Сказать, что эта идея столичного министра образования Исаака Калины еще перед проведением съезда вызывала всеобщее однозначно восторженное отношение – погрешить против истины. Одни говорили – зачем этот съезд нужен, и так перед началом учебного года всех собирают на педсоветы. Другие твердили – все равно решения принимают сверху и они ничего не в силах изменить. А третьи – в их числе поначалу, признаюсь, была и я, – посмотрев программу, удивлялись, почему это называют съездом, почему бы это на самом деле не назвать научно-практической конференцией. Но сначала Департамент образования, потом и городская организация Общероссийского профсоюза образования, а в конце концов и сами столичные учителя вдруг стали понимать, что съезд и в самом деле нужен. Только без торжественных президиумов, банальных цветов в вазах на столах и традиционных отчетов о сделанном за прошедший период.
Весь вопрос и тогда, и теперь очень прост и сложен одновременно: для чего нынче нужен учительский съезд? В конце концов стало понятно, что он очень даже нужен, причем для самых различных групп педагогического сообщества. Особенно ясно это стало после проведения первого такого съезда в прошлом году, где, кстати, одну из важнейших и интереснейших секций – секцию образовательных политиков – вел главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Прошлогодняя секция была так хороша, что в этом году переросла в конференцию с одноименным названием.Почему идея съезда была выдвинута министром образования столицы? Сегодня лично мне это стало понятно. Вы когда-нибудь задумывались, почему самые важные, самые нужные решения, которые принимает власть, в конкретных образовательных учреждениях часто воспринимаются совсем не так, как задумывали их авторы? Добро бы воспринимались не совсем так, а ведь они интерпретируются как бог на душу положит, в силу разумения и подготовки интерпретаторов. Вот и получается, что какой-то директор школы, не совсем подготовленный к реализации этих важных и нужных решений, в силу незнания того же законодательства передает их содержание так, как ему удобно. Что чаще всего получается в результате? Реализация решений ровно наоборот и естественное негодование большой части учительства, обращенное не к конкретному директору-интерпретатору, а к вышестоящим органам власти. Это происходит не только в разных сферах. Но ярче всего это проявляется в сфере образования, ибо она такой сгусток собранных воедино умных и образованных людей, имеющих на все свое мнение, которое подчас высказать негде и некому, ведь до властного верха далеко, а до интерпретаторов близко, но выступать против их интерпретаций не всегда безопасно для учительской карьеры. Сигналы сверху плохо доходят в их первозданной задумке до «педагогической земли», но и сигналы о каком-то несогласии или неприятии тех или иных решений тоже практически не доходят до властного верха опять же из-за позиции интерпретаторского звена: директорам школ и управленцам промежуточного звена подчас невыгодно или неохота говорить правду, ведь власть вышестоящая может справедливо решить, что эти управленцы не умеют руководить, а ведь в большинстве случаев так и происходит, не случайно сегодня в Москве столь внимательно и последовательно работают с обновлением директорского корпуса, прежде всего раздвигая местечковые горизонты и отправляя директоров получать второе высшее образование или осваивать магистерские программы по менеджменту и экономике.Исаак Калина, будучи очень опытным политиком и управленцем, не может не видеть: люди стремятся на встречу с ним, предпочитая из первых уст узнавать обо всех предлагаемых новациях. Почти за четыре года работы в московском образовании Калина без устали провел сотни таких встреч, но, разумеется, охватить все педагогические коллективы он не в состоянии, а «сигналы Калины», проходя через все те же интерпретаторские фильтры, доходят до педагогического сообщества подчас в искаженном виде. Я не утверждала бы этого, если бы не видела этого на встречах с учителями в школах по тому или иному поводу. Недавно была на выборах директора в одной из столичных школ, его выбирал управляющий совет, и можно было удивляться, как члены управляющего совета и окружные управленцы своим поведением буквально искажали политику департамента. Или еще одно: в одной из школ средняя зарплата учителей была выше 110 тысяч рублей. На вопрос, почему практически все деньги директор пускает на зарплату, ответ был таким: «А Калина сказал, что все деньги нужно отдавать людям!» Калина и в самом деле заботится о том, чтобы у учителей была высокая зарплата, соответствующая высокому качеству их работы, но эти слова он произносил четыре года назад, в самом начале своей деятельности в Москве, когда педагоги получали от 20 до 30 тысяч рублей. С тех пор много воды утекло, учителя столицы уже давно стали средним классом, живут хорошо, теперь директорам можно подумать и о том, чтобы деньги из бюджета шли не только на их зарплату, но и на развитие школы. Однако сигналы об этом, видимо, до некоторых директоров не доходят или им удобно иметь на вооружении давние слова Калины, ведь их собственная зарплата зависит от средней зарплаты учителей. Именно поэтому на съезде самой большой аудиторией была аудитория на конференции образовательных политиков, где выступали и сам Исаак Калина, и председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, и заместитель мэра в правительстве Москвы Леонид Печатников, и директор Московского института развития образования Антон Молев, и председатель Общественного совета при Департаменте образования Нина Минько, и народный учитель РФ Ефим Рачевский, и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Им было задано множество вопросов, на которые учителя получали ответы – честные и прямые, – что называется, из первых уст. Мне очень понравился ответ Леонида Печатникова на вопрос о том, нужен ли системе образования единый учебник истории, да и другие единые учебники. Леонид Михайлович врач, поэтому он отвечал, опираясь на свой опыт работы в медицине, где лечат людей, где каждый раз решение о применяемых методах принимается тогда, когда есть консенсус лечащих врачей. Да, каждый врач может иметь по этому поводу свое личное мнение, но для благоприятного исхода необходим именно консенсус, ведь на кону жизнь человека, тут ошибки быть не может. Такая параллель с образованием заставила задуматься сидящих в зале участников конференции, ведь то, о чем говорил Печатников, можно с полным правом отнести и к системе образования, тут тоже речь идет о жизни, только не одного человека, а множества учеников. Во всяком случае, Исаак Калина, видя настрой зала, предложил третий съезд учителей Москвы провести вместе с врачами Москвы, собрать для разговора такое своеобразное учительско-медицинское сообщество. Добавлю, что хорошо бы прибавить к этому сообществу еще и деятелей культуры, может быть, тогда система воспитания подрастающего поколения получила бы наконец три крепкие точки опоры. У городской организации профсоюза на втором съезде учителей Москвы, который состоялся 5 сентября в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, были две секции – на одной собрались молодые учителя, на другой – директора и педагоги. На обеих секциях шел очень серьезный разговор о положении столичных учителей, об их зарплате, о коллективном договоре, охране труда. Но самое главное – о честности и открытости в работе системы образования. Открытость есть в том смысле, что каждую неделю проходят всемосковские четверговые селекторы под председательством Исаака Калины, это разговор в прямом эфире обо всех проблемах в работе системы, даже разбор конкретных жалоб родителей, поступающих в департамент; в том смысле что есть сайты и у департамента, и у окружных управлений образования, и у самих школ, что вот уже девятый год выходит городская газета «Учительская газета-Москва», на страницах которой высказывают свое мнение и делятся опытом учителя и директора. Выступавшая на одной из секций съезда председатель МГО профсоюза Марина Иванова отметила, что сегодня учителя, получающие немалую зарплату, буквально за каждый шаг требуют оплаты, даже за то, что входит, например, в обязанности классного руководителя. Не все, но многие превращаются в прагматиков, считающих, что им все должны, а они еще посмотрят, делать им что-то или нет, а если и соглашаются что-то делать в профессиональной сфере, то только по инструкциям и готовым сценариям, написанным кем-то другим. Даже молодые педагоги, участвовавшие в летнем семинаре профсоюза в поселке Витязево на юге России, имеющие небольшой опыт работы, уже ждут благ, которые им спустят сверху. В педагогических коллективах прекрасно знают о работе каждого, только вот честно признаться в том, что есть равнодушные и ленивые, честности не хватает. Но именно такие люди снижают планку деятельности системы образования что в Москве, что в других регионах России. Если сами педагоги не будут честно оценивать работу своих коллег, вряд ли что-то изменится к лучшему. Именно по вине тех, кто работает не очень качественно, но стремится продемонстрировать свои вроде бы высокие результаты, мы долгие годы имели нечестные результаты на выпускных экзаменах. На конференции образовательных политиков Нина Минько привела факты из своего управленческого архива, рассказав, как в советские и постсоветские времена директора под напором таких педагогов и «установивших контакт со школой» родителей шли на преступления – до экзаменов вскрывали конверты, скажем, с темами сочинений, разрешали в своих кабинетах переписывать экзаменационные работы тем, кто шел на медаль, но не мог написать работу на медальном уровне, а учителя завышали оценки тем, кто этого не заслуживал. Нечестный ЕГЭ корнями оттуда, из жизни школы десяти-двадцатилетней давности. Вообще должна сказать, что второй съезд учителей Москвы был событием удивительным. Четыре тысячи учителей общались, что называется, с глазу на глаз, высказывая свое мнение по самым важным, актуальным и серьезным проблемам. Тот, кто хотел поговорить о политике образования, пошел на конференцию образовательных политиков, тот, кого интересовали управленческие и социальные проблемы, выступал на профсоюзных секциях, тот, кого не интересовало ни то ни другое, но волновало изменение содержания образования, принимал участие в одной из шести тематических секций под общим названием «Фундаментальные понятия», на которых дали восемнадцать мастер-классов лучшие столичные учителя – победители и призеры Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет, конкурса «Учитель года Москвы». Темы были разные – «Время», «Отражение», «Образ», «Ошибка», «Выбор», «Связь», учителя были тоже разные – литераторы, химики, физики, математики, иностранцы, физкультурники, историки, экономисты, но было у всего этого одно объединяющее начало – метапредметность и межпредметность. Учителя-профессионалы показали и доказали своим коллегам, как связаны все школьные предметы и как важна эта связь, если мы всерьез говорим о повышении качества образования. Кстати, все мастер-классы транслировались в прямом интернет-эфире и их могли посмотреть практически все учителя столичных школ, и не только столичных: к съезду подключались их коллеги из множества регионов России. Подключались и подключаются до сих пор, ведь записи мастер-классов все еще есть в архиве.А закончился этот удивительный съезд еще более удивительным событием – футбольным матчем учителей и родителей на Кубок «Учительской газеты», 90-летие которой мы все отметим в октябре 2014 года. Счет 3:1 в пользу учителей говорит не только о том, что учителя оказались сильней, но и о том, что родители вполне могут доверять воспитание и обучение своих детей тем, кто всегда и во всем стремится к честной победе.
Комментарии