«Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» – эти слова Василия Сухомлинского актуальны и сегодня, когда речь идет о воспитании поколения альфа.
Для подростков нынешнего поколения важнее внутренняя мотивация, нежели внешняя. Принуждение как метод обучения на них не действует, они будут с интересом получать знания лишь в том случае, если осознают, зачем им это нужно. Отсутствие интереса к чтению кроется в том, что детям предлагаются книги, которые или слишком сложны для них, или просто не нравятся. Значит, у них должен быть выбор.
Чтение должно быть в удовольствие, а какое же удовольствие, если предлагается список для обязательного прочтения, да еще и с ведением дневника? Конечно, рекомендации для летнего чтения необходимы, особенно для старшеклассников, которым предстоит изучать такие объемные произведения, как романы А.И.Гончарова, Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова. К сожалению, все чаще мы, учителя литературы, сталкиваемся с ситуацией, когда ученики или просто «прочитывают» их в кратком изложении, или предпочитают просмотр фильмов (иногда мы предлагаем делать это, ибо интерпретация режиссера и актеров помогает взглянуть на текст с иной точки зрения, а иногда именно просмотр мотивирует школьников обратиться к тексту). Некоторые старшеклассники просто обращаются к готовым сочинениям или материалам анализа произведений.
Что же делать, чтобы чтение не превратилось в скучную и ненужную деятельность? Попробуем предложить пути решения проблемы.
Могут ли помочь родители? Учитывая, что в настоящее время нас окружает много источников информации, много соблазнов в онлайн-жизни, родители собственным примером могут пусть не привить любовь к чтению, но хотя бы сформировать привычку. Здесь помогут личный пример, терпение и создание комфортных условий. А чтобы заинтересовать и помочь лучше понять замысел автора, необходимо делиться своими эмоциями от прочитанного, зачитывать захватывающие эпизоды, обращаться к критическим статьям.
На мой взгляд, организуя процесс чтения, родители могут помочь правильно разделить список на три части: что интересно прочитать самому ребенку, что можно прочитать вместе (это можно – и нужно – делать даже подросткам) и, наконец, что можно прослушать в аудиоформате. Кстати, чтобы все книги не смешались друг с другом, желательно посоветовать делать записи в читательском дневнике. Формы их ведения могут быть разными, поэтому целесообразно ребенку самому придумать ее. Это могут быть иллюстрации к произведению, краткий отзыв, аннотация. Можно чередовать книги, предложенные для обязательного чтения, с книгами современных авторов, которые, несомненно, вызовут интерес у подростков. Вот некоторые из них.
Эдуард Веркин. Фантастическая серия «Хроника страны мечты» – романы «Место снов», «Пчелиный волк», «Кошки ходят поперек», «Снежные псы». Это книги о том, что мы в ответе за все: за тех, кого приручили, за свои слова, поступки и мечты в том числе.
В повести «Друг – апрель» рассказывается о нелегкой жизни подростка на маленьком железнодорожном переезде, где героя окружают подлые люди, но он противостоит злу, заботясь о своих близких, а силы ему дает первая любовь.
Екатерина Мурашова. Повести «Класс коррекции», «Гвардия тревоги». Две повести посвящены проблемам современной школы. Герои пытаются понять себя и других, оказавшись перед сложным выбором.
Евгений Рудашевский. «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции». «Загадки, интриги, расследования, интересная экспедиция, новые места… За каждым поворотом читателя ожидает опасность и неизвестность, что принесет каждый новый шаг главных героев», – говорится в аннотации книги.
Дарья Доцук. «Голос», «Поход к двум водопадам». Автор показывает, насколько непонятным, непростым бывает мир подростка, насколько важно вовремя услышать его и понять, протянуть руку помощи. Вторая повесть – о восьмиклассниках, о сложных взаимоотношениях в классе. Но главное здесь – надежда на лучшее и желание это лучшее делать, а для этого надо найти в каждом человеке то хорошее, что в нем, конечно, есть.
Это лишь несколько произведений для современных подростков, о других книгах можно узнать, воспользовавшись Интернетом.
Что касается задач школьных учителей литературы, на мой взгляд, основная – научить воспитанников читать. По мнению В.В.Набокова, «хороший читатель – тот, кто располагает воображением, памятью, словарем и некоторым художественным вкусом». Исходя из этого определения, мы обязаны научить ребенка видеть слово и художественный образ, научить ребенка диалогу с текстом.
Учитывая, что эмоции служат для оценки подростком окружающего мира, а художественная литература, собственно, это и делает, любое произведение (а точнее, персонаж, событие, явление) может дать возможность оценить значимость описанного в рассказе (повести или романе), выявить мотивацию действий героев, наконец, дать оценку, выразив экспрессивно свои эмоции. Допустим, это урок литературы, посвященный изучению повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». Уже при выявлении читательского восприятия повести вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Какие эпизоды поразили вас, показались яркими, захватывающими?», «Что в ней для вас было горше и печальнее всего?» – заставили назвать свои чувства и выразить эмоции. Просим невербально изобразить чувства мальчиков при виде замка и часовни. Почему Вася всегда со страхом смотрел на замок? Чем сменился страх при близком знакомстве с обитателями подземелья? (Жалостью, состраданием, желанием помочь.) Какие эмоции испытал Вася, впервые оказавшись под сводами подземелья? Предлагаем изобразить их. А далее разговор о том, как подростки умеют проявить такие эмоции, как страх, ужас, жалость, боль. Это лишь один пример, когда работа со словом позволяет не только лучше понять смысл произведения, вызвать эмоциональный отклик учащихся, но и сформировать умение выражать свои эмоции.
Проблема останется до тех пор, пока не будет реализована основная цель литературного образования – научить школьников читать.
Татьяна КИСЕЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2006, заслуженный учитель РФ
Комментарии