Свердловская областная организация Общероссийского Профсоюза образования при поддержке Министерства образования и молодежной политики региона проводит замечательный конкурс «Молодой учитель». В 2021 году Орджоникидзевский район на областном финале представила педагог нашей школы №113 Виктория Харлан. И не просто представила – взяла «бронзу»! Я была наставником Виктории Сергеевны, готовила ее к профсоюзному состязанию и теперь, проанализировав наш опыт, хочу рассказать о нем.
Дуэт «конкурсант – наставник» у нас получился необычным. Виктория – учитель музыки, я преподаю иностранный язык. К тому же я довольно молодой наставник. Впервые готовила коллегу к профессиональному конкурсу, до этого у меня был лишь собственный конкурсный опыт. Третий год работаю с молодыми специалистами в своей школе, возглавляю школьное методическое объединение учителей иностранных языков, но тут совсем другое. Однозначно мне еще надо многому учиться.
В нашей школе классный творческий коллектив, выступление Виктории Сергеевны – это большая совместная работа: многие коллеги помогали нам на разных этапах.
Я знаю, что всю трансляцию конкурса в Zoom, которая длилась несколько часов, педагоги школы наблюдали за нами, болели. Это дорогого стоит! Мы ощущали поддержку и от сотрудников районной организации профсоюза.
Я не музыкант, но музыка, так уж получилось, – важная часть моей жизни, притягивает ко мне хороших людей, и часто они оказываются музыкантами или преподавателями музыки. Однажды мой педагог, наставник и коллега Нина Альфредовна Талан сказала фразу, которую я запомнила: «Музыка сама по себе педагогична». И вот спустя столько лет, когда я сама стала учителем и наставником, убедилась, как это верно.
Что я для себя вынесла из этого конкурса? Опыт наставничества. А еще взяла в работу некоторые педагогические приемы. Все конкурсанты невероятно талантливы, у них горят глаза, много интересных идей!
Чтобы мое повествование стало более объемным, я взяла интервью у моей подопечной, коллег по школе и профсоюзу.
Виктория ХАРЛАН, учитель музыки, конкурсантка
– Виктория Сергеевна, поделитесь своими впечатлениями. Первый год работы – это всегда непросто, а тут еще и профессиональный конкурс…
– Если честно, я не предполагала такого результата. Победа на районном этапе была для меня неожиданностью, ведь вместе со мной участвовали такие яркие конкурсанты. Да и в финале третье призовое – это классно. Рада за коллегу – учителя музыки Салавата Хальфатова, занявшего первое место в конкурсе «Молодой учитель»-2021.
– С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
– Конкурс рассчитан на педагогов, а я выпускница консерватории, поэтому многие вещи для меня были в новинку, многое пришлось осваивать с нуля. Но благодаря помощи коллег получилось очень неплохо! Вторая трудность – это то, что мы практически полностью в последний момент переделали урок и даже «визитку».
– Что дало вам участие в конкурсе?
– Конечно, опыт. Сама подготовка дала мне многое. Как будто второе высшее образование получила. Узнала много информации из области права, а также об охране труда. Оказалось, что вопросы охраны труда напрямую касаются тех, кто работает в школе! Очень помогли семинары районной организации профсоюза. Благодаря коллегам я освоила анимацию. Никогда до этого не создавала мультики, а тут научилась. И еще я поняла, что профессиональный конкурс – это не так уж страшно, на районном этапе вообще была домашняя обстановка.
– Виктория Сергеевна, прошел уже год с момента триумфа. Что изменилось в вашей жизни?
– Я адаптировалась в профессии и продолжаю участвовать в различных конкурсах. Помогала школьной команде на городском конкурсе «Управленческая команда», где они заняли третье место, была в вашей команде, когда вы вышли в финал городского конкурса «Методист года» и взяли «серебро». Замечательно, что весь год мы транслируем в районе и области свой опыт. Наш мини-фильм есть на сайте центра «Учитель будущего». А с этого учебного года я стала педагогом дополнительного образования в школе. Смело могу сказать: надо пробовать свои силы, даже если ты в самом начале пути. Главное, чтобы рядом были те, кто всегда поддержит и поможет, – наставники!
Татьяна ДАНИЛОВА, заместитель директора, куратор пары «конкурсант – наставник»
– Татьяна Германовна, каковы ваши впечатления от этого конкурса?
– Я получила самые замечательные впечатления, потому что видела творческий процесс подготовки и прекрасный результат. Мне было очень интересно работать с вами. И было приятно, что вы прислушивались к советам, быстро перестраивались и стремились к тому, чтобы сделать действительно хороший, качественный фрагмент урока.
– Демонстрация фрагмента урока длится 5 минут. Было важно этот фрагмент сделать современным, но не потерять творческую составляющую. Что для вас было сложным как для координатора?
– Для меня как для музыканта на уроке музыки важна сама музыка. Мастерство учителя состоит в том, чтобы задать тон, который настроит ребят на восприятие материала. А дальше музыка сделает все сама, проникнет в их души, каждый ученик откроет что-то свое. Ну а потом остается обсудить полученные впечатления. На конкурсе это сделать очень сложно. Виктория на своих обычных уроках всегда достигает этой цели. Она с ребятами многое обсуждает, умеет настроить их и на пение, и на слушание музыки.
А что касается лимита времени – это всего лишь задача, мне кажется. Даже какой-то азарт появляется: сможем – не сможем? А давайте попробуем сделать так, чтобы и чувства задеть, и музыку услышать, и что-то необычное показать!
– Что вы думаете о нашем странном дуэте музыканта и «иностранца»?
– Честно говоря, ничего странного не вижу, тем более вы, Полина Александровна, в душе музыкант, поэт и творческая личность, поэтому сложился прекрасный дуэт. По-моему, вы понимаете друг друга с полуслова, а иногда даже и без слов. Ну а для меня работать с вами было в удовольствие!
Светлана ДАНИЛЕНКО, председатель Орджоникидзевской районной организации Общероссийского Профсоюза образования
– Светлана Юрьевна, поделитесь своими впечатлениями от конкурса. Что больше всего запомнилось на районном этапе и в финале?
– На протяжении пяти лет наша районная организация принимает участие в этом состязании. С каждым годом мы совершенствуем формат подготовки наших молодых педагогов к районному этапу. Если первый год школы сами готовили своих представителей, во второй год подключился районный информационно-методический центр. А последние три года наши специалисты дают консультации молодым коллегам.
С каждым годом молодые педагоги более уверено представляют себя на конкурсе.
На мой взгляд, конкурс «Молодой учитель» – один из самых эффективных способов повышения квалификации. Особенно в начале пути. Решается много задач: получение новых знаний, новые дружеские и рабочие связи, наработка опыта выступления на публике и участия в профессиональных конкурсах.
Что порадовало – молодые педагоги без страха используют новые технологии, для них естественны междисциплинарность, проектная и исследовательская работа.
Областной этап порадовал форматом проведения офлайн. Экран никогда не заменит живого общения.
– Вы имеете богатый учительский опыт. Реально ли за пять минут показать свое мастерство? Или здесь играет роль удача?
– Согласна, что не всегда нашим коллегам удается показать свой профессионализм во время демонстрации фрагмента урока. Но в этом и состоит главная задача данного этапа конкурса, ведь каждый фрагмент имеет и свои цели, и задачи, и методы их решения. А еще надо так представить материал, чтобы зацепить, удивить, заинтересовать учеников. Конечно, элемент везения на конкурсе всегда присутствует, но качественная подготовка, умение импровизировать, если что-то пошло не так, – залог успеха. Одного везения тут явно недостаточно!
– Каково ваше мнение о дуэте музыканта и «иностранца»?
– Ваш дуэт показался мне очень удачным, интересным, продуктивным и эффективным. Сразу было видно, что работа началась задолго до начала конкурса. Это яркий пример, когда у наставника и молодого педагога есть эмоциональный контакт. Начинающий коллега безоговорочно верит и не боится пробовать новое. Я считаю, что это главное в совместной работе.
Полина ОКУЛОВА, учитель иностранного языка школы №113, нештатный корреспондент Орджоникидзевской районной организации Общероссийского Профсоюза образования, Свердловская область
Комментарии