Обычно если речь заходит о большой конференции, считается, что лучше места, чем Москва, не найти. Однако организаторы и участники международного форума «Евразийский образовательный диалог» думают иначе. Именно поэтому уже второй год подряд мероприятие принимала идущая в авангарде современной образовательной политики старинная и славная Ярославская земля.
В этом году в форуме участвовали представители более 20 государств мира. Многое в рассказах зарубежных коллег оказалось знакомо российским педагогам по собственному опыту.Профессор по образовательному праву Университета Антверпена (Бельгия) Грасьен Ловерс отметила, что для современной Европы характерна ситуация, когда средний возраст педагогов составляет 50 лет. Не все гладко в Евросоюзе и с заработной платой учителей: из-за кризиса суммы заморожены на несколько лет вперед.Специалист Европейского тренингового центра в сфере профессионального образования и социального партнерства Финляндии Петри Лемпинен поднял проблему демонополизации знаний. Если раньше уникальными знаниями владели именно педагоги, то теперь развитие технологий позволяет детям непосредственно получать необходимую информацию. Характерна для школ Финляндии и проблема многонациональности.Что же касается российского образования, то участники форума пришли к мнению о том, что сегодня важно сравнивать отечественную систему с другими, если мы стремимся давать конкурентоспособные знания. Тем не менее, по словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, у отечественного образования со сравнительной оценкой всегда были трудности, поскольку до 90-х годов XX века оно развивалось в изоляции. Однако советская школа смогла показать много положительных примеров воспитания личности.Впрочем, у российского образования едва ли есть будущее, если оно будет все время оборачиваться назад. По словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, отечественная система образования сейчас находится на пороге очередного цикла своего развития, поэтому крайне важно понять, куда оно пойдет. Во-первых, считает Игорь Реморенко, можно «довести до ума начатое», то есть продолжить реализацию всего комплекса реформ нормативной и финансовой сферы в образовании. Эти направления еще нуждаются в серьезном проектном сопровождении. Однако проектная работа стремится втянуть в свою орбиту все больше видов деятельности, и со временем появляются те, от которых можно было бы отказаться. Разгрузка системы могла бы стать вторым возможным сценарием. Третий вариант – развитие рефлексивности системы образования. Важно, чтобы люди на местах могли договориться, что им нужно делать, не ожидая указаний сверху. Четвертый вариант заключается в следовании приоритетам из прошлого. Однако наиболее вероятный вариант развития российской системы образования Игорь Реморенко видит в сочетании отдельных аспектов представленных им сценариев.
Комментарии