Алла ШЕМШУРИНА – доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО, главный редактор журнала «Этическое воспитание». Творческая группа ученых под ее руководством создала систему этического воспитания, представленную в пособиях и методических разработках, которая в 2001 году была отмечена Премией Президента РФ. Сегодня Алла Ивановна знакомит наших читателей с этой системой.
– Алла Ивановна, этика как наука появилась в давние-давние времена. Изменилось ли с тех пор ее содержание? Как ее определяли древние мыслители?
– Аристотель, который создал этику, считал ее наукой о жизненных смыслах, которые ведут человека по жизни. Если этику рассматривать с точки зрения Швейцера, который благоговел перед этикой и культурой, то он называет ее наукой о нравственной стороне жизни человека. Если обратиться к вековому человеческому опыту, то у П.Гольбаха этика – наука об отношениях, об ответственности в этих отношениях. Если все это суммировать, то можно сказать, что этика действительно рассматривает нравственное поведение человека во всех его проявлениях. Прежде всего – в его отношении к окружающему миру, людям, природе, самому себе. Человек проявляет свою суть именно в отношениях.
– Как вы относитесь к понятию «духовно-нравственное воспитание»?
– Сегодня духовное и нравственное воспитание объединили в духовно-нравственное. Духовное воспитание пришло из определенных религиозных понятий, а там духовное – путь к Богу. В светском понимании это жизненно значимые смыслы. Человек в этом направлении выстраивает свою жизнедеятельность. Если рассматривать морально ориентированные заветы, постулаты, правила, кодексы, то можно увидеть, что все они направлены на то, как человеку поступать нравственно, как строить свои отношения. Все это никаким образом не противоречит общечеловеческим ценностям. Поэтому можно сказать, что этика – наука, объединяющая людей.
– Алла Ивановна, сегодня наблюдается дисгармония нравственных устоев, сложившихся веками. Наблюдается нетерпимость, неприятие инакомыслящих, людей иной национальности. Чем может помочь в воспитании молодого поколения система этического воспитания?
– Сегодня при нестабильности развития общества, социальных проблемах происходит дегуманизация внутреннего мира личности, образуется духовный вакуум. Люди во взаимодействии своем придерживаются разных ценностей. Сейчас практически сложно вычленить нечто общее в ценностных основаниях людей.
Сегодня, с моей точки зрения, прослеживаются очень опасные тенденции. Многие отвергают общечеловеческие ценности. И отвергают не потому, что осознанно пришли к такому пониманию, а потому, что считают, что человеку нужны прежде всего материальный достаток, продвижение по службе, престижное положение в обществе. Но эти ценности счастья человеку не приносят. А гуманистические ценности – доброжелательность, уважение, ответственность, совестливость, сочувствие, сопереживание – для человека очень важны. Ему по жизни легче идти, когда он отдает другим частицу своей души, своего сердца и сам душевно обогащается от других. К сожалению, в наше время эти традиции исчезают.
– Почему сегодня идет распад, почему складывается сложная ситуация во взаимодействии людей?
– Они разделились по рангам, по сословиям, по корпоративам, где свои правила поведения, в основном внешнего. А главного-то нет. Ведь этикет тоже часть этики, и он должен определяться здравым смыслом и прежде всего целесообразностью. А здесь – выпячивание себя, обозначение себя как особенного. А почему особенного?
Опасность разрушения общества, различие мировоззренческих позиций мешают утверждению нравственности в обществе. Но мировоззрение не вдалбливается, оно формируется личностью в процессе собственного осмысления жизнедеятельности людей. И здесь важен диалог, продуманный диалог о нравственных вопросах бытия человека с развивающимися воспитанниками.
– Алла Ивановна, в чем суть вашей системы этического воспитания в школе? Должна ли она стать одним из обязательных предметов в учебном процессе?
– В этической системе у нас три компонента, которые будут взаимодействовать в нравственном влиянии как на всех детей, так и на отдельного ребенка. Первый – это курс этических занятий, который встраивается в учебно-воспитательный процесс и ведется с 1-го по 11-й класс. Здесь лежит принцип взаимодействия знаний, чувства и поведения. Ученик должен эмоционально откликнуться на то, что он узнает. Если он просто что-то узнал, такие знания непрочны. А если использован принцип этого взаимодействия, тогда знания прочно усвоены, потому что эмоционально приняты ребенком. Он их как бы «прожил», «пережил» определенным образом.
Технология этого процесса должна быть особой. Диалог выступает как основной метод познания и взаимодействия, которое развивается по определенному сюжету. В завязке идет развитие главной мысли, выстраивается логическая цепочка с помощью разных методов. Это и проблемная ситуация, и нравственный выбор, и игра, и решение творческих задач, и тесты, и когнитивная маленькая деятельность. Ребенок в любом из этих сюжетов – действующее лицо, а не слушатель. Он активный участник процесса. И все это направлено на то, чтобы ребенок, осмысливая, переживал, рефлексировал. И затем достигал кульминационного момента. Кульминация – это наивысшее напряжение мысли и чувства. Именно напряжение выводит его на нравственный выбор.
Ребенок выбирает поступок, решение, какую-то ситуацию. Он делает свой выбор. Учитель при этом не дает никаких оценок. Он говорит ребенку другое. Например: «Как ты интересно мыслишь». Или, обращаясь ко всему классу: «Видите, как по-разному мы мыслим». Учитель направляет сам процесс.
В конце, подводя итоги, он может сказать: «Вы поняли, как сложно иногда определить свое решение. И оно может быть непростым у любого человека, а не только у вас. Об этом стоит задуматься».
Эти занятия проводятся один раз в неделю. Постепенно знания углубляются, расширяются. Ребенок взрослеет. В диалоге надо уметь обосновать свой ответ. Дети находятся в поиске своего собственного индивидуального смысла и приходят к его пониманию.
В 10-м классе подростки окунаются в диалоги с философами. Диалог строится так, будто старшеклассник разговаривает с одним из них или с целой группой. И неожиданно для себя обнаруживает, что все то, к чему он сам постепенно пришел, складывалось веками. Это был длинный и сложный мыслительный труд. В долгом поиске истины человечество, можно сказать, выстрадало все эти заветы, правила, постулаты, то, что прошло испытание временем. Общество только тогда сохраняется, когда эти обычаи, традиции, нравственные законы исповедуются всеми. И тогда нет никаких причин разбегаться в разные стороны.
В 11-м классе ребята изучают историю развития русской этической мысли. Это позиции, которые человек определяет, «как жить праведно». Ученики видят, что и в те времена человек мучился в поисках истины.
Диалог с философом начинается тогда, когда подростки готовы к нему. В результате они еще глубже постигают прошлое нашей страны, ее историю. И обнаруживают, что философы тоже спорили между собой. Каждый отстаивал свое видение отношений между людьми. И ученик с каждым из них вступает в диалог. Такие занятия тоже проходят один раз в неделю. И можно наблюдать, как постепенно душа подростка взрослеет, потому что была затронута эмоциональная сфера его личности.
Второй компонент системы – повседневная методика этического заряда.
В начальной школе учитель при встрече обычно говорит детям: «Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет хорошо, никто не будет обижен». А минут через пять слышит: кто-то кого-то толкнул, у другого отняли ручку, в конце дня проходит так называемая моральная пятиминутка. «Ребята, к сожалению, у нас не все получилось, как намечали. И это очень грустно. У нас оказалось много обиженных».
Это великолепная методика. Ребенок не ябедничает. Это не принято. Он просто поднял руку и смотрит на Степку или Ваську. Маленькие дети обычно сразу поднимают руки, а подростки ждут, когда кто-то окажется первым. Все это очень важно. У ребенка развивается чувство собственного достоинства. Он страдает, если его обижают. И учитель говорит: «Смотрите, сколько рук, как же мы с вами живем? Давайте постараемся это исправить прямо сейчас. Вспомните, кто кого обидел. Подойдите к тому, кого обидели, и попытайтесь как-то исправить – пожать руку или потихоньку сказать что-то на ушко. Маленькие обычно бросаются обниматься. А подростки виновато пожимают руку или похлопывают по плечу со словами: «Извини, я пошутил».
Третий компонент – внеурочная деятельность этической направленности. Это театрализованное представление – диалог. Дети сами сочиняют сюжет, и учителя тоже сочиняют или берут готовый и переделывают его. В младших классах такое творчество продолжается целый месяц. Это называется школой вежливости. В подростковом возрасте устраиваются этические диалоги о главном. У старшеклассников вечера этических раздумий. Это может быть литературная или бардовская гостиная.
В ходе таких занятий меняются не только дети, но и педагог тоже меняется. Он узнает детей лучше, чем знают их родители, в этом ему помогают диагностические методики.
Учитель этики – самый любимый учитель в школе. Методика помогает налаживать взаимоотношения, создает теплую, благожелательную атмосферу в классе, школе. Атмосфера доброжелательности становится приоритетной. И сами учителя ведут себя по-другому и на уроке, и после занятий. Перестают делать обидные замечания. Авторитарные преподаватели становятся мягче.
Внеурочная деятельность настраивает на позитивное отношение к ребенку. Вспоминается случай, когда учительница из Тюменской области давала открытое занятие в Краснодарском крае. Урок назывался «Диалог с Аристотелем». Она его построила так. Сначала рассказала об этом древнегреческом мыслителе. Назвала понятия, которые он использовал. Затем предложила ответить на вопрос: «А что для вас сегодня благо и добродетель?».
И вот старшеклассники начинают размышлять. У них нет никаких подсказок, только вопрос. Их ответы учитель записывает на доске. А в конце занятия говорит: «Давайте сравним ваши рассуждения с рассуждениями Аристотеля». Открывается доска, и ученики с изумлением узнают: у Аристотеля те же рассуждения, что и у них, только выражены иными словами, хотя и они часто совпадают. И это особенно убеждает учеников. Не надо им ничего вещать. А нужно только дать возможность мыслить. Ребята обнаружили, что великие люди говорят об одних и тех же вещах часто по-разному. И каждый из подростков поддерживает мнение того философа, который ему ближе.
– Этический диалог как-то отличается от обычного диалога на уроках: учителя с учениками, учеников друг с другом?
– Это особая этическая форма, которая требует особой технологии.
Ни один человек не может долго оставаться наедине с собой. Он всегда взаимодействует с кем-то. И благодаря этому пополняет свои знания, набирается опыта.
Этой технологией можно легко овладеть, только нужно понять, что происходит в этой логике развития ребенка. Педагог видит прежде всего, как идет развитие мысли, где взаимодействуют знания и чувства. Нельзя продвинуться дальше, пока усвоенное не будет эмоционально воспринято. Ребенок должен ощущать себя равным, слышимым и значимым.
Поднять авторитет каждого ученика – это входит в логику диалога. Диалог – это и технология, и педагогическая тактика во взаимодействии взрослого с ребенком. Все воспитание происходит в диалоге, и вообще оно в этике должно быть опосредованным. Ребенок не замечает, что его воспитывают.
Этическое воспитание включает в себя знания, культуру чувств, культуру поведения, которые выражаются в ценностной ориентации. Это потребность в самооценке и самоопределении. Это способность к рефлексии.
Мы опираемся здесь на Франка, который определил суть этического взросления. Это осмысление того, что дал тебе окружающий мир, того, что ты дал ему, и отношение, которое связывает тебя с окружающим миром.
И в результате происходит воспитание души. Если с подростками этим не заниматься, они найдут применение своей энергии в чем-то другом, нередко безнравственном.
– Алла Ивановна, если классный руководитель владеет такой технологией, у него, видимо, не бывает проблем с воспитанием детей?
– Если он ею владеет, то он близок ученикам. У него не бывает с детьми проблем. Но этическим воспитанием надо заниматься не иногда, а всегда. Самое сложное в диалоге заключается в том, что учитель находится как бы за кадром, включая детей во взаимодействие между собой.
Комментарии