search
main
0

Диагностико-технологическое управление педагогическим процессом. Четвертая четверть

Публикация продолжает серию материалов по переходу управления на диагностико-технологическую основу. (См. “УГ” ## 29-30, 39, 50 за 1998 год).

Четвертая четверть – конец учебного года, короткий спурт на финише, сбор школьного “урожая”. И это всегда праздник. Скоро мы оценим качество нашей работы – и не только по количеству хорошистов и отличников, но и по уровню их творчества. Предстоит активизировать творческую работу учеников – как? Предстоит провести смотры, конкурсы, состязания, олимпиады – какие?

Обучение школьников на уровне творчества непрерывно совершенствуется усилиями РАО и многочисленных энтузиастов-практиков, поэтому набор возможных мероприятий велик. Чаще других школы используют:

конкурсы “классных” команд (КВН),

внутришкольные олимпиады,

защиту рефератов и творческих работ.

Для первого года работы по нашей системе, пока в школе еще невелико количество хорошистов, этого достаточно. Но надо позаботиться на будущее и о системе формирования творческих умений.

Задание 15. Подготовка и проведение мартовского педсовета.

На весеннем педсовете целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Оценка эффективности применения зон повышенного внимания в III четверти и продолжение этой работы.

2. Доминирование творчества в IV четверти.

3. Системное усиление творчества учеников.

При рассмотрении первого вопроса надо провести анализ изменений качества и индекса качества обучения по сравнению с третьей четвертью предыдущего года. Соответствующие графики-развертки выполняются на больших листах ватмана. Наглядная демонстрация изменений (линия графика расположилась существенно выше прошлогодней) не только создаст заряд положительных эмоций, но послужит и конструктивному обсуждению.

Есть смысл и в демонстрации столбчатой диаграммы эффективности применения ЗПВ. Высота столбиков для каждого класса пропорциональна числу отметок зоны, исправленных учениками. Здесь предметом обсуждения станет, почему в одном классе исправлены, скажем, более 30 троек, а в другом только 6.

По второму вопросу следует ознакомить коллектив с планом творческой работы в четвертой четверти и особенностями проведения мероприятий.

КВН проводятся между параллельными классами в первой половине апреля. Можно предложить такой план:

разминка “Забавный случай на уроке”,

конкурс “Вопросы на засыпку”,

конкурс “Упрямая орфограмма”,

конкурс капитанов “Одаренный ученик”,

домашнее задание “Самый полезный предмет”,

конкурс бардов “Гимн предмету”,

конкурс “Что бы это значило?”,

конкурс “Найти ошибку”,

награждение лучшей “классной команды”.

Внутришкольные олимпиады по предметам проводятся во второй половине апреля. Ученики, занявшие по каждому предмету первые три места, составляют олимпийскую команду школы.

Защита рефератов и творческих работ проводится сразу после майских праздников и служит подготовке к экзаменам. Возможные критерии для оценки: новизна, широта и глубина поиска, систематизация материала и умелая его подача. Лучшие работы должны быть отмечены грамотами.

Третий вопрос наиболее важный, и ему следует уделить особое внимание. Вначале обсудить цели и задачи ученического творчества, его содержание, закономерности, нацелить коллектив на совершенствование методов и условий приобщения к творчеству.

СИСТЕМНОЕ УСИЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА УЧЕНИКОВ

Творчество, как любая другая деятельность, нуждается в мотивации, но не все мотивы оказываются пригодными для этого случая, и особое место среди них занимает мотив самосовершенствования: он обязательно присутствует во всех видах творчества. Связь творчества и самосовершенствования настолько сильна, что многие люди считают эти слова синонимами.

Что же необходимо совершенствовать в себе? Прежде всего то, что ведет к усилению и сохранению разума. И в этом плане нельзя противопоставлять различные виды творчества, усиливать одни и ослаблять другие: они дополняют друг друга, образуют единое целое – самосовершенствование человека.

Музыкальное и художественное творчество обогащает эмоциональный мир человека. И здесь не может быть вопроса, что лучше: тонкость классики или эстрадный примитив шлягеров, мелодичные романсы и народные песни или псевдорусские частушки.

Литературное творчество, особенно стихотворное, наиболее связано с развитием речи. Но во многих ли школах проводятся конкурсы на лучшее стихотворение?

На творческом уровне обучения основам наук совершенствуется освоение мыслительных операций и волевых качеств личности. Этому виду творчества повезло больше других: осваивается несколько простейших мыслительных операций, формируются самостоятельность и настойчивость. Но и здесь не доходит дело, скажем, до статистического видения мира, до высшего волевого качества – организованности.

Без технического творчества нельзя в полной мере развить трудолюбие. А во многих ли школах существуют постоянные выставки технического творчества?

Опыт социального творчества в детских организациях способствовал усилению культуры общения и нравственности.

Можно со всей определенностью утверждать, что у нас до сих пор нет системности в организации творчества учеников. Это не означает безнадежности: строительный материал давно создан, его по крупинкам долгие годы собирали многочисленные энтузиасты-педагоги. И сейчас нужна лишь какая-то стержневая закономерность, способная превратить эту грандиозную свалку в прекрасную конструкцию: стихийное творчество должно приобрести технологичность. В качестве такой закономерности может быть выбрана естественная последовательность задач годичного цикла: в первой четверти надо вызвать интерес к творчеству, во второй – уделить внимание показу элементов творческой работы, в третьей – стимулировать самостоятельное творчество, в четвертой – позаботиться о его доминировании в учебном процессе. Соответствующий этому открытый перечень видов творческой работы представлен ниже.

I четверть.

Пробуждение вкуса к творчеству.

Конкурс цветочных композиций.

Пушкинские чтения.

Выставка лучших работ прошлого года.

Открытие выставки технического творчества.

Анкетирование “Полезные умения”.

Осенний бал.

Психологическое тестирование учеников и определение задач самосовершенствования.

………………………..

II четверть.

Показ элементов творчества.

Организация показа элементов творчества старшеклассниками младшим ученикам.

Показ способов обработки различных материалов.

Элементы ТРИЗ.

Конкурс на лучший вопрос.

Решение задач разными способами.

Выполнение творческих заданий.

Конкурс микрофантазий.

Способы написания рефератов, статей.

Подготовка фрагмента урока.

Показ структурно-логических схем.

Элементы научной организации труда ученика.

Приемы самосовершенствования.

Зимняя сессия “Творческие умения”.

………………………..

III четверть.

Самостоятельное творчество.

Конкурс рисунков.

Конкурс самодеятельности.

Конкурс “Проба пера”.

Конкурс фотографий.

Конкурс “Что бы это значило?”

Конкурс лучших поделок.

Конкурс “Интересная задача”.

Недели учебных предметов.

Конкурс сверток информации.

Конференция “Самосовершенствование”.

Конкурс классных коллективов.

“Зоны повышенного внимания”.

…………………….

IV четверть.

Стимулирование творчества.

Конкурс “классных” команд.

Внутришкольные олимпиады.

Защита рефератов и творческих работ.

……………………………

Здесь не приводятся описания мероприятий: они общеизвестны. Но следует заметить, что по мере повышения уровня работы массовой школы, возникает необходимость в ряде спецкурсов:

1. Мыслительные операции.

2. Прикладная статистика.

3. Система И.П.Волкова.

4. ТРИЗ.

5. Наставничество.

6. Самосовершенствование.

7. Социальное творчество.

Задание 16. Проведение заседаний методобъединений по проблеме “Методы и условия совершенствования творчества учеников”.

На заседаниях надо обсудить, с какими видами работ надо знакомить учеников во второй четверти, какие организационные условия должны быть созданы для самостоятельного творчества в третьей четверти и усиление его – в четвертой.

Задание 17. Подготовка и проведение педсовета “Анализ результатов работы за год”.

Предлагаемый перечень вопросов.

1. Оценка результатов обучения в четвертой четверти.

2. Обзор учебной работы за год.

3. Перспективы совершенствования педагогического процесса.

Для обсуждения первого вопроса, как обычно, готовят графики-развертки, характеризующие изменение качества обучения и индекса качества в четвертой четверти по сравнению с последней четвертью предыдущего года. Для оценки эффективности применения ЗПВ строятся столбчатые диаграммы для каждого класса (см.рекомендации к предыдущему педсовету).

При обсуждении второго вопроса можно использовать графики, построенные для ранее проводившихся педсоветов. Обзор достижений и допущенных просчетов поможет скорректировать работу на следующий учебный год.

Обсуждение третьего вопроса возможно в одном из двух вариантов:

если результаты работы школы все еще ниже среднемассовых (меньше 32 процентов хорошистов), то основное внимание должно быть уделено последовательному включению резервов;

если же школа перешагнула среднемассовый уровень, то основное внимание должно быть уделено развитию творчества.

На предыдущем педсовете было начато обсуждение перспектив школы. После домашней проработки надо заслушать предложения учителей по обоим направлениям работы, обсудить их и учесть при планировании педагогического процесса в будущем году.

Всеволод ЗАЙЦЕВ,

научный руководитель экспериментально-технологической площадки “Преемственность”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте