В региональной системе образования работают более 31 тыс. педагогов, из них 13447 в общеобразовательных школах. В 90-е годы кадровая ситуация изменилась и сегодня не подлежит однозначной оценке.
На начало 2001-2002 учебного года высшее образование имели 82% (в 1995 г. – 78%) учителей, работающих в общеобразовательных школах. Однако за 90-е годы снизилось количество учителей 5-11-х классов с высшим образованием на 2,2% (в 1992 г. – 95,1%, 2002 – 92,9%), а учителей музыки, пения, черчения, физической культуры и трудового обучения – почти на 5%. Количество директоров и их заместителей с высшим образованием с 98,4% в 1992 году упало к 2002 г. до 90,4%.
Достигнута определенная стабильность в деятельности образовательных учреждений. Повышается успеваемость (с 97,1% в 1997-1998 учебном году до 98,2% в 2002 году), в три раза сокращено второгодничество, обозначилась тенденция роста качества знаний обучающихся (с 34,9 до 38,2%). А это значит, что более 65 тыс. учащихся учатся на “хорошо” и “отлично”.
В деле качественного повышения уровня образования не последнюю роль играет профессиональный стаж учительства, соотношение молодости, творческой зрелости и мудрости. Анализ статистики дает основание утверждать, что более 50% педагогов находятся в расцвете творческих сил. В общеобразовательной школе со стажем от 2-5 лет работают 6,4% педагогов, от 5-10 лет – 12,8%, от 10-20 лет – 33,6%, от 20 и более – 41,4%.
Ничтожно мал процент педагогов, имеющих стаж до двух лет (5,9%) и от двух до пяти лет (6,4%), что может в будущем привести к нарушению преемственности традиций, к утрате исторического и педагогического опыта, накопленного педагогами и передающегося из поколения в поколение. Стремительное старение кадров может ускорить этот нежелательный процесс. За последние 10 лет по области число учителей, достигших пенсионного возраста, удвоилось и составило 1243 человека (9,2%).
Для кадрового корпуса педагогов характерно не только старение, но и феминизация. С 1992 по 2002 годы количество женщин-педагогов, работающих в общеобразовательных школах, выросло почти на 5% и достигло 90% (более 12 тысяч).
(Из доклада на заседании коллегии Департамента образования 31.01.2003 г.)
Николай БАЛАНДИН, заместитель начальника Департамента образования администрации Вологодской области
Комментарии