search
main
0

Диалог времен. Историческое образование как условие сохранения национальной идентичности в условиях глобализации

В последнее время все чаще и чаще современный человек говорит о явлении глобализации. Под ней обычно подразумевают всеобщие процессы, затрагивающие мир в целом, последствия интеграционных взаимодействий, становление мирового рынка, свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала, а также широкое распространение информации.

Наряду с положительным влиянием глобализационных процессов отмечают и ряд отрицательных явлений. Это и нивелирование национальных особенностей стран, и размывание национальной идентичности народов, и, как следствие, расширение локальных националистических устремлений, приводящих к конфликтам.В современном мире проблема сохранения национальной идентичности в условиях быстрой трансформации является весьма актуальной. Современная педагогика также не может остаться в стороне от этой проблемы, так как именно в детстве и юности у нас закладывается любовь к Родине, формируется система основополагающих моральных и нравственных ценностей.Для сохранения национальной культуры и национальной идентичности нужно максимально сохранить гуманитарную составляющую учебного процесса, следует стремиться к формированию патриотизма деятельного, активного, а не декларативного, чуждого чувству национального превосходства над другими, сочетающего любовь к своему этносу и стране с уважением иных народов и культур, интересом к их истории. Иначе говоря, подлинный патриотизм должен находиться в диалектическом единстве с интернациональной солидарностью. Патриотизм направлен на укрепление социальной солидарности и жизнеспособности государства, тем не менее он не должен требовать единомыслия и полного мировоззренческого единства. Реальный патриотизм неотделим от толерантного и уважительного обсуждения путей и способов будущего развития.Вместе с тем следует отметить, что прошлое, реконструированное исторической наукой, оказывается гораздо сложнее и многограннее схематичных образов исторической памяти. Историческое прошлое продолжает сохраняться в жизни не только в виде набора «унаследованных» от прошлого артефактов, но и в качестве исторической памяти. Важность глубокого исследования феномена исторической памяти, помимо научного, имеет и практическое значение, так как именно оно ретроспективно окрашивает будущее, воздействует на социальную практику. Образы прошлого, укорененные в общественном сознании, присутствуют в настоящем в качестве его полноправных субъектов. В практике – это места памяти, которые могут носить «закрытый», и «открытый» характер, то есть создавать пространство для диалога и различных трактовок, преодолевая внутринациональные и межнациональные конфликты. Привлечение информации о местах памяти на уроках истории дает хорошие результаты, формирует реальный патриотизм. В Российской Федерации действует одноименное военно-историческое общество, у которого есть свой сайт, где на интерактивной карте размещены все места памяти. В ВАО представлены два из них: братские могилы погибших в Великой Отечественной войне в Измайлове, братское захоронение на Преображенском кладбище. В нашей школе действует музей, посвященный деятельности Четвертой инженерно-саперной бригады в годы ВОВ. В музее ведется активная работа по патриотическому воспитанию, функционирует кружок «Юный экскурсовод».Еще одной пугающей тенденцией является сознательное искажение образов прошлого. Следовательно, основная задача учителей гуманитарного цикла – создание условий для разностороннего и осознанного исследования различных мнений и точек зрения на сложные проблемные моменты отечественной и зарубежной истории, выработка собственной аргументированной позиции и взгляда на проблему. Мы проводим активную работу по организации историко-познавательной деятельности учащихся; внеклассные мероприятия, посвященные истории ВОВ, Москвы, празднованию наиболее значимых событий отечественной истории; активную просветительскую, проектную и исследовательскую работу.Современный стремительно меняющийся мир настоятельно ставит задачу сохранения государственной идентичности. В этом контексте образы прошлого в историческом сознании народов России должны выступать не факторами разъединения и взаимных претензий, а служить укреплению общероссийской национальной идентичности. Образы прошлого должны служить поиску общих мест памяти, действительно общих для всех народов.Таким образом, воспитание чувства национальной гордости и уважения традиций других народов – важнейшая проблема гражданского общества. Именно через это формируется уважительное отношение к представителям другой национальности, к другим ценностям. Поэтому прогрессивное устойчивое развитие страны требует единства инноваций и традиций в общественном сознании: органичного вплетения традиционного в ткань глобального, что позволит сохранить исторически сложившуюся государственную целостность.Ирина ШИЛЬДТ,учитель истории и обществознания школы №1508

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте