search
main
0

Диалог и дискуссия

Осмысленное чтение в игровой форме «Что? Где? Когда?»

Новый проект московского образования «Осмысленное чтение», направленный на воспитание читательской грамотности и критического мышления, на обучение школьников искусству выработки в себе этих качеств, имеет огромное значение в современном образовании. Умение ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою позицию, принимать обоснованное решение – это то, с чем дети должны выйти во взрослый мир, это задача нашего общего будущего.

У каждого человека свой огромный опыт осмысленного чтения, читательской грамотности. В этой статье остановлюсь на математике. Это та специальность, при работе в которой обратная связь почти мгновенна: понял или не понял текст, решил или не решил задачу. Многоуровневая проблема структуризации текста, изложенного ребенком, решается с первых лет в школе. Опять-таки обратная связь, заложенная в четком алгоритме математической задачи: структура текста – смысл текста – смысл задачи – решение задачи – оценка верности решения.

Большое значение при этом имеет независимая диагностика выработанных умений – централизованная контрольная работа или единый государственный экзамен. Грамотное изложение решения, необходимость максимально полно в сжатые сроки при высоком психологическом стрессе передать обоснованное решение задачи – такие умения требуют большой и регулярной подготовки. Это соответствует основным модулям проекта «Осмысленное чтение»: читаем в любой обстановке, управляем скоростью чтения, эффективно работаем с разными текстами, управляем вниманием.

Еще больше возможностей для воспитания умения читать текст открывается в тех математических задачах, где нет очевидных готовых шаблонных алгоритмов, где можно изобрести решение почти с нуля. В школе №444 такому сложному искусству обучают специалисты высокого уровня, существуют специальные математические классы, проводятся «Научные субботы». Школа традиционно держит высокую планку на математических олимпиадах.

Сложно вырабатывается и оттого особенно ценен метапредметный подход при воспитании осмысленного чтения. Это напрямую сопряжено с целями нового проекта московского образования: осваивание метапредметных компетенций, связанных с коммуникативными и познавательными умениями.

Как пример поделюсь опытом проведения межпредметных игр «Что? Где? Когда?» в школе №444. Главной целью мероприятия было желание увлечь детей чтением, продемонстрировать значение умения правильно и грамотно читать, использовать имеющуюся информацию при принятии решения.

Темы для чтения были предложены заранее и сформулированы в меру широко для того, чтобы дать возможность ребятам самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, и достаточно четко, чтобы помочь сконцентрироваться на ключевых идеях будущих вопросов.

Для зимней серии игр были выбраны история, литература и математика. Для младшего, среднего и старшего звеньев определены эпохи: Древняя Греция, эпоха Возрождения в Европе и XIX век в России. Чтобы при проведении мероприятия регулировать переход между учебными целями разных уровней, информационное поле было сужено – внимание детей заранее акцентировалось на конкретных именах. Тем самым при подготовке к игре вырабатывалось умение ребят отличить достоверный источник информации от недостоверного, понимать значение аргументов и фактов.

Сами вопросы были составлены так, чтобы нести информацию различного уровня значимости. Дети выделяли первостепенную и второстепенную информацию в тексте вопроса. При обдумывании ответа вспоминали основные мысли прочитанных текстов и находили ключевые слова в заданиях.

Главной технической задачей являлся подбор вопросов, на которые ребята могли верно ответить при условии, что читали литературу по предложенным темам. Очень важна была необходимость включать в работу предметные знания ребят, выделять их взаимосвязь с содержанием прочитанных текстов. Наконец, диалог и дискуссия, умение отстаивать свою точку зрения. Окончательный ответ на вопрос дети вырабатывали командой, использовали информацию, полученную каждым учеником индивидуально, анализировали факты, обосновывали выводы.

Осмысленность чтения – ключевая способность, которую нужно помочь сформировать молодому поколению. Для этого в школе много средств – это и уроки, и кружки, и внеклассные мероприятия, которые могут быть весьма разнообразными.

Наталия МАЛАШОНОК, учитель математики школы №444, кандидат физико-математических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте