Джаннета КУЛИЕВА скромно считает свои восемь лет педагогического стажа небольшим опытом. Но жизнь показывает, что необязательно проработать в школе 25 лет, чтобы понять, что такое педагогика. Например, учитель истории и обществознания СШ №4 г. Чегем Кабардино-Балкарской Республики убеждена, что на занятиях просто жизненно необходимо использовать межпредметные связи. Однако Джаннета Шахлановна понимает, что пригласить на урок о войне 1812 года коллегу-филолога и попросить пересказать содержание романа «Война и мир», а потом добавить исторических фактов – это не интеграция. Главное – научить ребят сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Другое убеждение Джаннеты Кулиевой: именно на уроке, а не дома ребята должны находить, узнавать, запоминать новый материал и все это делать с интересом.
Философ: Учитель, ответь на простой вопрос, который волнует каждого, у кого есть дети. Кого можно назвать хорошим учителем? И как им быть?
Джаннета: Я думаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Но главное – не переставать учиться и совершенствоваться самому. Многому я научилась у своих наставников, еще большему – у своих коллег. Но больше всего – у своих учеников. Учитель, работающий в школе, лишен первой вещи, необходимой для покоя, – он не принадлежит самому себе.
Философ: Тяжело быть творцом детских душ, ибо они человеческие. «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим, истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». Я думаю, вам знакомы эти слова, написанные около 3500 лет до н.э. на гробнице фараона. Но подобные слова будут звучать и через тысячу лет.
Джаннета: Девиз современного педагога – будь воспитан сам, тогда воспитаешь другого. Каждый ребенок – личность, и великая победа педагога, если ребенок, став взрослым, остается человеком, личностью и немного ребенком.
Философ: Сказать легко, а добиться сложнее. Базовая программа ставит на одну ступень учащихся с разными способностями.
Джаннета: В моей методике разработаны особые методические приемы, нацеленные на то, чтобы ученик получал знания во взаимосвязи с другими предметами.
Философ: Интегрированный урок? Это так сложно! К нему готовиться и готовиться.
Джаннета: Интегрированный урок – это прежде всего интересно. И вовсе не сложно, когда готовишь его в соавторстве с учениками. Сотрудничество рождает особый интерес, и этот урок обречен на успех. Нет предмета, с которым история не могла бы интегрироваться.
Философ: Вы можете соединить историю и математику? Что-то мало верится, наверняка будет скучно?
Джаннета: Ну что вы! История и математика как два сапога – пара. Расчет формулы Мальтуса и потери войны. А математические загадки по истории? А ролевые игры – «Купцы и покупатели», «Военный штаб»?
Философ: Перейдем от общего к частному. Почему вы любите историю?
Джаннета: Я люблю историю потому, что это огромный мир знаний, уходящий корнями к моменту рождения планеты. Я люблю историю, потому что это история о людях, о народах. Я люблю историю, потому что это память о поражениях и победах, о разрушениях и созидании. Я люблю историю, потому что вместе с учениками мы отправляемся в путешествие открывать тайны прошлого. Я люблю историю потому что история делает человека человеком.
Комментарии