search
main
0

Диалог с Президентом России позволил выявить острые проблемы образования

На пленарном заседании форума в Пензе педагоги из разных регионов, в том числе из Москвы, говорили о совершенно разных проблемах современного российского образования, а Владимир Путин высказывал свое мнение и даже давал поручения губернаторам и министрам. О чем же шла речь?

Наталья СЕМЕНЦОВА, учитель физики смоленской школы №33:- Доступность качественного образования для всех уровней и запросов ребенка – это один из главных многогранных вопросов, которые есть у нас в образовании. Где бы ни родился ребенок – в ауле, в сельском поселении, в юрте или в мегаполисе, в Москве, в Петербурге, – изначально не должно быть никакой дискриминации в том, получит он качественное образование или нет. Ребенок и его родители должны иметь возможность выбрать образовательную организацию: тип, вид, образовательную программу и программу развития ребенка. Для того чтобы был этот выбор, как говорят сейчас, нужна вариативность образования, в Законе «Об образовании в РФ» заложена вариативность, но есть субъекты РФ, в которых все хорошо реализуется, есть опыт и есть чем поделиться, учителя довольны. Но есть регионы, где выполнение реализации закона на местах происходит иначе. Закон «Об образовании в РФ» и подушевое финансирование – это инструмент развития ребенка и получения им качественного образования. Когда деньги приходят за детьми в школу, все понятно: есть количество детей в школе – есть деньги, которые пришли за детьми. Мы предлагаем (даже не просим денег) финансировать не количество детей, а конкретную программу развития и образования ребенка, но с учетом подушевого финансирования конкретного ребенка, особые потребности обучающихся. В образовательной программе будет заложено, какие условия должны быть для ее выполнения реализованы. В регионах родители возмущаются: «У нас практически все образование платное на всех уровнях, и там нужно платить, и там, и там!» Я думаю, что можно закрепить перечень бесплатных государственных обязательств на всех уровнях образования, чтобы было понятно, что гарантирует государство бесплатно, какой перечень государственных обязательств.Владимир ПУТИН:- Я уже много раз говорил: у нас все образование должно быть бесплатным, все. Вопрос в том, что если мы во внеклассном образовании, которое тоже должно быть бесплатным, на мой взгляд, выделяем, скажем, присмотр и уход за детьми, то это уже отдельная услуга, она даже не совсем образовательная. Здесь, конечно, вполне можно уходить от бесплатности, потому что это совершенно другой вид деятельности, хотя он близко связан и с педагогической работой, и с образованием. Но, по сути, все образовательные услуги у нас должны быть бесплатными.Сергей РУКШИН, учитель математики Президентского лицея Санкт-Петербурга, профессор педагогического университета имени Герцена:- Первый же серьезный конфликт с Западом, навстречу которому мы пошли в 1990-е годы с распростертыми объятиями, показал, что Россия должна сохранять внутренний потенциал для создания современной промышленности, для создания тех 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, о которых нам говорил Президент РФ, для создания современной оборонной промышленности и новой армии, новых Вооруженных сил, для того, чтобы выступать полноценным субъектом международной политики, стать тем – на деле, а не на словах, – что мы вкладываем в статус великой державы. Для этого нам нужно образование. Мы не должны себя обманывать – для решения проблем нам надо честно научиться их называть. Наша дискуссионная площадка на форуме называлась «Российское образование: традиции и современность с точки зрения качества образования». К сожалению, выделенные угрозы существуют. И, как всегда, они оборотная сторона наших достижений. Среди тех угроз, которые выделила дискуссия, то, чем мы раньше гордились, прежде всего это те элементы, которые были некритически заимствованы из успешно функционирующих зарубежных систем. Но нельзя пересадить сердце лягушки слону и сказать, что оно будет успешно работать, да и сердце слона мы не пересадим лягушке, она не будет прыгать, оно слишком много весит.Система образования связана нервами, кровеносными сосудами со всей экономикой страны, заимствование одних элементов успешно работающих систем других стран, прямая пересадка их дает не только нужный нам эффект, но и оборотную сторону. В качестве примера сообщество выделило при анализе две вещи: единый государственный экзамен в широком смысле этого слова и Болонскую систему. Безусловно, страна в определенном смысле приняла ЕГЭ, мы все вместе радуемся тому, что «Е» – это единый для всей страны, что школьник из отдаленных регионов, предъявив ЕГЭ, может поступить в любой столичный вуз, не приезжая на экзамены. Это безусловное достижение, которое изменило структуру образовательного пространства нашей страны. Но ведь ЕГЭ поменял преподавание в школе и повлиял на вузы. Недавно один выпускник, отличник кораблестроительного института, при приеме на работу на собеседовании, когда его попросили написать уравнение обтекания подводного крыла жидкостью, спросил: «Из каких вариантов я должен выбрать правильный ответ?» Это наш будущий инженер-конструктор. ЕГЭ повлиял даже на высшую школу.В качестве первого осторожного шага давайте признаем самостоятельную ценность среднего образования. Мы доверяем врачу, лечившему больного, выписать ему справку о том, что тот выздоровел и готов выйти на работу. Давайте проявим уважение к школе и разрешим ей выдавать аттестаты за 9-й класс тем, кто не собирается учиться в 10-м, и аттестаты за 11-й класс тем, кто не собирается продолжать обучение в вузах. Это сделает невозможными те истории, которые будоражили страну в этом году, с понижением баллов, претензиями, скандалами. Это первый робкий шаг, но мы должны восстановить социальный статус школы и дать ей институт нашего общественного доверия. Этот кредит доверия – право выдавать аттестаты без ЕГЭ для тех, кто не собирается продолжать образование. Итоговую аттестацию после 9-го для тех, кто хочет в 10-й, и после школы тем, кто хочет в вуз, надо оставить, хотя надо дальше работать над ее изменением, модификацией и совершенствованием. Это может быть первым шагом.Институт ЕГЭ повлиял на качество нашего образования, он повлиял и на высшее образование. Очень трудно представить себе гончара, который будет отвечать за качество своих горшков, не выбирая глину, из которой лепит. Мы не снимаем сейчас с вузов ответственность за качество подготовки специалистов, но они лишены всякого влияния на выбор своих абитуриентов. Это тоже результат ЕГЭ и тоже оборотная сторона медали, хотя, повторяю, ЕГЭ сдвинул борьбу с коррупцией при приеме в вузы, это наше огромное достижение.Вторая болевая точка, которую выделила дискуссия, – это Болонский процесс. Болонский процесс ликвидировал специалитет во многих областях, где мы гордились нашими педагогическими, инженерными школами. Мы просим восстановить специалитет по педагогическим и инженерно-техническим специальностям. Подготовка педагогов – это чеканка той валюты, которой будет расплачиваться страна со своим будущим на много поколений. Педагоги должны быть специалистами. Инженерно-технические вузы – то, что обеспечивает наш суверенитет, безопасность и статус великой державы.Наконец, у нас разрушается единство образовательного пространства. Вопиющий пример: отличник может стать двоечником, перейдя через дорогу в другую школу. Это реальный пример, потому что, придя в шестой класс после пятого, он может обнаружить, что там опираются на те знания, которые по программе школы, откуда перешел, он не проходил в пятом классе. И, наоборот, у нас вариативность учебников дошла до того, что ребенок, перейдя из школы в школу, может в 6-м проходить то, что проходил в 5-м в старой школе. И этому тоже есть реальные примеры. Поэтому третье предложение следом за ЕГЭ, модификацией его роли как инструмента и Болонским процессом (специалитетом) – разработать фундаментальное ядро содержания школьного курса, которое должно быть положено в основу всех, пускай вариативных и разнообразных, программ и учебников. Это фундаментальное ядро, связывающее интересы преподавателей физики, математики с созданием национального духа воспитания в гуманитарных дисциплинах, то, что нам сейчас необходимо. Мы не можем дальше разъединять страну распадом образовательного пространства на удельные княжества.Владимир ПУТИН:- Без обсуждения ЕГЭ, конечно, ни одна встреча наша не обходится. Сам ЕГЭ все-таки сыграл и играет определенную антикоррупционную роль, абитуриенты из разных регионов могут теперь получить доступ к ведущим высшим учебным заведениям страны, есть очевидные плюсы в этом процессе. Не могу согласиться с тем, что вузы лишены всякой возможности влиять на отбор студентов. Все-таки такие возможности сохраняются и не только у таких ведущих вузов страны, как Московский университет, Питерский университет, у такого прославленного вуза, как РПГУ, тоже наверняка есть возможность проводить олимпиады и конкурсы, заранее присматривать себе студентов. По поводу того, как выдавать аттестаты: после 9-го класса тем, кто не хочет дальше получать образование, в вузе учиться; тем выпускникам, которые оканчивают 11-й класс… это такая чувствительная сфера, думаю, что глубокие специалисты, посвятившие этому всю свою жизнь, в дискуссии с правительством, с Министерством образования и науки придут к окончательному решению. Я в вашем предложении вижу очень много положительных элементов, почему нет?Теперь по поводу Болонского процесса. Уже говорили коллеги о том, что нужно посматривать, что в мире происходит, но опираться на фундаментальные основы нашего образования, из этого и нужно исходить. В Болонском процессе тоже есть свои положительные элементы, связанные с тем, что выпускники наших вузов должны себя уверенно чувствовать на мировом рынке труда. Это чрезвычайно важная вещь – быть свободными и востребованными.Что касается фундаментального ядра школьного курса, то мы сделали это по истории, математики это делают в своих дисциплинах. Но обращаю на это внимание своих коллег из правительства, прежде всего Министерства образования и науки РФ – нам нужно восстановить единство образовательного пространства страны.Николай ЦХАДАЯ, ректор Ухтинского государственного технического университета:- Мы забыли термин «инженер», забыли о том, что инженерная самодостаточность не то что настоящее, это будущее нашего общества. Мы бы хотели обратить на это внимание, чтобы вернуть пятилетний цикл возрождения специалитета. Никто не говорит о том, что мы должны рушить эту стройную многоуровневую систему подготовки, но вшить параллельно подготовку специалиста, думаю, нам не помешает. Мы четыре года как перешли на педагогический бакалавриат – таким образом, урезали фундаментальные программы, методические, педагогические дисциплины. Человек становится фактически выпускником педагогического даже не техникума, потому что практика недостаточна, а педагогического ПТУ. Страна долго шла от двухгодичных довоенных учительских институтов к четырехлетним педагогическим институтам и педагогическим университетам. Давайте мы не будем останавливаться на этом пути.Владимир ПУТИН:- Я с вами согласен. Надо внимательно это посмотреть. То же самое мне говорили те, кто занимается подготовкой инженерных кадров, не случайно об этом вспомнили. Здесь есть явные потери. Правильно, что вы обращаете на это внимание.Василий ПОПОВ, проректор Воронежского государственного университета:- За последние годы произошло существенное увеличение времени, затрачиваемого на подготовку бумаг как для администраций университетов, так и для рядовых сотрудников. На круглом столе на форуме директор Ставропольской кадетской школы сказал: «У меня на столе 2200 входящих документов за этот год, 1650 исходящих и 300 с лишним ответов на разные запросы. Я отвечаю пожарным, милиции, здравоохранению, муниципалам, регионалам и федералам, то есть кому угодно». Это реальная и очень существенная проблема. Просьба – навести в этом порядок. Мы предлагаем, во-первых, поручить правительству регламентировать работу по сбору отчетов, мониторингов и прочих вещей, должен быть четкий, фиксированный перечень того, что разные типы образовательных учреждений должны сдавать учредителю и когда, чтобы мы могли планировать свою работу и к определенному сроку эти документы сдавать. Все внеплановые запросы, которые, конечно, могут быть, иметь жесткий срок на выполнение, потому что, ни для кого не секрет, половина документов приходит со сроком выполнения вчера. Для федеральных органов власти официально утвердили 30 дней, пусть мы работаем быстрее, но хотя бы неделя должна быть зафиксирована. Мы просим помочь уйти от тотального контроля за педагогом – за учителем, преподавателем – к системе доверия, педагог должен иметь время на то, чтобы творить, чтобы общаться со своими учениками.Владимир ПУТИН:- По-моему, пару лет назад мы эту тему обсуждали, какие-то решения принимались на этот счет, но сейчас, видимо, опять наша бюрократия оказалась сильнее. Здесь есть два аспекта, на которые я хотел бы обратить внимание. Первый: конечно, государство, общество и родители имеют право знать, что происходит в школах и каково качество образования, которое предоставлется их детям. Отчетность, конечно, должна быть, вопрос в целесообразности, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Не должно быть закрытых отчетов, ведь большинство бумаг, которые вы пишете, они недоступны общественности и родителям, нужно эти данные открывать, пользоваться современными техническими, технологическими возможностями. Количество бумаг, конечно, нужно, безусловно, сокращать. Соответствующее поручение, я обещаю точно, будет сформулировано, на какое-то время это точно сработает. Ведь у нас, знаете, как? Один человек, который здесь вырос и внес значительный вклад в развитие Российского государства, как-то сказал: «Если двух полудурков объединить, то умного человека все равно не получится». Но мы будем исходить из того, что даже среди людей, которые увлечены вот этой отчетностью, все-таки возобладает здравый смысл и избыточное бюрократическое рвение будет сокращено.Сергей ГИЛЬ, представитель кооперативного образования России:- 25 миллионов новых рабочих мест разбиты на 85 сегментов-позвонков. Среднее профобразование ушло в регионы, но там нет научно-методической подготовки профессиональных педагогических кадров для освоения новейших технологий профессионального образования. У нас сегодня единицы институтов развития образования способны готовить кадры не в рамках курсов по 72 часа, а в рамках стратегических программ того, чему нужно учить детей послезавтра, это первое. Работодатели пока как таковые формально не вписаны в технологию разработки кадровой политики на длинную перспективу, а самое главное, они пока принимают участие в оценке качества профобразования в основном только на уровне формального участия в итоговой аттестации. Поэтому мы сегодня точно понимаем, что две эти проблемы, с одной стороны, совершенно естественны, но они требуют федеральной координации в выработке самых лучших практик государственно-частного партнерства и формирования механизмов заказа с участием работодателей на старте образования. Для этого нужна выработка оптимальных, самых лучших моделей с учетом региональной специфики. Нам нужно срочно, фундаментально и солидно возрождать тему «Профессионально-педагогическая подготовка для среднего профессионального образования», иначе мы столкнемся с тем, что в среднем профобразовании останутся только узкие урокодатели и очень узкие специалисты, не способные воодушевить ребенка на создание того качественного, высокоэффективного труда, о котором мы сегодня все говорим. Рособрнадзору надо обеспечить максимальное вовлечение работодателя в технологию формирования кадровой политики вместе с регионами, потому что сегодня один техникум оценивают в одном регионе по 30 показателям, а в другом – по 300 показателям.Владимир ПУТИН:- Не могу не согласиться. Мы постоянно возвращаемся к этой теме, я много раз говорил с объединениями предпринимателей, практически эту тему мы ведем в рамках Агентства по стратегическим инициативам. Но все-таки надо отдать должное: предпринимательские сообщества стараются работать вместе с нами. Что касается квалификации, то они включились в эту работу – правда, раскачивались довольно долго, от квалификации соответственно выстраивается и профподготовка. Надо только, чтобы государственные структуры отслеживали вовлеченность будущих работодателей в подготовку кадров. Здесь нужны какие-то более системные решения, потому что просто так их не заставишь, у нас же сегодня не плановая социалистическая экономика.Константин ТХОСТОВ, директор санкт-петербургского лицея №369:- Обсуждая систему оплаты труда учителя в различных регионах, мы вдруг обнаружили странный критерий, влияющий на возможность аттестации педагога и, самое удивительное, на уровень его заработной платы, – результаты единого государственного экзамена. Перед Днем учителя ВЦИОМ спросил у родителей школьников, что они ждут от учителя, более 50 процентов родителей ответили: «Искренней любви к нашим детям». Неужели любовь стала измеряться успешностью или неуспешностью ребенка на ЕГЭ? Более того, разве не имеет права иметь высшую квалификационную категорию учитель начальной школы, который никакого касания к ЕГЭ или к выпускным экзаменам не имеет? Учитель, к которому 1 сентября пришел ребенок, совершающий 20-30 ошибок, а к концу года количество этих ошибок стало 10? Это маленькая педагогическая победа потому, что для ребенка, может, это подвиг. В свое время вы избавили от этого показателя систему оценки эффективности работы губернаторов в России. Дайте, пожалуйста, поручение правительству убрать этот инструмент, определяющий возможность аттестации педагогов и влияющий на реальную заработную плату.Владимир ПУТИН:- Давайте мы сразу договоримся: я не буду сейчас формулировать поручение таким образом – убрать это как один из критериев. Давайте подойдем осторожнее. Я попрошу правительство оценить, насколько это эффективно, потому что любовь к детям выражается и в качестве знаний, которые учитель дает ученику, и в том, чтобы так поработать с ребенком, чтобы он имел жизненную перспективу, получил знания, необходимые ему для личного успеха в жизни, для получения образования, дорогу в жизнь получил, эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать. Просто внешнего хорошего отношения достаточно, но объективный ли это критерий?Людмила ДУДОВА, председатель координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы, Московский институт открытого образования:- Мы действительно очень много говорили на разных площадках и во время проведения мастер-классов о качестве наших педагогических кадров. Качество педагогических кадров определяется не только подготовкой на уровне профессионального образования, среднего профессионального или высшего профессионального образования. Если можно сравнить процесс становления педагога, то, собственно говоря, окончание института – это только завершение строительства корабля. Для того чтобы этот корабль успешно бороздил волны моря образования, нужна постоянная техническая поддержка, обслуживание. Вот это обслуживание и поддержку, лоцию, если уж работать в метафорах, обеспечивает система дополнительного профессионального образования. К счастью, в принятый Закон «Об образовании в РФ» – низкий поклон разработчикам этого закона и тем, кто приложил усилия к утверждению, – дополнительное профессиональное образование включено как необходимая, законодательно и нормативно подтвержденная форма образования. Существует эта форма образования в разных вариантах, она осуществляется и в системе высшего профессионального образования, но сложилась эта, пожалуй, уникальная российская система дополнительного профессионального образования педагогов как реализуемая через институты повышения квалификации и переподготовки кадров, которая, к сожалению, сейчас находится в стадии, я бы сказала, постепенного разрушения. У нас очень много подобных институтов в регионах закрыты. Поэтому первое предложение, которое поступило от нас, – не разрушать традиции российского последипломного образования, дополнительного профессионального образования.У нас вступил в силу профессиональный стандарт педагога, но он, так же как и принятые стандарты, не обеспечен программным обеспечением, отсюда возникает проблема с учебниками. Необходимо этот профессиональный стандарт педагога на федеральном уровне снабдить типовыми программами дополнительного профессионального образования, чтобы наши уважаемые педагоги могли идти безопасными маршрутами, чтобы они были защищены и чтобы навигация была благополучной. Тогда точно, как говорил Станиславский: невозможное сегодня станет возможным завтра, потому что завтра созидают педагоги.Владимир ПУТИН:- Безусловно, если возникают новые стандарты, то профессионалы должны соответствовать предъявляемым им требованиям. Правда, эти требования в полной мере сейчас только сформулированы: в 2011 году, по-моему, они вступили в силу для преподавателей начальных классов; для средней школы все-таки все эти стандарты, квалификации отнесены на период до 2025 года. Все это будет внедряться постепенно, но это не значит, что система переподготовки должна отставать. Наоборот, она должна быть на шаг впереди, должна соответствовать сегодняшним требованиям, использовать современные методики, технические средства, в том числе и дистанционное обучение. Безусловно, все это мы будем делать.Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ, учитель русского языка и литературы магнитогорской школы №5, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2014»:- Мы вчера с коллегами обсуждали проблему совместной ответственности за воспитание детей родителей и школы. Школа, конечно, не снимает с себя эту ответственность, но проблема в том, что современные родители, и я в том числе представляю это поколение – поколение 1990-х, воспитывались, когда нормы рушились. Сегодня нас, родителей, просят, а иногда и требуют привить эту норму своим детям, но согласитесь, что трудно требовать то, чему не учили и чего они не умеют. Поэтому представляется важной некая глобальная просветительская работа с родителями, важно научить основам психологии воспитания, важно разъяснять основные изменения образования, важно учить строить диалог со школой. Национальная родительская ассоциация сегодня предлагает организовать эту единую работу. Это может происходить так: образуются консультационные службы, семинары и лектории для родителей на разных уровнях, где компетентные люди учат родителей, как воспитывать детей, как строить диалог со школой.Владимир ПУТИН:- Абсолютно правильно, мы всячески будем способствовать этому процессу. Это должно быть в целом по стране. Надеюсь, губернаторы это услышат и поддержат.Елена ШИМУТИНА, заместитель директора московского Центра образования №548:- В Законе «Об образовании в РФ» закреплен принцип государственно-общественного характера управления и предусмотрена возможность создания в образовательных организациях коллегиальных органов управления. Сейчас практически в 99,8 процента школ созданы управляющие советы. Это возможность согласования общественного и государственного заказа, это возможность общественной независимой оценки качества, общественного контроля, это позиция дружественного критика, дружественный совет со стороны всех заинтересованных лиц. На круглом столе в рамках форума мы обсуждали проблему эффективности деятельности этих советов. В Законе «Об образовании в РФ» не определены полномочия, ответственность, нет подзаконных федеральных актов, регулирующих эти вопросы. Поэтому, с одной стороны, мы получаем иногда формальные, карманные советы, которые не имеют прав, которые не пользуются доверием ни общественности, ни школьной администрации. С другой стороны, мы иногда имеем очень активный управляющий совет, но родители по-своему понимают, что значит быть общественным управляющим, это приводит к конфликтам. В своей работе мы опираемся на методические рекомендации 2004 года, когда только началось создание управляющих советов. Наше предложение – дать поручение разработать методические рекомендации сегодняшнего дня, подзаконные федеральные акты, которые будут определять статус, разграничение или баланс полномочий, взаимодействий. На наш взгляд, это снизит зону конфликтов и действительно позволит управляющим советам стать эффективными партнерами, помощниками и действительно решать вопросы стратегии и развития школы.Владимир ПУТИН:- Я полностью с вами согласен, особенно это касается тех школ, которые переходят на новую систему работы, связанную с возможностью оптимизирования педагогического либо технического состава. Здесь очень важна роль этих советов, особенно для того, чтобы не было какого-то диктата администрации. Я полностью согласен, и, конечно, было бы лучше, наверное, это сделать. Думаю, министр образования и науки РФ прислушается к этому, такие методические указания должны быть, должны быть четко прописаны права и точно обозначены обязанности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте