Чтобы углубиться в понимание какой-либо проблемы, иногда бывает полезно рассмотреть ее со стороны. Этот “внешний” взгляд оказывается нередко и более широким, и более глубоким, чем анализ “изнутри”.
В нашей летней школе “Химера” с “начинающими талантами” – призерами химических олимпиад – работают не только профессиональные химики, но и гуманитарии. Оценка последними человеческих качеств “вундеркиндов” не всегда совпадала с мнением химиков. В результате споров педагогов и размышлений о дальнейшей судьбе наших воспитанников главный филолог “Химеры” Е.М.Фотьянова сформулировала ряд положений о приспособленности к взрослой жизни “одаренных школьников”. Эти положения подтверждаются на практике – за судьбой некоторых бывших призеров олимпиад мы наблюдаем с 8-9-го класса до защиты ими диссертаций. Кроме того, моя собственная биография подтверждает ряд приводимых ниже положений.
Можно спорить и не соглашаться с резкими суждениями Е.Фотьяновой, но отрицать наличие перечисленных явлений нельзя. В конце концов мы, учителя, не компьютеры набиваем информацией, а учим и воспитываем людей.
Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, в прошлом победитель химических олимпиад всех уровней, а сейчас все еще их организатор, соросовский учитель и т.д.
Основные характеристики обьекта исследования
Основные характеристики обьекта исследования
– интеллектуально развитые подростки 14-16 лет.
Для подростков с рано обнаруженными повышенными интеллектуальными способностями (назвать это “одаренностью” язык не поворачивается) характерно следующее:
Обнадеживающе высокий интеллект, он же фактически основная несущая конструкция личности. Ум выступает не прикладной характеристикой, а перерастает в психологическую основу, обусловившую почти все привлекательное в данном человеке для окружающих. Все остальные составляющие этой личности – почти в эмбриональном состоянии. Высокий интеллект играет отрицательную роль в процессе формирования социальных навыков, поскольку ради него окружающая система (родители, школа) долго многое терпит, создавая у “вундеркинда” иллюзию нормального хода событий. Школьника выставляют на всякого рода умственные состязания, он побеждает и становится “гордостью школы”, ему очень многое прощают.
Связь с окружающими людьми осуществляется на опаздывающе-детском, безответственном уровне: “товарищи по играм”, “хорошие дяди”, “плохие дяди”. Нет способности различать моральное и уголовное право. Не понимает, как в принципе может осуществляться общение между людьми вне оговоренных правил и предметной деятельности (назовем такое общение “социальным”). Не понимает значения слова “ответственность”. Это непонимание часто приводит к тому, что действия “вундеркинда” вне интеллектуальной сферы квалифицируются окружающими как “эгоистические” и “хамские”. Способен часто “в упор не видеть” окружающих.
Склонен к эскапизму – убеганию от “ненаучных” житейских проблем, выраженному часто в нарочито вызывающем поведении, прежде всего в высказываниях. Когда в умного, но ребенка вбито, что от него в первую очередь ожидается успех в конкуренции и постоянная демонстрация “профессиональной” состоятельности, эскапизм практически гарантирован. Перегруженная интеллектуально, но неразвитая психика требует отдыха. Отсутствие навыков нормального общения приводит к бессознательной психической разгрузке в “извращенных” формах.
Понижена способность к самооценке – характерна детская зависимость от похвалы-порицания. “Самопортретирование” не развито – вместо этого поиск оценки другими по простой шкале (“хорошо-плохо” или баллы в олимпиаде).
Воля обычно отсутствует. Есть упорство в занятиях умственной работой для себя, но такая работа – уход от окружающей реальности в комфортную псевдореальность. У современных старшеклассников это – поощряемое родителями и школой увлечение компьютером, у “юных химиков” – занятия экзотическими синтезами, нередко взрывчатых и физиологически активных веществ. В процессе взросления возможен выбор новой псевдореальности – алкогольной зависимости.
Когда школа устает терпеть выходки своего “вундеркинда”, к нему часто применяют санкции без обьяснений, считая, что ему все понятно. Но ему непонятно, он не знает таких понятий!
До и после порога.
школа – вуз
Легкое поступление в престижный вуз означает на самом деле пропущенный этап осознанного выбора специальности и принятого самостоятельно биографически значимого решения. Что получено без труда – ценится мало.
(В.З.: Очень многие выпускники нашей школы имени А.Н.Колмогорова получают рекомендацию к поступлению без вступительных экзаменов, причем некоторые – сразу на 2-3 факультета МГУ. В результате их выбор достаточно случаен. На наш химический факультет МГУ, как и в другие химические вузы, поступают без экзаменов победители ряда олимпиад – от Московской до Международной. Ежегодно таких абитуриентов бывает более десятка. Но не все они доучиваются до диплома. Впрочем, социологи прогнозируют резкое падение числа “доучившихся до диплома” в ближайшие годы – см. “Знание-сила”, # 10-1995).
Особенно опасной для развития эмоциональной сферы представляется ситуация, когда в целях “развития творческого потенциала” “вундеркинда” отрывают от его семейной среды (помещение иногороднего школьника в интернат, после – в студенческое общежитие); нечто аналогичное происходит и когда, “уходя в высшее образование”, студент порывает со своим сословием, теряет душевную и эмоциональную связь с менее образованными родителями (подобный сценарий разрыва духовной связи с “простонародной” семьей описан еще у Короленко как эмоциональная трагедия разночинцев). Разрыв семейных связей и отношений наносит эмоциональной сфере невосполнимый ущерб, делая ее во многих отношениях дефектной. В лучшем случае потребность в сердечности близких людей, в защищенности, в инстанции, которая с любовью принимает человека как он есть, не выставляя ему никаких условий любви и заботы (а это и есть специфика родительского отношения к ребенку), – такая потребность подавляется силами самого “вундеркинда” ценой неосознанного, но значительного насилия над собственной личностью; проницательный наблюдатель легко отличает в таких подростках и юношах оттенок “заброшенности”. На раннем этапе изолированный от практики сердечных, теплых отношений, такой человек не успевает приобрести опыта взрослой человечности и не то что осознать, но хотя бы ощутить его ценность. Он просто не владеет этим типом отношений.
В студенческие годы продолжается отождествление себя как личности со своей профессиональной квалификацией. В результате основанием для самоуважения становятся не социально-личностные качества, а успешное выполнение определенных функций. Свое исправное функционирование (сдача сессий, участие в научной работе) рассматривается как единственный правильный способ не давать окружающим повода для критики. Но рано или поздно происходит столкновение с критикой, несмотря на успешную работу “интеллектуального агрегата”. Очень часто это выливается в проблемы сексуальной (точнее, психосексуальной) сферы. Идеальный “повелитель” компьютеров, спектральных приборов и установок для химического синтеза оказывается неспособным к проявлению, хотя бы “для приличия”, элементарной человеческой теплоты. Отсюда же – и многие конфликты “непонятых гениев” с начальниками – “ретроградами”. Следствие – стандартный для “русского мужика” уход в алкогольную псевдореальность, реже в наркотическую.
Надежда.
Она не умирает никогда
А как же не только не потерять, но и развить ее? Если бы можно было – чисто теоретическая и немного изуверская идея – выбросить клиента на необитаемый остров в обществе одного, а лучше нескольких малых детей, неспособных к самостоятельному выживанию. Иными словами: моделирование ситуации полной ответственности за другое живое существо – человеческой породы и беспомощное. В старину в таких случаях прописывали морское путешествие этак на год-полтора…
(В.З.: Так вот для чего существуют наши летние школы! А ведь действительно, я давно заметил, что “Химера” нужна студентам – бывшим “вундеркиндам” больше, чем школьникам – сегодняшним “юным талантам”).
Но при этом крайне важна ненавязчивая помощь Взрослого – Учителя “вундеркиндам”. И этот Взрослый должен удивить своего бывшего “юного гения” явной заботой и моральной поддержкой независимо от “технических результатов” преподавания и вожатской практики. Теплые отношения, иррациональные с точки зрения логической и функциональной, могут обеспечить победу “безотчетной нравственности” над рациональной бесчеловечностью. По крайней мере хочется в это верить.
Елена ФОТЬЯНОВА, зав. отделением филологии заочной школы “Открытый лицей “ВЗМШ” Российской академии образования, сотрудник журнала “Наука и жизнь”
NB!
“Учительская газета” уже не раз обращалась к проблеме одаренных детей. Материалы о разработанной Министерством образования России программе “Одаренные дети” можно прочитать в 42-м и 44-м номерах нашей газеты за 1995 год.
Право быть самим собой
Право быть самим собой
Статью Е.Фотьяновой первыми прочитали и оценили представители “безнадежно талантливых” – ученики 11-го класса Специализированного
учебно-научного центра МГУ (школа-интернат имени А.Н.Колмогорова).
Личность формируется независимо от интеллекта, в среде и за счет среды, в которой взрослел подросток. По своему опыту могу сказать, что основная масса талантливых подростков – очень интересные и непохожие между собой. И это уже дает мне право не согласиться с автором: люди, описанные в статье, составляют меньшинство (для нашего хотя бы интерната, в котором учатся примерно 250 человек, таких не больше пяти) и не обязательно “помешаны” на своей “легкой” жизни и славе. Для них их занятие может представлять просто увлечение, переросшее в цель и смысл жизни, которая со временем все равно изменится.
И вообще я считаю, а точнее, соглашаюсь с Корчаком, что у ребенка, да и у каждого человека, есть три права: “1. Право на смерть. 2. Право на сегодняшний день. 3. Право быть тем, что он есть”. И, исходя из этой теории, автор не должен был так низко отзываться об “умных” подростках.
Обвинять в этой проблеме надо общество, которое не сумело подготовить эти дарования к самостоятельной жизни и “любви и заботе”, о которых говорил автор.
Сергей МИХАЛЕВ, 16 лет:
Да, есть редкие индивидуумы, ради которых родители терпят многое, но воспитание, которое дают ребенку родители, может направлять высокий интеллект в “мирные цели”. Не всякому школьнику – “гордости школы” многое прощают, все зависит от преподавателя и ученика.
Деление окружающих людей происходит по принципу: “друзья” и “окружающие”.
Да, скорее всего человек с высоким интеллектом склонен к эскапизму, но он происходит скорее всего от невозможности общения, т.к. люди имеют различные области интересов, скорее поэтому человек уходит в себя и человек “спускает тормоза”, поэтому его поведение кажется “хамским”.
Человек, “отрывающийся” нестандартным способом, вряд ли будет смотреть на похвалу – порицание других, и вряд ли этот человек будет оценивать себя в красках, ему просто придется это делать в общении с ближним, с другом.
Человек, легко поступивший, начинает мало ценить свое достижение, и это позволяет более спокойно и осознанно обратиться к выбору профессии, это также дает возможность независимо оценивать и пренебрегать участием в олимпиадах, плохими оценками. Человек становится более открытым для помощи ближнему. Это же дает возможность не зацикливаться на выполнении функций, предписываемых профессиональной квалификацией.
О себе: учился в обычной школе, учеба давалась легко за счет участия в олимпиадах, довольно легко попал в хорошую школу (интернат). Выбор – перейти в нее учиться – не перейти – обусловили давление родителей и принцип “конкуренции”.
Комментарии