Министерство образования и науки Волгоградской области и обком профсоюза подвели итоги реализации двухстороннего соглашения на 2010-2013 годы. Задачей совместного совещания руководителей органов управления образованием и профсоюзных лидеров было обсуждение хода выполнения принятых обязательств, определение главных направлений работы и места профсоюзных органов в процессе реформирования отрасли. Встречу ждали, нужно признать, не без некоторого беспокойства: как сложится диалог? Каким он будет – конструктивным или скорее эмоциональным?
Первым выступил министр образования и науки Волгоградской области Александр Коротков. Он отметил важность и значимость соглашений, заключаемых на всех уровнях, для работников отрасли и дал положительную оценку взаимодействия профсоюза и органов управления образованием на местах: «Взаимодействие с профсоюзом – это прямой контакт с профессиональным сообществом, в котором более 70тысяч учителей, воспитателей, педагогов. Благодаря профсоюзу мы имеем четкую оперативную картину положения дел».В докладе председателя Волгоградской областной организации профсоюза Лидии Нестеренко прозвучали выводы и оценки, которые говорят о том, что профсоюзная сторона социального «тандема» в целом удовлетворена взаимодействием с управленцами. Из многочисленных примеров, приведенных в докладе, стало видно, что в сфере образования понятие социального партнерства наполнено вполне конкретным содержанием. По инициативе обкома профсоюза были внесены дополнения в областной закон, предоставляющий льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Теперь этой льготой могут воспользоваться и те, кто живет в городе, а работает в селе. По данным профсоюзного мониторинга, более 150 педагогов воспользовались этой поправкой и получают компенсацию расходов на отопление и освещение.Внесены существенные изменения в закон «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области». Перечислены уважительные причины, при которых для молодого специалиста сохраняется возможность получения социальных гарантий и по истечении трехмесячного срока после окончания учебного заведения.Большое внимание обком уделил защите прав учителей в связи с принятием нового Порядка аттестации педагогических работников. Профсоюзу удалось перенести срок введения нового положения об аттестации на 1января 2011года. В результате около 8000 педагогов области смогли в 2010году получить квалификационную категорию на 5лет по ранее установленным процедурам.Областной комитет представляет интересы членов профсоюза в аттестационной комиссии Министерства образования и науки Волгоградской области. Дополнения, внесенные в двухстороннее соглашение в октябре и ноябре 2011года, позволили предоставить льготы при прохождении аттестации для отдельных категорий работников, а также учитывать при ее проведении наличие почетных званий и наград. За 3года аттестацию по льготной процедуре прошли 80 человек.Подобные примеры, которых можно привести десятки, и составляют, по мнению Лидии Федоровны, смысл и цель социального партнерства. Но остаются и нерешенные задачи. Недостаточно внимания уделяется проблеме старения педагогических кадров. В этой связи стороны социального партнерства планируют поработать над областными законопроектами о дополнительных мерах социальной поддержки работников отрасли. Кроме того, для объединения молодых педагогов региона обком профсоюза ежегодно проводит форумы «Думая о будущем». Лидия Нестеренко выразила надежду, что это станет совместной традицией Министерства образования и науки Волгоградской области и областной организации профсоюза.Лидия Федоровна отметила факт, который не может не беспокоить профсоюзную сторону: в ряде территорий имеют место нарушения прав членов выборных профсоюзных органов, что мешает достижению намеченных целей и задач.В заключение Лидия Нестеренко процитировала Президента РФ Владимира Путина, который на встрече с профактивом отметил, что «Государство – гарант, профсоюзы – инструмент». Эта формулировка вполне могла бы стать девизом всей системы социального партнерства в бюджетной сфере.Об успехах и проблемах на муниципальном уровне рассказали представители территорий.Олег Лелюк, председатель Комитета по образованию администрации Палласовского района, считает профсоюз незаменимым партнером, на которого можно смело положиться и разделить груз обязанностей. Профсоюз оказывает огромную помощь в работе с трудовыми коллективами, о чем свидетельствует отсутствие жалоб и обращений по вопросам трудового и пенсионного законодательства.Александр Вихлянцев, начальник отдела образования администрации Новоаннинского муниципального района, согласился с коллегой: практика показывает, что там, где сильный профсоюз, учителя чувствуют себя увереннее и работают с полной отдачей.Валерий Радченко, председатель территориальной организации профсоюза города Камышина, отметил особые отношения, сложившиеся между профсоюзом и Комитетом образования – это понимание того, что делить сторонам нечего. Председатель горкома профсоюза – участник всех аппаратных совещаний, входит в состав общественного совета по образованию, что позволяет оперативно реагировать на зарождающиеся конфликтные ситуации. В 2013году при прямом участии профсоюза было выделено 11 полноценных квартир работникам образования, а всего за три года – 16 квартир и 7 комнат в общежитии. Без совместного диалога это вряд ли бы получилось.Елена Вязова, начальник отдела образования администрации Иловлинского района, привела конкретные цифры по зарплате работников образования. Эти данные свидетельствуют о проблемах в регулировании оплаты труда в отрасли. Большие надежды на профсоюз, его жизнестойкость и желание продолжить работу в этом направлении.Галина Брежнева, председатель Волжской городской организации профсоюза, тоже говорила о зарплате. Предпринимаемые в этом направлении шаги дали свои результаты. Однако не во всех образовательных учреждениях зарплата соответствует средней по экономике. Это в первую очередь связано с низкой наполняемостью классов, а также с неэффективными расходами в образовательных учреждениях. По мнению профлидера, необходимо добиваться установления в отрасли базовых окладов для педагогических работников в размере 10тысяч рублей, что позволит учителю отказаться от ведения двух ставок и дополнительной работы.Выступление Ирины Курсековой, начальника Департамента правового и кадрового обеспечения Министерства образования и науки Волгоградской области, было посвящено положениям Федерального закона «Об образовании в РФ». Она остановилась на правовом статусе образовательных организаций, обозначила первоочередные меры, которые необходимо предпринять руководителям учреждений для приведения локальных актов в соответствие с новым законом, рассказала о разрабатываемых министерством законопроектах о дополнительных мерах социальной поддержки работников отрасли (ипотечное кредитование, оздоровление, льготы молодым специалистам).Совещание показало, что обе стороны социального партнерства настроены на продолжение совместной работы. В целом заседание было проникнуто духом взаимного уважения, пониманием того, что трудная ситуация в сфере образования не терпит конфронтации сторон, как бы ни были сложны стоящие перед нами задачи.Галина СКОМОРОХОВА, заместитель председателя Волгоградской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии