search
main
0

Диалог городов. Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы

​В ходе подготовки к вебинарам и онлайн-семинарам взаимообучения городов от участников мероприятий поступает большое количество вопросов об эффективных управленческих и образовательных практиках московской системы образования.

Вопрос от Ольги САФИНОЙ, Нижний Новгород:- Как в Москве организована работа по профориентации школьников и их профильной и предпрофессиональной подготовке? С какого возраста ведется эта работа, какие городские ресурсы в ней задействованы?Отвечают Елена КУЗНЕЦОВА, Михаил БОРОДИН, заместители директора Городского методического центра:- В Москве реализуются проекты предпрофессионального образования, объединяющие усилия педагогов московских школ, ведущих специалистов системы высшего образования, научных организаций и работодателей. В предпрофессиональных инженерных, медицинских, академических (научно-технологических) и кадетских классах обучающиеся осваивают профессиональное высокотехнологичное оборудование, выполняют прикладные проектные и исследовательские работы, знакомятся с реальными условиями современных рабочих мест.В рамках проектов предпрофессионального образования школы оснащаются лабораторно-исследовательскими комплексами, гарантирующими изучение современных технологий. В инженерной лаборатории учащиеся осваивают навыки программирования, прототипирования, 3D-моделирования и создания роботов, в медицинской – приемы оказания первой помощи, методы диагностики состояния здоровья человека и технологии лабораторного анализа.Выпускники инженерных, медицинских и академических классов проходят предпрофессиональный экзамен, принимают участие в предпрофессиональных конференциях и олимпиаде, победители которых получают дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры.Одним из популярных среди московских школьников проектов является «Учебный день в технопарке», благодаря которому школьники узнают об инновационных разработках и производственных технологиях в сфере робототехники, геоинформатики, космонавтики, промышленного дизайна, энергетики, нанотехнологий, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей.Одновременно с общим образованием обучающиеся московских школ осваивают программы профессионального обучения в колледжах, получая специальности младшей медицинской сестры, фармацевта, оператора беспилотных летательных аппаратов, сборщика электронных устройств, мастера по ремонту автомобильного транспорта, специалистов в области компьютерного моделирования, программирования станков и лазерных установок.Главными результатами обучения в культурно-образовательной и профессиональной среде города являются предпрофессиональные умения и осознанный выбор востребованных в Москве профессий.Вопрос от Татьяны ПАВЛОВОЙ, Ростов-на-Дону:- В СМИ широко освещается тема обучения директоров школ из городов России в Москве. Как проходит такое обучение? Могут ли те, кто приезжает на обучение в Москву, формировать программу в зависимости от тех задач, которые им необходимо решить в своей образовательной организации, или программа обучения одна на всех? Что в основе программы?Отвечает Наталья МОИСЕЕВА, директор гимназии №11 Выборга:- Знакомство руководителей общеобразовательных школ Выборга с московской системой образования состоялось в апреле 2018 года.25 руководителей школ приехали в Москву на курсы повышения квалификации по программе «Управление образовательным комплексом». Программа курса включала в себя актуальные для каждого руководителя темы и вопросы: формульный подход к оценке качества образования, создание и развитие управленческой команды, распределение обязанностей и ответственности между заместителями руководителя, работа над управленческим проектом.Обучение проходило в Московском центре развития кадрового потенциала образования и на площадках столичных школ в интерактивной форме. В ходе групповой работы рождались проекты, новые идеи и решения.В мае этого года в городе Выборге состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между комитетом образования МО Выборгский район Ленинградской области и Департаментом образования города Москвы, целью которого было развитие сотрудничества по разным направлениям в области образования, в том числе в сфере профильного обучения школьников.В октябре 2018 года второй этап обучения в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования» прошел по программе «Азбука управления образовательной организацией», сформированной уже по запросам руководителей нашего района. Это было очень необычно и полезно: форсайт, работа с сопротивлением, этапы работы над проектом, общение в социальных сетях, имидж школы. С нами работали молодые, грамотные тренеры и преподаватели. Обучение прошло на одном дыхании!Главная идея обучения в Московском центре развития кадрового потенциала образования – это изменение концепции преподавания: включение в преподавательскую практику современных методов и технологий, активных форм проведения урока и занятия.Очень большой интерес руководители Выборга проявили к образовательному проекту «Московская электронная школа». Создание единой образовательной среды – задача, которая реализована в этом проекте в полной мере. Хотелось бы, чтобы этот ресурс был доступен и другим городам нашей страны.Вопрос от Анатолия СВИРИДОВА, Томск:- Для чего созданы межрайонные советы директоров и как им удается организовать сотрудничество в условиях конкуренции за проживающих в их районе учеников?Отвечает Маргорита БУТЫРСКАЯ, директор школы №1532:- Межрайонные советы директоров образовательных организаций – это общественно-профессиональные союзы, призванные использовать максимально возможный потенциал среды межрайонов, города в образовательном процессе.Введение ряда целевых показателей, на основе которых формируется рейтинг московских школ, послужило толчком для преобразований внутри образовательных организаций, что и должно было подстегнуть к возрастанию конкуренции между школами, и особенно за мотивированных учеников.Вместе с тем нам необходимо было организовать работу внутри МСД таким образом, чтобы каждый наш ученик и его родитель понимал, что внутри своей школы он сможет получить качественное образование по любому направлению (профилю, программе), а используя ресурсы других школ МСД – только приумножить свои возможности. В МСД районов Теплый Стан и Коньково организована работа по вовлечению всех образовательных организаций в единое образовательное пространство. Этому способствует создание «дорожной карты» по организации профильного и предпрофильного обучения, дополнительного образования, которую мы создали еще в 2016 году. Организуя совместные мероприятия и проекты, собирая лучшие практики наших школ в воспитательной работе и дополнительном образовании, мы проводим межрайонные мероприятия, финалом которых обычно становится гала-концерт фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты».С 2017 года в рейтинге московских школ появился новый показатель – коэффициент МСД, который показывает вклад каждой школы районов в получение качественного образования всеми школьниками наших образовательных организаций. Это дает возможность каждой школе межрайона быть максимально заинтересованной в результатах своих соседей. Поэтому управленческие команды школ могут и должны делиться интересным и эффективным опытом, развивать сотрудничество для повышения собственной привлекательности, повышения квалификации своих учителей.Вопрос от Владимира НИКОЛАЙЧЕНКО, Тверь:- Хотелось бы более подробно узнать о результатах, которые московские школы получили от внедрения института менторства. Нет ли в профессиональной среде опасений, что этот институт может превратиться в деструктивное звено системы, сдерживающее инициативы молодого поколения управленцев?Отвечает Павел СУВОРОВ, директор школы-интерната №2, ментор:- Мне очень приятно отвечать на этот вопрос, потому что как раз московскую систему образования последнее время в СМИ часто упоминают в связи с «наводнением» молодых управленческих кадров. Дело в том, что институт менторства – это совершенно не «возрастная» история. В столичной Ассоциации менторов люди разных возрастов. Молодой директор может сидеть на заседании ассоциации с очень заслуженным, мудрым директором с большим стажем. И они оба будут менторами, разговаривающими на равных. Ключевое слово московской системы образования – эффективность. Ментором считается не тот, кто молод или стар, а тот, кто реализует наиболее эффективные практики в системе образования. В Ассоциации менторов есть школы с очень серьезными образовательными результатами, входящие в Топ-500 лучших школ России, а есть директора школ с глубокой практикой социально значимых направлений системы образования. Например, школы, реализующие инклюзивные практики работы с детьми с ОВЗ, коррекционные школы, центры дополнительного образования, школы, эффективно реализующие приемы театральной педагогики и пр. Ментор – это специалист, зарекомендовавший себя в первую очередь практическими достижениями, причем как в вопросах непосредственной организации образовательно-воспитательного процесса, так и грамотным описанием своих проектов и достижений. Мало создать эффективную практику, ее нужно описать, для того чтобы другие могли воспользоваться этим уникальным опытом. Менторские пары – это вообще уникальное явление. На встречах ассоциации мы несколько раз обсуждали, что важен выбор и ментора, и разработчика. Курс Московского центра развития кадрового потенциала «Эффективный руководитель», который уже традиционно проходят все директора школ Москвы, в целом направлен на то, чтобы руководитель осознал, сформулировал свое видение развития школы, которой он руководит. В свою очередь, выбор ментора со стороны разработчика – это кульминация личностного развития молодого управленца. Но молодого не в плане возраста, а скорее в плане управленческого опыта.Вопрос от Марии САТИНОВОЙ, Брянск:- Какие в московской системе образования существуют механизмы мотивации школ в целом и учителей, в частности, для повышения результатов учащихся и особенно для их вовлечения в олимпиадное движение?Отвечает Артем ШИШОВ, начальник отдела Центра педагогического мастерства:1. Существует рейтинг образовательных организаций, одним из пунктов которого является развитие олимпиадного движения в образовательном учреждении.2. В Москве ведет деятельность Ассоциация победителей олимпиад, которая проводит различные мероприятия, направленные на мотивацию обучающихся (например, олимпиадный праздник).3. Финансовое стимулирование педагогов. Также за призовое место на заключительном этапе ВсОШ обучающийся получает премию мэра.4. Развита система выездных образовательных мероприятий как для педагогов, так и для обучающихся.5. Московская электронная школа помогает педагогам с материалами для подготовки к олимпиадам.6. Центр педагогического мастерства занимается развитием олимпиадного движения в Москве, разрабатывая образовательные программы, организуя семинары и встречи по развитию талантов обучающихся.Вопрос от Натальи БОБРОВСКОЙ, Саранск:- Каковы возможные критерии (показатели), определяющие готовность образовательной организации к введению ФГОС СОО?Отвечает Татьяна РАСТАШАНСКАЯ, заместитель директора МЦРКПО:- Апробация ФГОС старшей школы началась 1 сентября 2013 года, обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет 1 сентября 2020 года.Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС изложены в методических материалах, подготовленных Департаментом общего образования Минобрнауки России (письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. №03‑255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).Согласно данному документу критерии готовности следующие:- разработана и утверждена основная образовательная программа;- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС;- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;- определен список учебников и учебных пособий;- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;- осуществлено повышение квалификации;- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.Вопрос Любови МАРТЫНОВОЙ, Саранск:- В ФГОС СОО говорится, что программа развития УУД на ступени среднего общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, построения индивидуального образовательного маршрута. Каковы особенности процесса разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута?Отвечает Татьяна РАСТАШАНСКАЯ, заместитель директора МЦРКПО:- Особенность ФГОС СОО – акцент на развитии индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих:- общие предметы для включения во все учебные планы;- учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы;- курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края»);- индивидуальный проект.Всего государство финансирует 37 часов в неделю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте