Летом 2015 года МЦКО представил результаты апробации в детском оздоровительно-образовательном лагере «Команда» общегородской диагностики коммуникативных и регулятивных умений школьников в групповой проектной деятельности.
В двух проектах приняли участие 215 человек (учащиеся 5-7-х классов). В каждом проекте участвовали 18 групп, по 6-7 участников в каждой. Ребята активно использовали ноутбуки (установленные в отдельно оборудованной зоне в актовом зале) и личные гаджеты для поиска, обработки и представления информации. Отдельные проекты были оформлены в виде компьютерных презентаций в программе MS PowerPoint. Практически все ребята (98%) довольны результатами проекта (хотя из них почти треть считают, что можно было бы сделать лучше). Павел КУЗЬМИН, директор Московского центра качества образования:Уже совсем немного дней осталось до начала нового учебного года, мы должны представить обновленный комплект диагностических материалов, которые позволили бы объективно оценить результаты обучения московских школьников. Традиционно мы всегда очень много внимания уделяли предметным диагностикам – проверочным работам, оценивающим знания ребенка по конкретным темам, но в последнее время произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования – от признания знаний, умений и навыков как основных итогов обучения мы перешли к пониманию обучения как процесса подготовки школьников к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе, поэтому летом мы совместно с нашими партнерами – городским центром «Команда» – провели проверку на практике новой городской диагностики исследовательской деятельности учащихся в группе. Все мы понимаем важность умения работать в команде, когда возможности каждого дополняются и усиливаются возможностями партнеров. Понятно, что большинство современных инноваций – результат командного труда. Для нас эта практическая проверка имела большое значение, так как в следующем учебном году эти диагностики будут использовать в большом количестве московских школ, ведь умение работать в группе – один из предполагаемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе выполнения группового проекта ребята учатся планировать свою деятельность, интегрироваться в группу сверстников, распределять роли, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, в презентации результатов совместной работы. У нас есть еще одна важная задача – формирование у ребенка не раздробленного понятия мира, а целостной картины. К сожалению, мы не раз говорили о том, что разбиение школьного образования на отдельные предметы создает в головах у школьников разобщенную картину наук, которая в реальном мире уже достаточно интегрирована. Через развитие метапредметных диагностик, усиление межпредметных связей мы решаем задачу конвергентного образования, когда разные предметы максимально приближены и взаимодействуют друг с другом, взаимодополняя друг друга. Все ребята в «Команде» выполняли задания именно в этой философии, они требовали знаний и умений из разных предметных областей. Проекты, над которыми работали ребята, оценивали специалисты не только Центра качества образования, вожатые, но и сами ребята, у нас была дружественная взаимооценка. Тем не менее были отмечены определенные трудности в ходе выполнения проекта. Как показало исследование, у школьников существует дефицит в сформированности регулятивных действий при формулировании целей исследования и планировании своей деятельности. Наблюдатели отметили, что в 12 (из 36) группах иногда возникали конфликты, в одной из групп конфликты возникали очень часто, хотя только в двух случаях участники не смогли прийти к общему решению (то есть конфликт не был разрешен). Оценивание наблюдателей и ребят отличалось: вожатые считали, что только у 39% участников проекта было свое задание, тогда как в листе самооценки 61% участников проекта отметили, что все члены группы работали над выполнением проекта. В готовящиеся проекты диагностик будут внесены изменения, и в следующем учебном году эти диагностики будут предложены для столичных школ. Ведь умение работать в команде – один из результатов обучения, предполагаемых ФГОС. Если мы говорим о диагностике коммуникативных умений, то здесь крайне важен интерес к содержанию и проведению такой диагностики, если интереса нет, значит, нет мотивации и такая диагностика бесполезна. Именно поэтому мы обратились к коллегам в «Команде», для того чтобы проверить, насколько диагностики, которые будем предлагать всему городу, действительно интересны нашим ребятам. По итогам анализа результатов специалисты центра сформулировали рекомендации для разработчиков диагностических материалов по доработке содержания контрольных измерительных материалов и технологии проведения диагностики. Тимур Ахмадуллин, ученик шестого класса школы №171:Нам дали проект, и мы должны были придумать клумбу, которую можно сделать в реальности. После этого нас разделили на команды и раздали листочки с планом действий. Каждый из нас получил задание, например, я делал презентацию, другие ребята искали картинки и рисовали будущую клумбу. Для создания клумбы мы использовали знания из различных наук – математики, географии, биологии и информатики, искали в Интернете разные интересные растения, для того чтобы засадить эту клумбу. Самое интересное началось тогда, когда мы защищали наши проекты. Теперь у меня есть надежда, что наши проекты воплотятся в жизнь. Никита Холоднов, ученик седьмого класса школы №1158:Нам предложили проект по измерению жизненной емкости легких. Конечно, со своей командой мы начали с того, что измерили физические показатели каждого из ее участников. Измерения жизненной емкости легких у нас происходили двумя способами. Первый был довольно наглядным – мы надували шарик и измеряли показатели этого шарика. Но так как я считаю этот способ не очень точным, мы использовали второй способ – нам предложили формулы, согласно которым при помощи роста, веса, возраста и прочих физических показателей мы более точно измеряли жизненную емкость наших легких. При подготовке этого проекта нам помогли науки. Во-первых, здесь не обошлось без биологии, этот проект касался анатомии нашего организма. Во-вторых, с помощью математики мы вычисляли такие показатели, как среднее арифметическое, применяли все формулы, которые были даны в нашем проекте. В-третьих, при помощи информатики мы подготовили компьютерную презентацию и достойно защитили наш проект. В-четвертых, при помощи изобразительного искусства мы подготовили соответствующие плакаты и буклеты.
Комментарии