Учащаяся молодежь и работники сферы образования Москвы уходящей весной приняли участие в Культурно-историческом онлайн-форуме «Времен связующая нить». Форум направлен на формирование активной гражданской позиции детей и молодежи, понимание исторических связей, патриотическое воспитание личности на лучших образцах культуры и поддержку детского и молодежного творчества. Школа №2086 стала площадкой проведения этого важного форума.
Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Организатором форума выступила автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования».
Мероприятия проходили в онлайн- и офлайн-формате, включали в себя конкурс эссе для учащихся, мастер-классы для педагогов, встречи с современными российскими писателями, авторами книг для юношества, для всех желающих, повышение квалификации для преподавателей и сотрудников образовательных организаций. Общим лейтмотивом всех мероприятий проекта было подключение участников к поиску того духовного стержня нации, который должен обеспечить сохранение исторической памяти поколений, нравственных ориентиров, выстраивание диалога и поиск новых форматов работы с молодежью.
– Сегодня важно понимать, какие мероприятия патриотической направленности интересны школьникам, студентам, какие идеи и формы они считают важными поддерживать, что нового могут узнать и что хотят реализовать. Наш проект создавался на основе анализа полученных материалов, изучения мнений молодежной аудитории и может в будущем стать одной из площадок, которая поможет в организации интересных проектов, – считает ректор Института непрерывного образования Лариса Цветлюк.
Столичные школы активно участвуют в форуме. Одной из площадок для очных мероприятий форума стала школа №2086. Учителя приняли участие в серии мастер-классов, посвященных педагогическим технологиям нравственно-патриотического воспитания, бесконфликтному общению. Важным был и разговор о том, какие нравственные уроки можно преподать школьникам на образцах классической литературы. Она обладает большим воспитательным потенциалом, считает доктор педагогических наук заведующая кафедрой литературы КГУ имени К.Э.Циолковского Елена Хачикян, которая выступила в качестве лектора перед московскими коллегами.
– Очень важно сегодня создавать оптимальные условия для развития духовно-нравственных качеств современных школьников, разъяснять им через образцы литературы те незыблемые культурные ценности, которые были накоплены опытом предыдущих поколений, – отметила Елена Ивановна. – Именно от нравственной зрелости молодого поколения во многом зависит успешное решение широкого спектра этических проблем, с которыми общество сталкивается сегодня.
Но такие качества эффективнее закладывать тогда, когда учащиеся проявляют интерес к теме. Чтобы уроки литературы и истории не были скучными, важно формировать у школьников эмпатию к предметам. Один из таких приемов – персонификация, считают организаторы форума. Так, ученикам 7‑х и 8‑х классов предложили участие в конкурсе эссе. Ребята выбирали для себя исторических личностей – правителей, полководцев, политических деятелей, представителей научной, творческой интеллигенции, – которые им нравятся, проникались их биографией, а в творческих работах аргументировали собственное отношение к проблемным вопросам той или иной исторической эпохи.
– Это тот формат погружения в историю, которого, возможно, сегодня не хватает на уроках, – говорит учитель русского языка и литературы школы №2086 Аида Юсуф-Заде. – В учебниках мало биографического материала, чтобы показать характер исторического деятеля, причины его поступков. А ребятам это интересно! Через персонификацию они глубже понимают причинно-следственные связи исторических событий, лучше усваивают фактологический материал.
Поговорили на форуме и о ценностях, которые несут современные авторы. Учащиеся школы и педагоги смогли пообщаться с детскими писателями Тамарой Крюковой и Дмитрием Емцом. И здесь разговор выходил на уровень осмысления нравственных категорий: добра, милосердия, порядочности, чувства долга, почитания традиций, любви к Родине. И конечно, говорили о литературе! Так, Тамара Шамильевна Крюкова отметила, что книги после прочтения должны дарить желание стремиться к светлому. Важно, чтобы читатель сопереживал героям и даже видел в них свое отражение. Особенно это актуально для подростков, ведь период взросления трудный, все его проходят по-своему, а с помощью литературных героев можно найти ответы на многие вопросы.
– Взрослое поколение выросло на книгах, которые были пропитаны идеями крепкой дружбы, верности своей стране, своему долгу, патриотизмом. Современные школьники сегодня потребляют тот контент, где эти ценности транслируются в меньшей мере или заменяются другими. Мы же все важные ценности нашим школьникам прививаем, и не только на уроках, – говорит директор школы 2086 Елена Орлова.
Она отметила, что в школе уже несколько лет работает народный музей боевого пути 13‑й гвардейской дивизии под командованием А.И.Родимцева. Дети с охотой приходят сюда изучать историю Великой Отечественной войны. В школе развивается и юнармейское движение, в формате которого школьники становятся участниками интереснейших образовательных экспедиций, проектов.
– Цели и задачи форума «Времен связующая нить» нам, безусловно, близки, – отмечает Елена Орлова. – Мы очень рады возможности узнавать и пробовать для себя новые формы диалога со школьниками на темы нравственности, патриотизма. Это то, что связывает поколения. И мы работаем над тем, чтобы такая связь оставалась прочной!
Андрей ЛАТЫНЦЕВ
Комментарии