для учителя-предметника со своими учащимися, у которых есть своя учебная программа. Только при наличии достаточно больших «окон» в режиме работы кабинет информатики может позволить некоторым учителям использовать компьютерные технологии на своих уроках. Так, в СОШ № 10 п.Моревка проводятся с использованием электронных учебников уроки физики, истории, биологии.
Наиболее удачным вариантом использования электронных учебников и ресурсов интернет в образовательном процессе, при котором школа пытается предоставить всем участникам педагогического процесса свободный доступ к компьютерам, является размещение их в предметном кабинете. Это замечательная идея при отличном финансировании. Но, как правило, администрация не в состоянии обеспечить все кабинеты своей школы компьютерами.
Поэтому создание на базе школ компьютерных лабораторий – самая удачная модель для активной работы учителей и учащихся в рамках использования мультимедийных учебных материалов, интернет-технологий в образовательном процессе.
В Ейском районе в образовательных учреждениях можно наблюдать все три варианта «точки открытого доступа к электронной информации». Именно поэтому предлагаемые модели затем могут быть использованы в образовательных учреждениях различного уровня компьютерного оснащения.
2. Описание программы
2.1. Предмет разработки
Современный этап информатизации образования идет под девизом «Используем компьютеры в преподавании различных дисциплин». Но существует ряд проблем, которые надо принимать во внимание, обновляя содержание образование и перестраивая работу школы. Пока еще практически нет примеров построения целостных учебных курсов, совмещающих инновационное содержание образования и современные методы учебной работы с широким использованием новых информационных технологий. До сих пор существуют лишь единичные учебные курсы нового поколения, в которых средства новой информационной технологии помогают овладеть новым содержанием обучения, стимулируют внедрение новых методов учебной работы, готовят школьников к жизни в условиях информационного общества. Именно поэтому учителю-предметнику для проведения уроков необходима интеграция мультимедийных учебников и интернет-технологий для создания методических пособий, проектов в виде презентаций или страничек web-сайтов.
В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая деятельность. Поэтому так важно научить детей различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской деятельности.
Современная школа должна соответствовать требованиям современного информационного общества. Но в школьном образовании складывается странная ситуация: учителям предстоит создавать и поддерживать условия, стимулирующие работу школьников в условиях нового информационного общества, в то время как сами учителя таких условий для своей собственной работы не имеют. Данная программа предусматривает механизмы, которые помогут педагогам осваивать новое содержание образования, новые методы и формы учебной работы, и эти механизмы должны органично войти в учебные предметы и поддерживаться учебными и методическими средствами.
Учителям, начинающим использовать возможности интернет-технологий и электронных учебников, нужна поддержка более опытных «наставников», возможность обменяться опытом, обсудить свои и чужие идеи и наработки. Поэтому планируется проводить ежемесячные педчтения для участников программы и учителей, которые начинают использовать эти технологии. Профессиональное общение – вот что больше всего им необходимо. Здесь нет легкого пути, необходима огромная методическая работа, сложнейшая переподготовка педагогов. Эти задачи по плечу учителям Ейского района, прошедшим обучение в Федерации Интернет Образования и успешно использующим информационные технологии в образовательном процессе.
Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному усваивает знания. Именно с интернет-технологиями, с использованием в учебном процессе современных электронных учебников сегодня связывают реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому молодому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения, которая наиболее полно соответствовала бы его интеллектуальным способностям и профессиональным потребностям. В наше время ускорения прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. Работа с использованием электронных учебников и интернет-технологий дает новые возможности для углубления и обогащения программы практически по любому предмету в любом классе.
Чтобы сделать образование действительно «открытым», необходимо учить и педагогов, и учащихся навыкам поиска информации, использованию мультимедийных учебников для построения уроков.
Рассмотрим основные модели рабочих станций, которые разрабатываются в школах Ейского района для использования в учебном процессе мультимедийных учебников и интернет-технологий.
Модель первая. Рабочей станцией является кабинет информатики. Такой вариант наиболее удачно вписывается в учебный процесс небольшой или малокомплектной школы, где кабинет информатики загружен на 10-20 % учебного времени. В этом варианте учителя-предметники могут проводить свои уроки непосредственно в кабинете информатики. Подготовку и составление различных презентаций урока учитель и школьники могут осуществлять во внеурочное время.
Для обеспечения работы необходимо минимальное количество компьютеров – 2-3, локальная сеть, подключение к интернету. В этом же кабинете может расположиться медиатека. (См. схему 3).
Модель вторая. Рабочие станции находятся в предметных кабинетах. Компьютерная зона остается в кабинете информатики, где преподаватели и учащиеся могут самостоятельно получить информацию, используя медиатеку, интернет, фонд компьютерных программ. Этот вариант приемлем в школах с хорошим техническим оснащением, где кабинет информатики загружен в учебное время.
Для обеспечения работы необходимо 3-4 компьютера в предметных кабинетах (по одному в каждом кабинете), завязанные в локальную сеть, обязательное подключение кабинета информатики к глобальной сети. Медиатека располагается в кабинете информатики. При отсутствии данного количества компьютеров можно использовать один компьютер на передвижной тележке, который при необходимости будет «кочевать» из одного предметного кабинета в другой. Учителя лишь будут менять программные продукты в зависимости от предмета. (См. схему 3).
Модель третья. Создание в школе компьютерной лаборатории и медиатеки (прообраз кабинетов ТСО). Медиатека рассматривается здесь прежде всего как источник информации, тот самый «свободный доступ» к телекоммуникациям.
Для обеспечения компьютерной лаборатории необходимо 3-4 компьютера в одном помещении, завязанных в локальную сеть, подключение к глобальной сети. (См. схему 3).
Все вышеперечисленные модели так или иначе работают в некоторых школах Ейского района. Так, в СОШ № 10 реализуется первая модель, где рабочая зона располагается в кабинете информатики. Именно в этом кабинете учителя истории, физики, математики, биологии проводят уроки, используя современные электронные учебники. Выстроена система обучения учителей компьютерной грамотности, проводятся семинары, на которых учителя делятся опытом с молодыми коллегами своими наработками. Вторая модель нашла применение в СОШ № 7 и СОШ № 4, где используется в этих целях передвижной компьютер. Третья модель в большей степени реализована в СОШ № 5, где уже выстроена проектная деятельность и ученики совместно с учителями создают общественно значимые проекты, которые затем используются на уроках физики и астрономии.
Информационные технологии способны создавать учебную среду, которая может вовлекать учителей и школьников в продуктивную, значимую и очень эффективную образовательную деятельность, – это один из лучших способов увидеть практически реальный путь информатизации школы, а для школы это реальная возможность готовить своих учеников к жизни в информационном обществе.
2.2 Основные результаты, достижение которых предполагается программой
1) Для учащихся школ:
– смогут, работая в интернете, с электронными учебниками, вести поиск необходимой информации для решения учебной задачи, знакомиться с различными точками зрения на изучаемую проблему;
– публиковать на страничках районного сайта свои творческие работы (сочинения, рисунки, изображение поделок, статьи, фотографии и т.п.);
– появится возможность обучаться в рамках курсов по учебным предметам на базе компьютерных лабораторий, кабинетов информатики, посредством интернет – технологий;
– получат возможность разрабатывать и создавать электронные презентации, веб-ресурсы для дальнейшего их использования в учебном процессе;
– повысить качество знаний.
2) Для педагогических коллективов:
– приобретут возможность значительно расширить свой кругозор, повысить свою профессиональную квалификацию;
– приобретут возможность работы в интернете, получать, обрабатывать различную информацию, необходимую для учебного процесса;
– получат возможность делиться опытом, своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками с коллегами из различных школ, регионов, стран мира;
– использовать современные электронные учебники, веб-ресурсы в учебном процессе, с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора школьников;
– получат возможность разрабатывать презентации учебного материала, создавать веб-ресурсы с целью дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности.
3) Для системы образования края:
– интеграция информационного пространства Ейского района в общекраевое, всемирное информационное пространство;
– разработка новых принципов и методов представления, обработки информации и знаний;
– подготовка кадров, способных осуществить повышение качества образования с использованием современных электронных учебников, интернет – технологий.
2.3. Инновационный потенциал программы
Информация и знания – ничем не заменяемые ресурсы общества. Использование знаний позволяет сэкономить другие ресурсы – энергию, материю, время, получив при этом результаты, не достижимые никакими другими способами. Эффективное использование информационных ресурсов способствует интересам достижения главных целей развития общества.
Под влиянием демократических преобразований в обществе происходит значительное изменение в образовании – происходит переход от узко-дисциплинарного понимания целей образования к более широкому гуманитарному, обучение становится личностно-ориентированным. Идет процесс создания новой школы современного этапа развития, где основной задачей становится развитие школьников. В связи с внедрением в учебный процесс новой школы интернет-технологий, современных электронных учебников изменились и образовательные цели, которые в значительной степени направлены теперь на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения знаний.
Образовательная информация рассматривается как понятие интегративное, вбирающее в себя имеющиеся в распоряжении системы образования разнообразные виды информации и различные формы ее представления. Современные процессы, происходящие в обществе, повлияли на возможность образовательных учреждений отбирать содержание образования, на инновационные процессы внутри самой образовательной системы, на право личности делать свой образовательный выбор и, таким образом, сформировали социальный заказ, который отражает общественные и индивидуальные потребности.
3. Научно-методическое обеспечение программы
Программа обеспечена существующей в настоящее время научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, ее записи, тиражированию, обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения информации и удобства ее использования учителями-предметниками, учащимися.
Правовое обеспечение программы представлено в «Законе об авторском праве», «Законе о лицензировании», «Законе о печати».
Программа реализуется в рамках федеральной и краевой программы «Компьютеризация сельских школ».
Андрей СЕМКЕ, заместитель начальника Управления образования Ейского района
Краснодарский край
Комментарии