Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 г., №№4, 8, 12 за 2009 г. Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение со значимыми людьми.
Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, школьником занятий, форм отдыха. Однако неверно было бы думать, что досуг – это только индивидуальные развлечения и увлечения. Большой интерес подростки, например, проявляют к различным видам общественной, коллективной деятельности. Особенно их увлекает самостоятельная организация спортивных, туристских мероприятий, вечеров художественной самодеятельности, творческих ролевых и познавательных игр и состязаний с достаточно большим количеством участников.
Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Психологи, изучая мотивацию школьников, утверждают, что реальным мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся 7-8-х классов выступает желание общаться с товарищами, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков.
Краткая характеристика внеучебной сферы жизни школьников позволяет наметить основные задачи классного воспитателя, составляющие программу «Досуг»: выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов; расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические, географические, математические и др. вечера, встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, предоставление возможности зарабатывать деньги на общественные нужды; организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющим успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстрации их достижений в досуговой сфере.
Наконец, необходимо рассмотреть еще одну сферу, оказывающую кардинальное воздействие на развитие школьника, – сферу его материального бытия, образа жизни. Не секрет, что еще достаточно много семей, где процветают грубость, пьянство, где дети предоставлены сами себе, где нет условий для нормального сна, отдыха, выполнения домашних заданий. Есть семьи малообеспеченные, где дети испытывают трудности с питанием, одеждой (а есть наоборот – увлеченные вещизмом), есть семьи с плохими жилищными условиями, а есть такие, где школьник имеет отдельную комнату, и т. д. Одни дети помогают родителям, выполняют работы по дому, на участке, другие ведут праздный образ жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учебе, и на нравственности детей.
Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В классе периодически возникают «эпидемии», связанные с модой на прически, стиль одежды и обуви, ношение украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлечениях). Практически каждый ученик подвержен влиянию предметно-эстетической обстановки, которая его окружает в классе, в школе. Многие дети, особенно подростки, болезненно переживают отсутствие у них модных вещей: спортивной одежды, звуко- и видеовоспроизводящей техники – отсюда конфликты с родителями, с товарищами и даже с учителями, так как у таких подростков возникает стремление утвердиться в другой сфере – дерзко общаясь со взрослыми, например.
Внимание к повседневному бытию ребенка, к образу его жизни ставит перед классным воспитателем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный воспитатель знакомится с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий контакт. Знание семейно-бытовых условий создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если есть необходимость, то и для подключения компетентных организаций с целью оказания финансовой помощи или для защиты прав ребенка.
В школе классному воспитателю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле оформления класса (кабинета), наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, дискуссии о направлениях моды и отношениях с родителями, эгоизме и равнодушии детей. Наконец, порой возникает потребность организовать всех учеников класса для оказания той или иной помощи одному из них.
Итак, каковы же приоритеты в работе классного воспитателя? Во-первых, в центре его внимания находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие, а коллектив, класс, должен стать средой, благоприятной для отдельного ребенка. Во-вторых, из всего возможного содержания воспитательной работы педагогический наставник класса выбирает следующие целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
В заключение остается определить, какие же знания, умения, способности должен иметь сам воспитатель, чтобы успешно осуществлять стоящие перед ним задачи.
Профессиональные способности классного воспитателя можно разделить на три основные группы: рефлексивно-аналитические; организаторские; коммуникативные.
Первую группу составляет способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, воспитатель должен овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
Организаторская деятельность воспитателя предполагает умение ставить перед собой и перед детьми цели, причем только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса; способность создавать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, возможность индивидуальной самореализации детей и др.); обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе. Важный аспект организаторской деятельности – координация усилий семьи, «малого педсовета» (учителей, работающих с данным классом), внешкольных педагогов в воспитании школьников.
Коммуникативные качества классного руководителя, во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Для этого требуется подход к нему с «оптимистической гипотезой», вера в его силы и возможности, демонстрация желания понять, поддержать и защитить его. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей-предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими; достигать взаимопонимания с родителями.
Коммуникативная доброжелательность классных руководителей – важнейшее условие здорового психологического климата в школе и предпосылка сотрудничества с классом и другими субъектами воспитания.
Олег ГАЗМАН,
Александр ИВАНОВ
Продолжение следует
Комментарии