Работа в проекте «Инженерный класс в московской школе» дала нам возможность осознать, что сообща мы двигаемся более продуктивно, что нужна плотная интеграция разных специалистов. И мы объединяем наши усилия.
Алла Вячеславовна Басова, учитель математики и информатики, классный руководитель 10‑го «В» класса, Евгения Михайловна Дударева, учитель физики, Екатерина Владимировна Перова, учитель математики и классный руководитель 11‑го «Е» класса, Ирина Николаевна Бондарь, классный руководитель 11-го «Н» класса, Татьяна Ивановна Тимошкина, методист.
В начале года мы собрались командой, определили приоритеты работы в проекте, распределили между собой зоны ответственности. Евгения Михайловна решила заниматься проектами по астрофизике и решению мировых проблем с помощью спутников Земли. Алла Вячеславовна выбрала направление «Программирование в проектной деятельности». Я занялась любимыми направлениями – инженерным проектом и предпрофессиональной олимпиадой.
Классные руководители 11‑х классов погрузились в сложности предпрофессионального экзамена. Несмотря на разделение, мы работаем вместе, в тесном содружестве и сотрудничестве. Каждый понимает и зону своей ответственности, и зону ответственности коллег и всегда подключается, если ситуация того требует.
Кроме того, в наше неформальное содружество включены и партнеры школы: ВШЭ (МИЭМ), МИСиС, МАИ. Наши ребята посещают занятия в этих вузах, в этом году дистанционно. Но даже в таком формате мы вместе или рядом с нашими учениками. Они понимают важность своего участия в проекте, а мы можем помогать и словом, и советом, и делом, поддерживать любые их активности.
А еще, безусловно, сплачивают коллективные поездки, являющиеся одновременно и наградой, и стимулом. Так, 15 ребят были в Анапе на образовательной площадке МИСиС в лагере «Смена», воспитанники Евгении Михайловны в марте продолжили коллективную работу в рамках космической смены в центре «Сириус» (участники программы «Дежурный по планете», объединяющей технологические конкурсы и проекты для школьников и студентов в области космоса и реализующейся при поддержке госкорпорации «Роскосмос»).
В одиночку мы не смогли бы так качественно консультировать авторов исследовательских работ, большинство которых разрабатываются на пересечении школьных предметов (конкурсы «Высший пилотаж», номинация «Спутникостроение и геоинформационные технологии», «День науки», «Сила света»). Интеграции требуют и практико-ориентированные олимпиады и конкурсы, такие как WorldSkills, Московский чемпионат «Абилимпикс», НПК «Инженеры будущего».
Участие в них наших ребят отмечено победами и призовыми местами. Конечно, мы гордимся их успехами и понимаем, что объединение наших знаний, наших усилий принесло высокие результаты.
Важно, что нас поддерживают и коллеги, не участвующие непосредственно в проектах и конкурсах. Часто мы занимаем «наукоемкие» кабинеты после уроков, отсутствуем по нескольку дней, находясь вместе с детьми на конкурсах.
Все это создает неудобства, заставляет коллег подключаться к процессам, на которые они не были ориентированы: проводить квалифицированные замены уроков, освобождать свои классы для подготовки и репетиций, помогать в осуществлении взаимодействия с родителями. В такие минуты мы все действуем как должно в команде – сплоченно, единым фронтом, понимая, что делаем одно дело.
В течение года стало ясно, что наше неформальное единение, рожденное с целью исключительно практической, принесло и иные плоды. Со многими участниками проекта, причем как взрослыми, так и детьми, стали складываться другие отношения – тоже неформальные.
Мы звоним, пишем друг другу не только когда что-то нужно (хотя это в первую очередь!), просим совета, обращаемся за консультациями, делимся проблемами, опытом. Все ситуации стараемся анализировать, использовать и чужой опыт для дальнейшей работы.
А еще мы отчетливо ощутили, что совместная работа для нас, педагогов, – это стимул развития. С одной стороны, наши ученики, ступив на путь исследований, заставляют нас быть в тонусе (мы же должны соответствовать!). С другой – общение с коллегами подстегивает: неловко оказаться некомпетентным, неосведомленным. Ну и, конечно, необходимо идти в ногу со временем, отвечать его вызовам, чувствовать себя современными.
Мы гордимся тем, что не только работаем в дружном, целеустремленном коллективе, но и строим его сами. Вместе мы сила!
Ирина ПАЛЬЧИКОВА, учитель школы №2127
Комментарии