search
main
0

Диалог со сверстниками

Даже если они взрослые

Возможна ли школа без учителя? Конечно же, нет. Учитель всегда был, есть и будет главным человеком в школе. Именно к учителю идут дети, именно на него надеется общество. А почему так получается? В чем заключается работа учителя и каковы ее цели?

Работа учителя – это постоянный процесс передачи детям знаний и умений, опыта и навыков. Эта задача сама по себе является крайне сложной, ведь ни для кого не секрет, что нас окружает много того, что если не мешает, то отвлекает человека (особенно ребенка) от саморазвития.

Здесь следовало бы перечислить, что прямо или косвенно приносит вред, но позволим себе это пропустить, потому что такое перечисление займет половину данной статьи. Остановимся лишь на том факте, что, используя современные технологии (в первую очередь речь идет о сети Интернет), каждый человек или организация могут беспрепятственно доносить до аудитории информацию любого качества (зачастую сомнительного). Действительно, часто под видом развлекательного контента человеку навязывают совершенно чуждые ему идеи и желания. И будет странно это отрицать при условии доступности средств связи и выхода в Глобальную сеть. Современный человек испытывает настоящую бомбардировку информацией. Если взрослый и образованный человек в состоянии дать этому отпор, то про ребенка с такой уверенностью сказать нельзя. К несчастью, дети зачастую остаются один на один с этой проблемой, и если рядом не будет человека, который окажет должную поддержку, поможет отделить зерна от плевел, то результат такого противостояния будет малообнадеживающим. Разумеется, перво-наперво таким человеком должен оказаться кто-то из близких. Но ребенок не может всегда находиться дома. Ему необходимо проходить процесс социализации.

Начиная с детского сада ребенок уже не может все время проводить с родителями. Он вступает в диалог со сверстниками и другими взрослыми. Понятно, что упомянутый выше процесс социализации начинается еще на ступени дошкольного образования, но основное познание мира и себя самого берет начало в школьные годы. И здесь, как нам кажется, особую роль должен сыграть учитель, а именно его образ.

Существует множество определений образа. Мы будет отталкиваться от определения, предложенного Л.О.Резниковым, который предлагал рассматривать образ «как объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения». В нашем случае получается, что ребенок, видя перед собой учителя, получает множество сигналов, которые постоянно поступают от него. Здесь позволим себе сравнить педагога как раз с тем передатчиком информации, в чьем распоряжении находится ученик. Понятное дело, что сигналы будут поступать из множества источников, которыми в данном случае станут внешний вид, манера держаться, тембр голоса, мимика, плавность или, наоборот, резкость жестов и так далее. Но не только же во внешнем виде дело? Неужели любой хорошо выглядящий человек может быть учителем? Разумеется, что внешний облик играет важную роль в педагогической деятельности, но ключевая все же принадлежит умению учителя доносить знания с помощью вербального контакта. Именно при непосредственном общении происходят воздействие на ученика, процесс его образования. Каждое слово, произнесенное учителем, должно преследовать единственную цель – образовывать ребенка, наполнять его теми знаниями, умениями и навыками, которые отражают интересы самого ребенка, его семьи, общества и государства.

Само собой разумеется, что каждое слово педагога должно быть обдуманным и целенаправленным. Этого можно добиться только личной заинтересованностью в своей деятельности. Учитель сам должен быть уверен в том, чему он учит, что пытается донести до учеников, а уверенность педагога может быть основана только на профессиональных знаниях. Лишь хорошо разбирающийся в своем предмете учитель может приносить детям пользу, нести им свет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой образа учителя являются заинтересованность и уверенность в своем деле, а также профессионализм. Именно эти качества отличают настоящего учителя, на них зиждется его образ.

Максим РАССОХИН, методист школы №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте