Изучение и закрепление нового информативного материала
Здесь условно объединены словесно-информационные методы, позволяющие изложить, изучить или закрепить новую информацию (знания). Как правило, эти методы прямо не нацелены на отработку практических навыков.
Интерактивная лекция
Лекция по-прежнему остается самым распространенным методом преподавания. Хорошая лекция может запомниться на всю жизнь. Но зачастую она является скучным и малоэффективным монологом, в котором учащиеся призваны играть пассивную роль “благодарных слушателей”. Однако и такое занятие можно сделать интерактивным. Вот некоторые рекомендации.
1. Тщательно планируйте ее. Сформулируйте проблему. Напишите план. Можно сообщить его слушателям.
2. Желательно лекцию не проводить, если учащиеся могут прочитать материал.
3. Планируйте мини-лекции – не более 10-15 минут.
4. Планируйте специальные моменты для разрядки учащихся и для привлечения внимания – шутки, истории, притчи, жизненные ситуации (именно жизненный пример, а не сухая информация может надолго запомниться слушателям). Используйте близкие для слушателя примеры.
5. Недостатки лекции как пассивного метода усвоения материалов можно преодолеть, включая в лекцию следующие методы:
Вопросы.
Ролевые игры.
Использование видео-, аудио- и других наглядных пособий.
Ученик в роли учителя.
Каждый учит каждого.
Разминки.
6. Старайтесь охватить вниманием всех слушателей: двигайтесь по аудитории, устанавливайте контакт глазами.
7. После окончания лекции проведите интерактивное упражнение на закрепление материала.
Работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами
Наглядные пособия, видео- и аудиоматериалы делают занятия более емкими и запоминающимися. В качестве таких пособий и материалов могут быть использованы схема, карта, чертеж, таблица, картина, рисунок, фотография, слайды, книга, газета, журнал, фильм, музыка, песня, видео- и аудиозапись и т.д. Пособие часто можно изготовить своими руками. Учащиеся могут также изготовить пособие для презентации выступления своей группы, например нарисовать фломастером на листе ватмана (или старых обоев) план выступления, схему, чертеж, таблицу.
Порядок проведения
Предварительно:
1. Продумайте, какой момент занятия может быть хорошо поддержан пособием. Какие пособия у вас есть, чтобы раскрыть тему этого занятия? Выберите пособие и подготовьте его.
2. Определите, какова цель использования пособия, как и когда вы его продемонстрируете.
Во время проведения:
1. Поставьте проблему или дайте задание для работы с пособием.
2. Убедитесь, что все учащиеся имеют доступ к пособию.
3. Дайте достаточное время для ознакомления с ним. Можно придерживаться следующих шагов:
Описание. Опиши, что ты видишь (слышишь). Какие элементы можно выделить?
Анализ. Какова тема этого произведения? Что этим хотел сказать автор? Как автор это выражает?
Применение идеи. Какие близкие для тебя ситуации, проблемы напоминает тебе эта картина (пособие)? Как может идея этого произведения быть использована людьми, тобой?
Оценка. Согласны ли вы с мыслью автора? Аргументируйте свою позицию. Какие чувства вызывает это произведение? Какое значение имеет это произведение в (для)…?
Ученик в роли учителя
Этот прием – своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Как видно из “Пирамиды обучения”, этот прием является одним из самых эффективных средств обучения. На его основе построена клиника “Живое право”. Во многих школах в определенный день (например, в День прав человека или День учителя) старшеклассники идут во все младшие классы школы и проводят там уроки.
Однако прием “ученик в роли учителя” требует серьезной подготовки учащегося и определенных способностей, поэтому не все ребята смогут выполнить такую нагрузку (хотя грамотное распределение ролей при использовании этого метода может вовлечь всех учащихся). Частным и более щадящим случаем приема “ученик в роли учителя” служит метод “каждый учит каждого”.
Каждый учит каждого
Метод “каждый учит каждого” может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга – это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.
Порядок проведения
Предварительно:
Приготовьте карточки по количеству участников (можно приготовить карточки с запасом). На карточках вы можете написать определения понятий, описание концепций, факты, то есть ту информацию, которая является предметом изучения. Информации должно быть немного – до 3-4 предложений. Не страшно, если некоторые карточки будут повторяться.
При проведении:
1. Раздайте по одной карточке каждому участнику.
2. Попросите их внимательно прочитать текст. Обойдите аудиторию и посмотрите, понимают ли учащиеся смысл текста. Спросите, все ли им понятно.
3. Объясните правила работы:
Принцип этого метода – каждый попеременно является учеником и учителем.
Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, и попросить его пересказать суть новой информации).
Каждый участник свободно передвигается по аудитории.
Встретив другого участника, он спрашивает, известно ли собеседнику то определение, понятие, которое записано в карточке первого участника; если известно, то первый участник просит второго объяснить это определение (понятие) и сравнивает с объяснением в своей карточке. Если ответа нет или ответ требует уточнений, первый участник сам сообщает определение из карточки и просит второго своими словами повторить новую информацию.
Затем участники меняются ролями. Теперь первый участник выступает в качестве ученика, а второй – спрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки.
Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты.
Затем участники расходятся и встречаются с другими учащимися, образуя новые пары.
Задача участника – обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.
4. Объявите начало упражнения. Следите, чтобы никто не оставался без пары. Если число учащихся нечетное, сами тоже участвуйте в игре. Как всегда, не забывайте следить за временем.
5. Подведите итоги. Выясните, кто смог обучить большее количество участников и узнать больше информации сам. Опросите нескольких учащихся. Можно предложить кому-нибудь обобщить всю информацию или ее часть в форме связного рассказа. Целесообразно записать ответы на доске в форме плана усвоения нового материала (опорного конспекта) с последующим перенесением в тетрадь. В заключение спросите, насколько успешно удалось обучать и обучаться участникам. Что они узнали нового? Какие проблемы возникли при обучении? Что запомнилось больше – то, чему учил сам, или то, чему учили другие? Почему? Почему обучение других считается самым эффективным способом собственного обучения?
Мозаика (ажурная пила)
Этот метод является усложненной разновидностью метода “каждый учит каждого”, соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени и может в определенной степени заменить необходимость чтения лекций. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод “каждый учит каждого”.
Порядок проведения
Предварительно:
1. Определите, на какие задачи (этапы) раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе. Например, при принятии решения об уголовной ответственности надо установить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Следовательно, можно организовать работу четырех экспертных групп. Можно создать еще две группы, например для установления смягчающих и отягчающих обстоятельств. Второй пример: вы ставите задачу освоить новый материал, связанный с формами государств. Всего определены три формы государств, в каждой форме – еще три вида. Таким образом, возможно организовать три или девять экспертных групп.
2. Подготовьте необходимую информацию для каждой экспертной группы. Информация может быть взята из учебника, газет, журналов, дополнительной литературы. Желательно подготовить материалы так, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы учебника, сделать копии статей из газет, журналов, книг).
3. Подготовьте таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый учащийся будет входить в две группы – “основную” группу и группу “экспертов”. “Основные” группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5. Каждая группа будет состоять, например, из 5 участников, которые будут являться экспертами по определенной теме. Экспертов каждой темы можно обозначить цветами – красным, синим, желтым, белым, зеленым. Таким образом, в каждой основной группе будут присутствовать эксперты разных цветов (по разным темам). Для выполнения задания эксперты по одной теме (имеющие табличку одного цвета) будут собираться в “экспертную” группу. Таким образом, образуются красная экспертная группа, синяя, желтая и так далее. Соответственно, в каждую “экспертную” группу будет входить по одному представителю из каждой “основной” группы. Затем эксперты снова возвратятся в “основную” группу, чтобы завершить выполнение задания.
При проведении:
1. Опишите проблему, которую предстоит обсудить, или задачу, которую нужно решить.
2. Объясните правила проведения занятия:
участники делятся на группы, которые называются “основными” и имеют номера, например от 1 до 5;
“основные” группы должны решить поставленную задачу (задачи группам могут быть даны разные);
каждый член “основной” группы является экспертом по определенной теме и обозначен определенным цветом;
после того как члены “основной” группы познакомились друг с другом и с заданием (а иногда требуется провести короткое обсуждение), члены группы, то есть эксперты, расходятся по “экспертным” группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему (или какую-то сторону проблемы, например форму правления государства или политический режим); группа экспертов решает, чему каждый из экспертов научит свою “основную” группу;
затем эксперты возвращаются в свои “основные” группы и докладывают группам о проделанной работе (если рассматривается достаточно сложная проблема, можно проделать несколько раундов работы “основных” и “экспертных” групп).
3. Разделите участников на “основные” группы (как правило, от 3 до 5 участников).
4. Внутри групп определите экспертов – раздайте разноцветные карточки. Можно обозначить такими же карточками места сбора “экспертных” групп.
5. Сообщите время для работы “основных” и “экспертных” групп. У учащихся должно быть достаточно времени, чтобы стать “экспертными” по своему материалу: для этого может потребоваться целый урок или пол-урока, если материалы сложные или объемные. Для работы в “основных” группах также может потребоваться много времени.
6. Внутри будущих “экспертных” групп можно распределить роли. Например, эксперты из “основной” группы N 1 будут выполнять роль фасилитатора; из группы N 2 – журналиста; из группы N 3 – активного слушателя; из группы N 4 – хронометриста и т.д.
7. Повторите задание. Дайте команду к началу работы.
8. В ходе работы следите за временем и приходите на помощь группам.
9. После окончания работы дайте слово представителям “основных” групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания).
10. Подведите итоги. Спросите, каков был вклад разных экспертов в общее решение? В чем была разница в работе “основных” и “экспертных” групп?
Возможно на следующем занятии провести интерактивное упражнение, основанное на полученных знаниях.
Упрощенная схема метода “Мозаика”
I. Преподаватель формирует “основные” группы учащихся, состоящие из разных экспертов. “Основные” группы получают задание.
II. Эксперты по одной теме собираются вместе, обмениваются информацией, получают и обсуждают информацию (проблему).
III. “Эксперты” возвращаются в “основные” группы, выполняют задание и докладывают результаты классу. Преподаватель проверяет уровень освоения материала учащимися и подводит итоги занятия.
Использование вопросов. Сократический диалог
Вопросы педагога к учащимся и учащихся к педагогу, а также учащихся друг к другу являются самым распространенным интерактивным методом преподавания. Часто педагог с помощью вопросов может заставить учащихся сказать и сделать то, что традиционно сделал бы сам педагог.
Педагог старается при помощи вопросов решить различные задачи, например:
вызвать интерес у учащихся, привлечь или переключить внимание;
стимулировать их активность;
более глубоко осветить тему занятия;
оценить уровень знаний и понимания материала;
обобщить пройденный материал и подвести итоги.
Специалисты дают следующие рекомендации при использовании этого метода:
1. Составляйте для каждого занятия комплекс вопросов в соответствии с планом занятия.
2. Продумывайте последовательность вопросов от простых к сложным. Возраст и подготовленность учащихся, конечно же, будут влиять на то, какие вопросы мы отнесем к простым, а какие – к сложным.
Например, при опросе (или начальной проверке уровня знания и понимания) учащихся:
можно начать со знания фактов учащимися и определения общего уровня их знаний (Что вы знаете о судебной реформе 60-х годов XIX века в России? Когда была начата судебная реформа в России? Или: Что вам приходит на ум (какие ассоциации возникают у вас), когда вы слышите слова “право”, “права человека”? Что вам больше всего запомнилось из этого параграфа?);
продолжить вопросами, связанными с обобщением, классификацией, упорядочиванием фактов (Какие изменения были сделаны в ходе реформы? В каких областях жизни общества эти изменения произошли? В чем состоит отличие судебного процесса до и после реформы?);
остановиться на “концептуальных” вопросах, то есть на вопросах, связанных с понятиями и концепциями (Что такое состязательный суд? В чем заключается такое понятие, как независимость судей?);
продумывать последовательность вопросов поможет также таксономия Блума; пример использования таксономии Блума при построении цепочки вопросов;
завершить вопросами об оценке тех или иных групп фактов и явлений (Какое значение имела судебная реформа для России? Какой вывод мы сможем сделать, узнав об этих фактах? Как одним предложением мы можем описать влияние судебной реформы на общество?); при этом следует акцентировать внимание на обосновании учащимися своих выводов (Почему вы так решили? Что дает вам основание так говорить? Приведите три аргумента, подтверждающих ваш вывод?)
3. Избегайте закрытых вопросов, которые требуют ответа “да” или “нет”: вам понравился этот рассказ? Лучше задать открытый вопрос, требующий размышления: что вам (не) понравилось в этом рассказе? Иногда бывает удачно разбить вопросы на две части – закрытую и открытую: ты считаешь, что эту проблему нужно решить вот так? (Это закрытая часть вопроса). Почему ты так считаешь? Что даст такое решение проблемы? (Открытая часть вопроса).
4. Когда вы задали вопрос, необходимо сделать паузу как минимум 3-5 секунд, чтобы учащийся имел возможность подумать и приготовиться к ответу. Исследования показывают, что, чем больше пауза между вопросом и ответом, тем обстоятельнее отвечают учащиеся. Некоторые специалисты рекомендуют ждать 1-2 минуты. Если ответа не последовало, педагог должен повторить или перефразировать вопрос.
5. В ходе проведения занятия задавайте следующие вопросы:
проясняющие (Что ты имеешь в виду, говоря, что суд стал независимым? Что тебе дало основание говорить, что суд стал состязательным?);
направляющие внимание учеников на факты (Как выросло число адвокатов за 10 лет? Кто из адвокатов привлек твое внимание? Сколько лет длилась реформа?);
проверяющие полноту охвата темы (Не упустили ли мы что-нибудь?);
влияющие на ход обсуждения (Вернемся к началу нашего обсуждения. С чего мы начали нашу дискуссию?).
6. Стимулируйте активность учащихся. Вместо того чтобы говорить самому или сформулировать вывод, подумайте, какой вопрос можно задать учащимся, чтобы они самостоятельно сделали это. Даже если вы не получите ожидаемого ответа, ваш вопрос простимулирует мышление и внимание учащихся. Можно применять прием “мячик”: задавая вопрос, кидайте мячик тому, от кого желаете услышать ответ. После ответа учащийся возвращает мячик вам.
7. Поощряйте учащихся самих задавать вопросы вам и своим товарищам. Это также можно сделать при помощи вопросов: есть ли у вас какие-нибудь вопросы ко мне (к вашему товарищу)? Что вам было не ясно? Какой вопрос мог бы задать человек, желающий решить эту проблему? Что бы вам хотелось спросить, будь вы на месте прокурора? Если вы не знаете ответа на вопрос учащихся, прямо об этом скажите, поскольку право – это не ваша специальность. Вы можете дать задание учащимся самим найти ответ на вопрос, а также сказать, что вы посоветуетесь со специалистом.
8. При работе в группах можно подготовить “журналиста” – человека, который будет задавать проясняющие вопросы своим товарищам. Помимо вопросов, которые приводились выше, это могут быть и такие: все ли задания мы выполнили? Все ли практические советы мы использовали? Являются ли эти аргументы достаточно убедительными? Какие вопросы могла бы задать другая сторона?
9. Помните, что особую роль в интерактивных методах играют вопросы, ответы на которые подводят итог занятию, что является обязательным элементом любого занятия.
Сократический диалог
Одна из разновидностей метода вопросов получила название “сократический диалог” (или “сократический семинар”, “метод Сократа”) по имени философа Сократа, задающего “особые” вопросы в диалогах Платона. Этот метод особенно популярен в юридических вузах США при изучении судебных дел и казусов. Он также хорошо подходит для исследования текстов, проблем, обсуждения дискуссионных вопросов, раскрытия и углубления позиции учащихся, развития навыков/умения аргументации. Сократический диалог развивает самостоятельное и вдумчивое (“критическое”) мышление, способствует самопознанию, выявляет и проясняет ценностные ориентиры.
Суть этого метода заключается в том, что педагог, используя только один инструмент – тщательно подготовленные вопросы (на которые он сам не может отвечать), позволяет учащимся самим начать обсуждение, развить свою аргументацию, при необходимости сменить свою точку зрения, сделать выводы. Общие рекомендации по использованию метода вопросов подходят и при проведении сократического диалога. Кроме того, можно дать некоторые дополнительные рекомендации.
1. В начале обсуждения педагог задает вопрос, открывающий изучаемую тему (например: какое дело мы должны сегодня разобрать?). Собственно, и сама тема может быть сформулирована в виде вопроса (например: как вы считаете, следует ли отменить смертную казнь в России?).
2. Особое значение в этом методе имеют “особые сократовские” вопросы, которые направлены на прояснение и углубление позиции собеседника:
Прямые, уточняющие, проясняющие вопросы: что ты имел в виду? Как ты можешь по-другому сформулировать свою позицию?
Вопросы, требующие аргументации: что дало тебе основание сделать такой вывод? Какие аргументы ты можешь привести в подтверждение своей позиции?
Вопросы с использованием аналогий: не будет ли тогда схожим положение пожизненных заключенных и рабов? То, что ты предлагаешь, похоже на судебную процедуру. Почему?
Вопросы, помогающие встать на другую точку зрения: а что бы сказали тебе в ответ приговоренные к смертной казни?
Вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций: твоя аргументация строится на принципе “око за око, зуб за зуб”. Не означает ли это, по-твоему, что преступник, выбивший глаз, должен быть лишен глаза?
Провокационные вопросы. Если горит красный свет, но на дороге не видно машин, можно ли пешеходам переходить улицу и тем самым нарушить правила? Почему ты так считаешь?
Все эти вопросы являются, как правило, открытыми. За закрытыми вопросами следует вопрос: почему ты так считаешь?
3. Поощряйте вопросы самих учащихся друг к другу. Иногда стоит подготовить некоторых учащихся к ведению сократического диалога.
4. Запрещаются вопросы, прямо наводящие на “правильный” ответ или всячески подталкивающие к нужной педагогу точке зрения. Задача – раскрыть позицию самого учащегося, развить его навыки аргументации, позволить ему самому прийти к обобщениям и выводам.
Аркадий ГУТНИКОВ, проректор;
Виктор ПРОНЬКИН, ректор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского
Комментарии